Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема исследования. Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.Один из важнейших вопросов детской психологии - вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях.
Проблема детского мышления волновала многих ученых: Ж. Пиаже [14], Л.С. Выготского [7], Н.Н. Поддъяков [15], Дж. Брунера [9] и многих других сотрудников их лабораторий и научных школ. Каждый из них внес свою лепту в познание детского мышления.
В дошкольном возрасте особенно благоприятные условия создаются для развития образных форм познания, в том числе и наглядно-образного мышления, в процессе которого ребенок решает задачи в плане представлений, без участия практических действий. Наглядно-образное мышление играет исключительно важную роль в свете будущего обучения ребенка в школе, так как на его основе создаются предпосылки для развития понятийного мышления. В трудах Л.С. Выготского отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности.
Актуальность исследования. В настоящее время в связи с новыми задачами в системе дошкольного образования особо значима актуализация умственной сферы, проблема умственного развития детей дошкольного возраста. Одним из центральных вопросов умственного развития является вопрос об оптимизации и развитии мышления в дошкольном возрасте. Понимание динамики развития мышления ребенка – это условие изменения центрации педагогов в воспитательно-образовательном процессе при переходе на подлинно развивающую личностно-ориентированную модель. Воспитатель в образовательной деятельности детей учится видеть не только то, чем дети овладели (знания, умения, навыки), но и как изменился способ приобретения, добывания той или иной информации разного рода, какие произошли изменения в их мышлении.
Цель курсовой работы – изучить особенности развития мышления детей 3- 4 года.
Объект исследования – мышление детей 3-4 года.
Предмет исследования – особенности развития мышления детей 3-4 года.
Гипотеза исследования: мышление детей 3-4 лет непроизвольно, недостаточно сформировано. Использование в педагогической работе необходимых методов и методик коррекционной работы, поспособствует развитию наглядно-образного мышления детей 3-4-х лет.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть возрастные особенности развития детей 3-4лет;
2) Выявить сущность и содержание мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, а также особенности развития мышления у детей 3-4 года;
3) Изучить методы и методику исследования развития мышления у детей 3-4 года;
4) Представить результаты исследования особенностей развития мышления, а также игры на развитие мышления детей 3-4 года.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, индукция и дедукция, тестирование, системный метод, количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ начальная школа-сад № 682, г. Санкт-Петербург.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретический анализ изучения особенностей развития мышления у детей 3-4 года
1.1Возрастные особенности развития детей 3-4лет
Три года является очень важным этапом в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4-х лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им [12, с. 56].
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «Я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе [12, с. 59].
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительнсть. В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого[13, с. 48].
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми [19, с. 21].
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).
Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется, внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков [13, с. 61].
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Ребенок учится перепрыгивать через препятствия, лазать по гимнстической стенке.
Ребенок в 3-4 года уже очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время требует того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работы – игровой деятельности и помощи взрослым [6, с. 92].
В возрасте около трех лет ребенок начинает воспринимать взрослого не только как члена семьи, но и как члена общества с определенными функциями. Желание ребенка выполнять такую же функцию противоречит его реальным возможностям. Но это противоречие успешно разрешается через игру. Поэтому игры для развития детей 3-4 лет играют важнейшую роль и являются самым важным, ведущим видом деятельности. Содержание игры в этом возрасте связано с игрушками и предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо машинки). Как правило, дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простым сюжетом. Участие взрослого в качестве партнера существенно обогащает игру, и следовательно, стимулирует психическое развитие малыша.
Ребенок понимает названия и определения цветов: «Дай зеленый мяч». Способен уже слушать более длительные сказки и рассказы.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи: легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя слова-определения, понимает степени сравнений.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению языком [5, с. 18].
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира [3, с. 28].
Развитие речи у детей 3-4 лет — один из наиболее значимых аспектов общего развития ребенка. В этом возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в становлении речевых функций. Речь одного трехлетнего ребенка может быть развернутой, связной, грамматически правильной. Речь другого недостаточно понятной из-за дефектов звукопроизношения, состоящей из простых фраз. К сожалению, в настоящее время немало детей, которые к трем годам практически не владеют активной речью. Родителям важно помнить, что речевые обороты, словарный запас будут формироваться у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в своём окружении, в семье. Больше разговаривайте с ребенком, описывайте все, что видите, читайте вместе с ним книги. Даже если ваш малыш пока не говорит, все это наполняет его пассивный словарь, улучшает понимание обращенной речи, стимулирует развитие мышления.
Ребенок трех-четырех лет двигательно активен, непоседлив. Физическое развитие детей 3-4 лет можно оценить по тому, как уверенно ребенок ходит, спускается и поднимается по лестнице переменным шагом, бегает, бросает через голову мяч и хватает его, когда мяч катится. Насколько он способен сохранять равновесие. Обычно дети этого возраста с удовольствием качаются на качелях, что положительно влияет на разв
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018)//Консультант плюс
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]/ - М.: Перспектива, 2014. – 32 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2017. - 204 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 2016. – 387 с.
5. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. – М. : ПЕР СЭ, 2003. - 144 с.
6. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2017. – 510 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогика [Текст]/Л.С, Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – 365 с.
8. Гузеев, П.А. Методика исследования мышления/П.А. Гузеев//Киберленинка. – 2018. - № 4. – С. 21-26.
9. Исследование развития мышления / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд / пер. с англ. М.И. Лисиной. – М. : Педагогика, 2014.- 318 с.
10. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. Учреждений / Н.В. Квач. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
11. Методика формирования мыслительных операций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://metodika_formirovabiya_operacii6594325646 (дата обращения: 15.10.2019)
12. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М. : Изд. центр «Академия», 2017. - 640 с.
13. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И. Пензулаева. - М.: Педагогика, 2017. - 190 с.
14. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур : классификации и сериации / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. – М. : Изд. иностр. лит., 1963. 448 с.
15. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] : [монография] / Н.Н. Поддьяков. – М. : Педагогика, 2018. - 272 с.
16. Развитие мышления, внимания, памяти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5254635/page:11/ (дата обращения: 16.10.2019)
17. Развитие мышления дошкольников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-myshleniya-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 16.10.2019)
18. Стербингер, Л.Е. Сборник тестовых заданий и упражнений. - М.: Академия, 2016. - 184 с.
19. Сухомлинский, В.А. Педагогика/В.А. Сухомлинский. – М., 2014. – 318 с.
20. Якиманская, И.С. Знания и мышление школьников.-М.;Знание, 2015. – 412 с.