Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие экономического потенциала страны в настоящий момент является наиболее актуальной темой в разрезе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом. Это объясняется тем, что именно экономическая безопасность является неотъемлемой и весьма уязвимой составляющей государственной безопасности.
Разработка и реализация стратегий и планов государственного развития построены на принципах экономической политики, а именно: возможности достижения экономической стабилизации общества, определения балансов интересов всех участников социально-экономического развития, воспроизводственных процессов, которые обеспечивают достижение конкурентного рыночного равновесия
Цель исследования – на основе анализа эффективности финансового планирования в РФ за период 2016-2018гг. на примере федерального бюджета определить проблемы и перспективы финансового планирования и прогнозирования в РФ .
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение государственного финансового планирования и прогнозирования.
2. Проанализировать эффективность финансового планирования в РФ за период 2016-2018гг. на примере федерального бюджета.
3. Определить проблемы и перспективы финансового планирования и прогнозирования в РФ.
Объект исследования – система финансового планирования и прогнозирования на макроуровне.
Предмет исследования – динамика и структура федерального бюджета.
Теоретическая база исследования представлена требованиями нормативных документов, регулирующими финансовое планирование и прогнозирование, классическими и современными научными разработками и концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших финансовое планирование и прогнозирование.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными и аналитическими материалами Министерства финансов РФ; информационными ресурсами INTERNET; материалами, размещенными в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Курсовая работа изложена на 32 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список использованных источников, включающий 15 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены сущность и значение государственного финансового планирования и прогнозирования. Во второй главе определена эффективность финансового планирования в РФ за период 2016-2018гг. на примере федерального бюджета. В третьей главе разработаны перспективы финансового планирования и прогнозирования в РФ. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.
1 Сущность и значение государственного финансового планирования и прогнозирования
1.1 Понятие и задачи государственного финансового планирования и прогнозирования
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности страны. В современных условиях разработка бюджетного прогноза, прорабатывание наиболее вероятных тенденций состояния бюджетов, позволит выработать соответствующие решения в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильное развитие страны.
С 1 января 2017 года в полной мере вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Данный документ определяет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [2]. Перспективное бюджетное планирование предполагает разработку, мониторинг бюджетных, финансовых показателей, постановку и формирование на их основе промежуточных целей и задач, процедур прогнозирования и сокращения бюджетных рисков.
В России стратегическое планирование осуществляется на федеральном, региональном уровне и уровне муниципальных образований. При этом, стратегическое планирование понимается как деятельность по постановке целей, прогнозированию, планированию, а также программированию разноплановых параметров в настоящем, чтобы добиться социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов. Для этого стратегическому анализу должны подлежать и показатели отраслей экономики, правопорядка, обороны, международных отношений и сфер государственного и муниципального управления. При разработке стратегического плана развития, деятельность участников должна быть направлена на проработку научно обоснованных представлений о рисках экономического, социального, научно-технологического развития, об угрозах национальной безопасности страны. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы достигается, в том числе за счет расширения горизонта экономического и бюджетного прогнозирования.
Цель долгосрочного бюджетного прогнозирования – развитие бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оценив, на вариативной основе долгосрочные тенденции изменений объема и структуры доходных и расходных статей бюджетов, на основе возможности и условий привлечения и обслуживания заимствований, органы власти могут выработать варианты межбюджетного регулирования, мероприятия по повышению эффективности функционирования бюджетной системы.
Статьей 170.1 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти субъектов предписано осуществлять планирование бюджетов, формируя долгосрочный бюджетный прогноз данного территориального образования [1]. Такой документ должен содержать прогнозные характеристики консолидированного областного (краевого, республиканского) бюджета, подтверждать финансовую обеспеченность государственных программ на весь период их действия, а вектор бюджетной политики в долгосрочном видении. Для муниципальных образований соответствующие правовые требования определяет решение представительных органов местного самоуправления.
Постановление Правительства Российской Федерации № 914 от 31 августа 2015 года предлагает правила разработки и утверждения бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период. Кроме того, документ определяет сроки бюджетного прогноза. Такой стратегический документ разрабатывается на 18-летний период каждые 6 лет. Минфину России данным постановлением предоставляются полномочия по обеспечению методического содействия органам власти субъектов РФ в этом вопросе [5].
Разрабатывая денежно-кредитную политику, Правительство РФ ставит задачи повысить эффективность бюджетных расходов и улучшить стратегию государственного и муниципального управления финансами. Необходимой мерой реализации данного направления является повышение прозрачности процедур составления, внесения изменений и исполнения бюджетов всех уровней, а так же перевод основной части расходов на программный принцип.
Бюджетный прогнозный план составляется с учетом финансового подкрепления государственных программ. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно в расходной части бюджета отражается реализация основных направлений бюджетной политики. Поскольку государственные средства должны результативно расходоваться не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровне бюджетной системы, необходимо четко определить ответственность за реализацию решений задач в области расходования бюджетных средств, но и самое важное организовать процесс управления расходами. Эти задачи решаются на стадии планирования расходов в ходе составлении проектов бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Из этого вытекает необходимость контроля прогнозных показателей всех расходов. Конечная цель долгосрочного планирования - возможность планомерного развития бюджетной системы Российской Федерации. Прогноз позволяет оценить варианты и тенденции изменений объема и структуры поступлений в бюджеты РФ и выплат. А также выработать действенные меры, направленные на повышение эффективности функционирования бюджетной системы, разрабатывая варианты привлечения заимствований и межбюджетного регулирования.
Кроме того, статья 170.1 БК РФ ставит задачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации при составлении Федерального (регионального, местного) бюджета, учитывать расходы на реализацию каждой из государственных программ [1].
В рекомендациях Минфина представлен примерный перечень мероприятий и действий органов законодательной, исполнительной власти субъектов России и местного самоуправления, соблюдение которых обеспечит методическую помощь в разработке долгосрочного бюджетного прогноза [6]. А именно:
– необходимо утвердить порядок для разработки бюджетного прогноза субъекта РФ (муниципального образования) на длительный период, определить сроки действия, состав и структуру прогноза;
– прогнозный порядок должен быть синхронизирован по срокам, условиям и наполнению с утвержденным порядком прогноза социально-экономического развития субъекта страны (муниципального образования) на долгосрочный период;
– социально-экономический прогноз развития субъекта (муниципального территориального образования) на длительный период должен быть вариативен и учитывать возможную положительную и отрицательную динамику качественных и количественных показателей экономики;
– в ходе утверждения бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации (муниципалитета) на долгосрочный период, необходимо учитывать финансовое обеспечение государственных программ;
– при практическом внедрении инструментов перспективного бюджетного планирования, необходимо оценивать бюджетные риски, осуществлять учет данных, мероприятий, направлений долгосрочной стратегии социально-экономического развития.
Проект не только федерального, но и регионального бюджета должен формироваться с учетом бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, на основе вариантов прогнозных показателей бюджетов бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде. Документ разрабатывается для обеспечения успешной реализации российских приоритетов, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. «..Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов...» [4]. Одной из основных задач, определенных в Стратегии, является реализация направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. А, следовательно, совершенствование системы стратегического планирования и последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
Бюджетным кодексом РФ установлено, что бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации разрабатывается каждые 6 лет на период не менее 12 лет [1]. Для прогнозов муниципалитетов определено, что они составляются каждые 3 года на срок не менее 6 лет. На наш взгляд, конкретные сроки действия бюджетных прогнозов до