Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Малые предприятия являются важной частью экономики страны в целом, они способствуют насыщению рынка товарами и услугами, быстро реагируя на его потребности, создает новые рабочие места. Малые предприятия реализуют товары и услуги покупателям, получая прибыль и направляя ее на дальнейшее развитие.
Менеджмент в малом бизнесе сегодня не является отдельной категорией, заслуживающей внимания бизнесмена, который просто пытается выжить на рынке, не задумываясь о тонкостях организационного процесса. Но не признать эффективность правильного менеджмента в формировании прибыльного предприятия нельзя, более того, эта составляющая по праву относится к одной из наиболее ключевых вопросов. Помимо непосредственно направления предприятия на достижение определенных целей, менеджмент также дает возможность руководителю стать частью организации как таковой, полностью раскрыть преимущества и недостатки вверенной компании, и, следовательно, надлежащим образом выбрать стратегию поведения фирмы на рынке.
Актуальность темы работы заключается в том, что от эффективности менеджмента предприятия малого бизнеса, зависит его конкурентоспособность, финансовые результаты и успешное развитие в целом.
Целью работы является исследование эффективности менеджмента на предприятиях малого бизнеса.
К задачам исследования можно отнести следующее:
- рассмотреть теоретические основы роли менеджмента в малом бизнесе;
- изучить тенденции и проблемы развития менеджмента на предприятиях малого бизнеса.
Курсовая работа выключает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Предметом данной работы является менеджмент малого бизнеса.
Источниками написания работы служили учебные пособия Блеквелла Э., Горемыкина В.А., Жукова В.В. Черновой Н.А. и других авторов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ МЕНЕДЖМЕНТА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1 Сущность и критерии отнесения предприятия к малому бизнесу
В общей структуре предпринимательской деятельности особое место занимает малое предпринимательство, которое в наибольшей степени соответствует сути рыночной экономики. Особое значение малого предпринимательства обусловлено его способностью оперативно реагировать на изменения рынка, что, в свою очередь, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Малое предпринимательство расширяет занятость, создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной деятельности. Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократического развития государства и общества, а также прозрачность его экономики.
В настоящий момент не сформирован единый подход к точному определению объекта предпринимательства, выделению его из общей экономической системы и точному отнесению к категории малого бизнеса. Отсутствует системный взгляд на проблему определения сущности малого предпринимательства, который бы отражал специфику малого предпринимательства, его функции и свойства.
Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать как дополнительные преимущества (например, упрощенная система налогообложения), так и наоборот, добавить лишних трудностей и ограничений (например, дополнительные проверки со стороны государства).
Кроме того, точное определение объекта бизнеса, его сущности и функций позволяет, во-первых, предметно вести учет хозяйственной деятельности в том секторе экономики, где это бизнес представлен, и представлять его вклад в общее экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, государственной поддержки малых предприятий [5; с. 51].
Все сказанное является дополнительными факторами актуализации задачи изучения научно-методических и практических аспектов по выбранной теме статьи.
Бизнес включает в себя предпринимательство и выступает в качестве типа бизнеса для создания продуктов и их реализации в конкурентной среде. Под бизнесом мы также подразумеваем определенные рыночные отношения между юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, которые основаны на различных формах собственности, способах получения дохода и удовлетворения потребностей людей. В экономической литературе выделяют малый бизнес, средний и крупный [6; с. 21].
Малые предприятия состоят из большого числа мелких фермеров, которые в силу своих огромных размеров во многом определяют уровень социально-экономического и, в частности, политического развития страны. Владельцы малого бизнеса являются как производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса ориентирован на местные рынки и представляет собой разветвленную сеть предприятий и организаций, непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Благодаря небольшим размерам сектор малого бизнеса обладает технологической, производственной и управленческой гибкостью, что позволяет ему быстро реагировать на изменение структуры рынка. Поэтому зачастую малый бизнес рассматривается как основной инновационный потенциал экономики страны. [5; с. 141].
Малые предприятия представляют собой самостоятельную и наиболее распространенную форму организации экономической жизни общества в условиях развитой рыночной экономики. Они обладают своими отличительными особенностями, достоинствами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития.
Изучение проблем малого бизнеса невозможно без раскрытия самого понятия, его сущности и функций. В зарубежной и отечественной литературе встречаются различные определения данного понятия. Наряду с понятием малый бизнес в экономической литературе используются и такие нетождественные понятия, как малое предприятие, мелкий бизнес, малое предпринимательство, индивидуальный предприниматель. [5; с. 135]
Предпринимательская деятельность населения выполняет ряд функций:
• способствует социально-экономическому развитию;
• способствует занятости и самозанятости населения.
Предпринимательство представляет собой целенаправленную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую на страх и риск предпринимателя, основной целью которой является максимально получение прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг [5; с. 15].
Предприниматель - это человек, который обладает уникальной способностью эффективно объединять производственные факторы в единый процесс перед лицом жесткой конкуренции; способен поднять бизнес на новый уровень; человек со складом персонажей с возможностью поиска, который реализует на практике любые инновации и инициативы, принимая на себя риски и желающий получать предпринимательскую прибыль в качестве компенсации за экономическую неопределенность, в которой проявляется его экономический интерес. Предприниматель реализует себя в предпринимательстве. Но сущность предпринимательства не ограничивается личностным фактором. Предпринимательство помимо личной составляющей также имеет экономическую сторону. Экономическая основа предпринимательства - это процесс получения прибылей за счет инновационной, независимой и эффективной рискованной деятельности.
Законодательство различных стран приняло более 50 критериев для классификации организаций как малых предприятий. На рисунке 1 представлены наиболее распространенные критерии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИЕТРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7 ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
3. Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
5. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / под редакцией О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
6. Рассел Джесси. Индивидуальный предприниматель. – М.: Книга по требованию, 2012. – 92 с.
7. Корнильцева А.А. Перспективы российского малого и среднего предпринимательства в 2018 г. // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2017. - № 4 (2). - С. 62-66.
8. Лапуста М.Г. Предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 384 с.
9. Пастухова А.И. Проблемы малого бизнеса в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. URL:http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134/ (дата обращения: 13.10.2019).
10. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с.
11. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 13.10.2019).
12. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 10 (10). — С. 3–12.
13. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 12-2. — С. 127–129.
14. Лермонтов Ю.М. Проблемы исчисления и уплаты единого налога при УСН и ЕНВД. // Аудитор. — 2015. — № 11. — С. 41. 7.
15. ТАСС: Информационное агентство России [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ Крымский научный вестник, №1 (22), 2019 krvestnik.ru
16. Росстат: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
17. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 130–135.
18. Землякова А. В., Повышение налога на добавленную стоимость // Научный вестник ЮИМ. — 2018. — № 2. — С. 31–36.
19. Алборова М. В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 94-97. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11797/ (дата обращения: 13.10.2019).
20. Менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 с.