Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. Образование в нашей стране является приоритетной функцией государства, политика которого направлена на формирование активной, самостоятельной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном плюралистическом меняющемся мире. Система образования закономерно адаптируется к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда и ориентирует на формирование способности к продуктивному труду и социальному партнёрству.
Государственная политика в области образования ориентирована на гуманистический характер образования, при котором преобладающим становится коммуникативно-деятельностный подход к процессу обучения.
Личностно-ориентированная технология предоставляет возможность каждому учащемуся выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения и тем самым реализовывать себя в различных видах деятельности: создание модели обучения, выполнение заданий, написание творческой работы, участие в семинарах, изготовление наглядных пособий и т.д.
Степень изученности проблемы. Проблемой развития критического мышления у учащихся занимались такие ученые, как: Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С. Халл, Ч. Темпл, Е.Ю. Грудзинская, А.В. Федоров, Е.И. Федотовская, Б.Л. Б.Фарберман, Л.В. Голиш, Р.Х. Джураев, С.С. Магдиева, З.К. Кудашева, Д.М. Шакирова, С.О. Атаханова, Х.А. Махмудов и др.
В работах известных дидактов ХХ века Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева др. затронута проблема совершенствования личности обучаемого посредством выполнения самостоятельной работы.
В решении проблемы исследования мы опирались:
- на философские, педагогические теории о сущности человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, H.A. Бердяев, С.Л.Рубинштейн и др.);
- о целесообразном и творческом характере деятельности обучаемых (Д.Л. Андреев, A.A. Мелик-Пашаев и др.);
- о новой образовательной парадигме, основанной на гуманистических концепциях (Ш.А. Амонашвили, И.Я. Лернер, E.H. Шиянов и др.);
- о развивающем образовании (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
- на идеи о личностно-ориентированном подходе к процессу обучения (В.Сериков, Л.Якиманская, Е.Полат и др.)
Проблема: принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании предполагает, что воспитание должно основываться на индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей и строиться с личного самоопределения.
Объект исследования – процесс личностно-ориентированного воспитания.
Предмет исследования – методическая система по литературе в формате личностно-ориентированного обучения.
Актуальность темы помогла выдвинуть гипотезу: воспитание будет строиться на личностно-ориентированных принципах при учёте следующих условий:
- системообразующей единицей содержания воспитания будет ценность личностного самоопределения;
- для поддержки самоценной активности учащихся будут созданы коммуникативные условия;
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Цель исследования – разработать методику обучение на уроках литературы с применение принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Задачи исследования:
1. Раскрыть цели и задачи личностно-ориентированного обучения.
2. Наметить принципы личностно-ориентированного обучения
4. Разработать модель личностно-ориентированного обучения литературе.
5. Представить методическую систему по литературе в формате личностно-ориентированного обучения и методические рекомендации.
При решении поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогических, методических источников по теме исследования, анализ продуктов творчества учащихся, синтез, обобщение;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование:
- методы статической обработки: сравнительный анализ результатов.
База исследования – МБОУ СОШ № 5 г….
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании
1.1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании и его педагогические цели
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется особый подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями.
Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создаёт новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Воспитание, ориентированное на личность, её жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей.
Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования в средних специальных образовательных учреждениях характеризуется тем, что личностно-ориентированное образование проходит несколько этапов, так как предполагает становление личности учащегося, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Приобретению личностного смысла помогает содержание личностно-ориентированного образования, которое включает в себя следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.
Содержание технологии личностно-ориентированного образования имеет свои специфические особенности: включение в организованный педагогический процесс личностно-смысловых задач, которые реализуют субъектный опыт учащегося, раскрывают возможности осуществления самодиагностики и само коррекции в учебно-воспитательном процессе.
Заметим, что личностно-ориентированное обучение требует учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей. Данный вид обучения основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся и признании того факта, что для каждого обучаемого типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком и его применению в процессе обучения (учебные стратегии).
Данный подход разрабатывался в методике с позиции «теории деятельности» предполагающим:
1) известную самостоятельность учащихся в процессе обучения, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке программы обучения;
2) опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в ходе занятий;
3) учет социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни;
4) учет эмоционального состояния учащихся и морально-этических и нравственных ценностей;
6) формирование учебных умений в соответствии с учебными стратегиями учащихся;
7) повышение роли самостоятельной работы учащихся при ограничении ведущей роли преподавателя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника;
8) использование аутентичных материалов в процессе занятий и др.
Известно, что учебный процесс по литературе базируется на основных элементах индивидуально-образовательной деятельности учащихся, к которым относятся:
- смысл деятельности (зачем я это делаю);
- постановка личной цели (предвосхищающей результат);
- составление плана деятельности (мне это нужно);
- реализация плана деятельности (я жду результат);
- рефлексия (осознание учащимся собственной деятельности);
- оценка (мне это интересно);
- корректировка или переопределение целей обучения (мне это надо, чтобы улучшить результат).
Таким образом, условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учащихся. С этой целью на занятиях по литературе применяются следующие способы обучения:
- индивидуальные задания для учащихся;
- открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;
- предложение учащимся составить план занятий для себя;
- индивидуальную образовательную программу на определенный период времени и др.
Известно, что классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности, последовательности изложения учебного материала и др.) определяют общие целевые установки учебного процесса. Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому потребуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности учащихся в формате личностно-ориентированного обучения.
К таким принципам относятся:
- принцип личностного целеполагания;
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
- принцип мета предметных основ образовательного процесса;
- принцип продуктивности обучения;
- принцип ситуативности обучения;
- принцип индивидуализации обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
Рассмотрим функции каждого из принципов личностно-ориентированного обучения.
Принцип личностного целеполагания
Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания учащимся своих целей обучения.
Самоопределение обучающего по отношению к конкретному учебному вопросу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алмазова И.Г. Коллективное творчество как фактор формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к будущей профессии / И.Г. Алмазова // Современный подход к учебно-воспитательному процессу. - 2015. - № 4. - С. 156-160
2. Андриянова В.И. О мотивационных особенностях учебного процесса в образовательных учреждениях / В.И. Андриянова. –Т., 2015.
3. Ахмедова Л.Т. Методика преподавания литературы / Л.Т. Ахмедова. – Т., 2015.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. Переизд./ Ю.К. Бабанский. - М., 2014. - 198 с.
5. Баратов Ш.Р. Проблемы воспитание и формирование общей, профессиональной, экологической и физической культуры в системе непрерывного образования. учебный проект / Ш.Р. Баратов. –Т-М., Яндекс. 2013.
6. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы /О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М., 2015. - 270с.
7. Бодалев А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во М ГУ, 2014. – 189 с.
8. Волков И.Ф. Готовясь к урокам литературы / И.Ф. Волков. – М., 2015.- 87с
9. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Ч. 1. / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Современное слово, 2015
10. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск: Современное слово, 2015. - 480 с.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Современное слово, 2014. - 288с.
12. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 2. - C. 42 - 45
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015. - 384 с.
14. Как-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы. - М, Знание. 2015.
15. Кудашева З.К., Магдиева С.С. Методика обучения литературы. Учебное пособие для студентов педвузов Узбекистана: - Ташкент. Ixtisod- Moliva. 2015. – 226 с.
16. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. 365 с.
17. Магдиева С.С. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. Учебное пособие для студентов высших педагогических образовательных учреждений. –Т., 2011. – 128с.
18. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
19. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2014. - 478 с.
20. Методика преподавания литературы. Под ред. О.Ю. Богдановой., В.Г.Маранцмана. Части 1-2 - М., Владос.2013.
21. Методика преподавания литературы. Под ред. З.С.Смелковой.- М., 2002.- 168с.
22. Проблема развития когнитивно-творческих способностей, обучающихся в современных условиях. Коллективная монография под ред. проф. Р.Х.Джураева - Т., Шарк, 2012.
23. Педагогика /Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
24. Педагогические технологии: понятия, принципы и методы внедрения. Сборник материалов из Интернета. Ташкентский институт востоковедения. - Т., 2013. - 48с.
25. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителя. М., Владос.2014. -212с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015.
27. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: Поиск новой парадигмы. М.: Москва, 2014 182 с.
28. Щербина Н.В., Усольцева К.А. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации в профессиональном образовании // Студенческий научный форум: Материалы X Международной студенческой научной конференции. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/ (дата обращения: 06.10.2019).
29. Щуркова Н.Е.и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 2015.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2015. - 360 с.
31. Юрченко О. С. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] // Школа и производство. - 2015. - № 5. - С. 50-52.
32. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2014. - 96 с.