Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие светского права Древней Руси было продолжительным процессом. Его корни уходят к племенным Правдам восточных славян. Они подразумевали под собой, как правило, правовые концепции, которые предназначены в целях юридической регламентации всего комплекса общественно-финансовых и правовых отношений в каждом племени либо объединении племен.
К середине XIX столетия в Среднем Поднепровье - Русской земле случилась стандартизация близких относительно состава и общественной природы Правд данных племен в Закон Русский, компетенция коего распространялась на местность государственного формирования славян с центром в Киеве. Этой концепции права придерживались в судебной практической деятельности великие киевские князья и надзираемые ими княжеские и местные общинные судебные органы.
Переворот, осуществленный в древнерусском социуме и праве христианством и византийским правом, отразился, главным образом, на статусе церкви и церковных людей. Данное отыскало отображение в церковных уставах, которые приняты русскими князьями, дошедшими до нас: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и пр. Княжеское законодательство в качестве источника права возникает на Руси в Х столетии, оно привнесло перемены в функционирующее экономическое, семейное и уголовное право.
Более же крупным монументом древнерусского права выступает Русская Правда, которая сохранила свой смысл и в дальнейшие периоды российской истории. Русская Правда считается первым сводом законов Руси, какая собрала в себе и традиционное право, и право византийских ресурсов, и законотворческую работу русских князей XI-XII столетий. Русская Правда дошла до нас в более чем 100 перечнях XIV-XVI столетий, какие сильно различаются друг от друга относительно состава, объёма, структуры.
Объектом представленной работы выступают социально-правовые отношения, регламентируемые ресурсами древнерусского права.
Предметом работы выступают нормативные правовые акты, регламентирующие разные области существования Древней Руси
Целью представленного исследования выступает многостороннее исследование ресурсов древнерусского права и их единая оценка.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть этапы развития древнерусского права;
- предоставить единую оценку ресурсов древнерусского права;
- исследовать Русскую Правду в качестве ключевого ресурса древнерусского права;
- раскрыть ключевые черты гражданского, вещного, наследственного, семейного права;
- рассмотреть уголовное право, судебный орган и процесс в древнерусском государстве.
Проблемам рассмотрения ресурсов древнерусского права посвящали собственные труды такие ученые как, Кудимов А.В., Шафиев М.М., Черниловский З.М., Чибиряев С.А., Чистяков О.И. и иные.
При написании работы были применены такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, индукции и дедукции, формальной логики, системный, технико-юридический и иные.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Развитие древнерусского права и общая характеристика источников древнерусского права
Как и у иных народов, одним из ключевых ресурсов права у славян является обычай. Обычаи, либо стабильные принципы поведения, создаются уже на уровне догосударственного становления, в обстоятельствах родоплеменных отношений. Когда доля обычаев преобразуется в норму поведения и общины либо их старейшины начинают заставлять исполнять эти нормы собственных недобросовестных, либо выбивающихся каким-то иным способом из общинной жизни сочленов, представляется возможным вести речь о возникновении традиционного права. Традиционное право формулируется в правовых действиях (фактах), в их единообразном повторении (например, община при любых условиях охраняет каждого общинника круговой порукой). Оно формулируется кроме того в правовых сделках либо судебных актах (использование кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и пр.
Традиционное право является довольно консервативным, оно зачастую длительно находится в соседстве с правом публичным в обстоятельствах, когда уже формируется государство и все отрасли права. На Руси длительный период времени полагали, что поступать по старине обозначает поступать в соответствии с правом. «Что старее, то правее» , – свидетельствует пословица. Вместе с тем традиционное право, не являясь закрепленным в законодательстве, может меняться вместе с жизнью. К древним нормам традиционного права восточных славян причислялись кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особенная словесная форма заключения соглашения, наследование в кругу семьи и пр. Их часть мы выявляем в древнерусских законах уже как нормы публичного права, доля их изменяется, некие теряются. Кровная месть, например, была запрещена в XI столетии и заменена на денежный штраф.
В соответствии с точкой зрения Портнова В.П., право у восточных славян появилось вместе с государством, никакого таким образом именуемого общинного права до появления государства не имелось. Ресурсом права в это время было, главным образом, традиционное право, нормы коего до нас не дошли. Общеизвестно, что приблизительно в IX столетии функционировал таким образом именуемый Закон русский. Вероятно, что это был сборник письменный, в каком имели место быть нормы традиционного права .
Появление Древнерусского государства само собой было сопровождено созданием древнерусского права, исторически первым ресурсом, коего были правовые традиции - нормы традиций доклассового социума, которые санкционированы появляющимся государством. В их числе возможно увидеть кровную месть, правило талиона - «равным за равное». Комплекс данных норм летописи и другую древнейшую документацию именуют «Законом русским». По этой причине вторым ресурсом права Киевской Руси является свой законотворческий процесс раннефеодальной страны в первые десятки лет его существования, которое обобщало судебную практическую деятельность. К середине XIX столетия в Среднем Поднепровье - Русской земле случилась стандартизация близких относительно состава и общественной природы Правд данных племен в Закон Русский, компетенция коего расширилась на местность государственного формирования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского принимались во внимание великими киевскими князьями при подписании соглашений с Византией.
Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких соглашений: 911, 944 и 971 гг. Соглашения регламентировали торговые, союзные и военные правоотношения между двумя странами, определяли различные виды наказаний за правонарушения (убийство, кражи, увечья), которые совершены на чужой земле, формировали процесс компенсации убытков, выкупа пленных, наследования и пр. Данные памятники свидетельствуют о весьма высоком уровне права не лишь Византийской империи, однако и Руси, которые выступали в них в качестве равных партнеров. В текстах соглашений ст. 5 911 г. и ст. 6 944 г. непосредственно говорится о существовавших уже к данному времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), в соответствии с которыми законодатель представляет решение спорных вопросов. Соглашения 911, 944 и 971 гг. обладали нормами торгового права, к примеру, принципами регистрации отдельных товаров «наволок» .
Третьим источником древнерусского права выступает право византийское, его рецепция (овладение), а посредством него – частично и права римского. Утверждение христианства Русью (988 г.), овладение христианской культуры, наиболее узкое взаимодействие с Византией и иными государствами осуществили настоящую революцию во всех областях правового существования Древней Руси. Традиционное право в большинстве непосредственно находилось в противоречии с учением христианской морали и церковным правом и обязано было подвергнуться пересмотру. С православием на Русь явилась церковь с собственными каноническими законами, с собственными служителями, начиная с митрополитов-греков и завершая духовными лицами наименее высокого ранга, какие составили образованную элиту социума, которая стремилась к улучшению русского права.
В продолжение двух дальнейших веков, а именно XI и XII, Русь в качестве прилежной ученицы усваивала иностранное право, приспосабливая его к обстоятельствам местного существования. На Русь в тот период времени нахлынул поток переводной эллинистической литературы, как светского, так,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. – М.: Былина, 2015. - 548 с.
2. Исаев И.А. История государства и права России – М.: Юристъ, 2015. –544 с.
3. История государства и права. / Под ред. Лепихова М.И. - М.: Былина, 2018. - 487 с.
4. История государства и права России. Учебник для вузов. / Под ред. Чибиряева С.А. - М.: Былина, 2018. - 532 с.
5. Кудимов А.В., Шафиев М.М. Источники права Древней Руси / Кудимов А.В., Шафиев М.М. // История государства и права. - 2016. - № 10. - С. 9-10.
6. Кузнецов И.Н. История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. - Минск: Амалфея, 2015. - 376 с.
7. Курицин В.И. История государства и права России - М.: Международные отношения, 2018. - 577 с.
8. Портнов В.П. История государства и права России. Лекции. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. - 428 с.
9. Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон и право, 2015. – 685 с.
10. Сырых В.М. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2019. - 527 с.
11. Титов Ю.П. История государства и права России - М.: Былина, 2019. - 503 с.
12. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права IX в. - 1917 г. - М.: Зерцало, 2019. - 496 с.
13. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2019. – 531 с.
14. Чибиряев С.А. История государства и права России. - М.: Былина, 2015. - 598 с.
15. Чистяков О.И. История отечественного государства и права в 2-х ч. - М.: Юристъ, 2015. - 876 с.