Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С учетом реализации ФГОС последнего поколения деятельность педагога-психолога и всей психолого – педагогической службы в целом может осуществляться на основе двух моделей. Какая модель будет реализована в том или ином образовательном учреждении решается руководством этого образовательного учреждения совместно с муниципальными органами образования. Первая модель предполагает наличие штатного специалиста в образовательном учреждении, вторая модель подразумевает сетевое взаимодействие.
Психолого - педагогическое обеспечение образовательного учреждения может входить в комплексную службу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. В данном случае в систему будут входить психологические службы, психолого-медико-социальные службы, педагоги-психологи, муниципальные методические службы и другие учреждения, которые призваны оказывать психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.
В ФГОС нового поколения прописана роль педагога - психолога, которая заключается в совместном решении проблем по его внедрению. Кроме этого в документе обозначено, что психолог должен работать со всеми учащимися, а также с учителями для того, чтобы развивать необходимый уровень компетенции, осуществлять психологическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Основная цель психолого - педагогической службы в образовательном учреждении согласно ФГОС заключается в содействии личностному и психологическому развитию участников образовательного процесса в результате реализации стандарта нового поколения.
Перед педагогом - психологом на сегодняшний день стоят следующие задачи:
- повысить уровень компетентности участников образовательного процесса для того, чтобы они на высоком уровне могли организовать сопровождение при введении и реализации ФГОС;
- на качественно новом уровне реализовать программы психолого – педагогического сопровождения личности, которые соответствуют новым требованиям ФГОС;
- обновить формы и характер общения в образовательном процессе, а также деятельность педагога - психолога в рамках нового подхода;
- создать социально - психологические условия для того, чтобы универсальные учебные действия учащихся получили успешное развитие;
- организовать психолого - педагогическое сопровождение внеучебной деятельности учащихся для того, чтобы развивать их духовно - нравственную сторону.
Независимо от того какая модель будет выбрана образовательным учреждением согласно новым стандартам, педагог - психолог должен быть включён в процессы разработки и реализации основных образовательных программ.
В связи с этим, разработка критериев оценки качества работы педагога-психолога является особенно актуальной. Критерием в оценке работы педагога-психолога является определенный признак, на основании которого проводится оценка или классификация чего-либо. Посредством критерия выражаются сущностные изменения объекта, описывается знание предела, полноты проявления его сущности в определенном выражении. Это средство не представляет собой необходимый инструмент оценки, но сам не является оценкой.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предмет исследования: критерии оценки качества работы педагога-психолога.
Цель исследования – провести анализ критериев оценки качества работы педагога-психолога.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание деятельности педагога-психолога.
2. Провести анализ критериев оценки качества работы педагога-психолога.
1. Содержание деятельности педагога-психолога
1.1 Основные направления деятельности
Современная Россия переживает достаточно сложный период социально-экономической, политической и образовательной нестабильности, где наблюдается тенденция к безработице молодежи, их разочарованием в собственной профессии и, в конце концов, своим будущим. Личность в период взросления стремится как можно быстрее самоутвердиться, самоопределиться и быть довольным и успешным в жизненном пространстве. Однако эти «попытки» могут и не реализоваться, если государственная молодежная политика имеет целью совсем другие, как правило, отличные позиции и намерения относительно современной молодежи 2, с. 36.
Реалии сегодняшнего дня побуждают каждого индивида к смелости, уверенности в принятии собственных решений, уметь «бороться» с трудностями любого содержания. Так, как растущая личность больше времени проводит в школе, она не только получает интеллектуальные достижения, успехи, но и учится правильно (конструктивно) отстаивать собственное мнение, положительно убеждать других в своей правоте, пытается логически мыслить и рассуждать о различные жизненные ситуации, а также учится налаживать взаимодействие (бесконфликтного общения) со сверстниками, учителями и другими взрослыми. Несмотря на позитивные моменты» учащейся молодежи в школьной среде, стоит заметить и негативные, которые случаются с ними и имеют социальную деструктивную направленность 8, с. 32.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева, А. Д. Профессиональная позиция педагога-психолога в условиях оптимизации образования / А. Д. Андреева // Научный диалог. – 2017. – № 3. – С. 216-228.
2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. – М.: «Ось-89», 2012. – 224с.
3. Диденко Н.А. Проблема формирования и оценки предметно-специализированных компетенций педагогов-психологов / Н.А. Диденко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 9. – С. 35-40.
4. Егорова М.А. О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога) / М.А. Егорова // Психологопедагогические исследования. – 2017. – Т. 9. – № 3. – С. 30-38.
5. Климов Е.А. Психология профессионала /Е.А. Климов. – Воронеж: МОДЭК, 2016. – 400 с.
6. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов /Е.П. Кринчик // Вестник Московск. унта. – Сер. 14. Психология. – 2015. – № 2. – С. 45-56.
7. Маничев С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии /С.А. Маничев // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2018. – №32(132). – С.51-61.
8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб.для студ. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 606 с.
9. Новикова С.С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности к профессиональной ориентировке студентов-психологов /С.С. Новикова // Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Материалы межрегион. науч.-практ. конф., г. Москва – г. Сочи, 23, 29 октября 2010 г. / Под общ. ред. В.В. Крыловой. Москва – Сочи: РИЦ СГУТиКД 2010. – 204 c.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. дораб./
Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2015. – 352 с.
11. Павленко Т.А. Проблемы оценки профессиональной деятельности педагога-психолога / Т.А. Павленко, Л.А. Першина, В.Г. Кирсанова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2014. – № 1 (2). – С. 282-290.
12. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании /В.Э. Пахальян // Вопросы психологии. – 2012. – №6. – С.103-113.
13. Пахальян В.Э. Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании //В.Э. Пахальян. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii (дата обращения: 06.10.2019).
14. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2015. – 592 с.
15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.2: Робота психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2015. – 477с.
16. Самуйлова О.И. Механизм оценки качества работы педагога-психолога / О.И. Самуйлова // Психология и школа : издается с января 1999 года : научно-практический журнал / Ред. В.Г. Колесников, И.Е. Горбачева. – 2013. – №3 июль-сентябрь 2013. – С. 81-85.
17. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов /В.А. Фокин // Вестник Московск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2017. – № 2. – С. 33-44.
18. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы/Л.М. Фридман // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 97-107.
19. Шарапановская Е.В. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании: учебное пособие / Е.В. Шарапановская, О.А.Брылева. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 236 с.
20. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие /Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, 2014. – 600 с.
21. Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «Психология»: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Чеботарева. – Н. Новгород, 2016. – 196 с.