Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. ХХI век в России принес много проблем, которые сопровождались и сопровождаются
испытаниями на крепость государственности, на стабильность социально-экономических связей, на
2
зрелость правовой культуры и правосознания общества. В таких условиях наиболее актуальным
является поиск новых путей одоления и понижения отрицательных явлений в общественной,
политической и социальной сферах.
Средства массовой информации, научные статьи и монографии в последнее время часто уделяют
внимание правовой культуре и правосознанию, а также их влиянию на духовный мир человека,
развитию законности и укреплению государственного порядка, на формирование позитивной
активности человека.
Понятия «правосознание» и «правовая культура» вошли в научный оборот и заняли прочное место в
ряду других категорий.
Формирование правосознания личности является серьезной теоретической проблемой в условиях
реформирования социально-правовой действительности. Процесс формирования правового
сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность
человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы.
Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего
государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания
личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов,
государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Актуальность исследуемой темы, прежде всего, обеспечивается тем обстоятельством, что правовое
сознание индивидов связано с социальной и политической активностью личности в государстве.
Поэтому, радикальные видоизменения в правовой сфере общества и государства должны
сопровождаться с развитием правового сознания в постоянно обновляющемся обществе и
овладением такой формой сознания в процессе практической деятельности.
Эволюция правового сознания молодых людей, и конкретно студенческой молодежи, - это одна из
наиболее острых и ключевых проблем российской общественности.
Во-первых, потому что правосознание – важный субъективный феномен, который отражает и
конструирует правовую реальность.
Во-вторых, молодежь – это одна из самых больших по численности социальных групп населения,
которая представляет собой потенциальный резерв для необходимого развития всех отраслей
деятельности общества. Однако наряду с этим, может стать и разрушительной силой в зависимости
от уровня своего правового сознания.
Обзор специальной литературы.
На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем
привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания всегда были в центре
внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы
правового сознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И.
Новгородцева.
Значительный вклад в изучение выбранной тематики внесли П. П. Баранов, А. И. Долгова, Е. А.
Лукашева, С. А. Комаров, К. Т. Бельский, Н. М. Юрашевич, В. Г. Батуркин. В изданных ими трудах
3
достаточно полно рассмотрен понятийно-категориальный аппарат правового сознания, а также
видовые характеристики и функции правосознания.
Среди современных авторов относительно данных вопросов следует отметить работы В. В.
Сорокина, В. Ю. Мельникова, Р. С. Байниязова, В. В. Трофимова, И. Ю. Лимаренко, М. А. Месилова, Р.
Р. Муслумова.
Объект исследования –правосознание.
Предмет исследования – сущность правосознания и его роль в жизни общества.
Цель исследования заключается в изучении сущности правосознания и его роли в жизни общества.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть правосознание как форму общественного сознания. Место и роль правосознания в
системе форм общественного сознания.
2. Охарактеризовать структуры, виды и уровни правосознания.
3. Проанализировать соотношение правового сознания и правовой культуры. Дефекты
правосознания и их влияние на формирование профессиональной правовой культуры сотрудников
полиции.
Методологическую основу работы составили концептуальные идеи и положения теоретических
работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания, социологии граждан, вопросам
нравственно-правовой социализации личности, формирования ценностных ориентации.
Анализ развития правосознания осуществлён на основе диалектики, истории, логики. При написании
данной работы использовались социологический, а также структурно-функциональный и
сравнительный методы познания явлений и процессов социально- политической жизни.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _________________________юридического
факультета, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников,
приложения.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Понятие правосознания как формы общественного сознания. Место и роль правосознания в
системе форм общественного сознания
4
1.1 Понятие правосознания как формы общественного сознания
Право, как общественное явление порождает разное отношение к нему людей, отношение может
быть позитивным (личность постигает надобность и ценностный потенциал права) или негативным
(личность полагает право ненужным и лишним). Человек в разных формах выражает свой взгляд ко
всему, что касается правовых вопросов, что объединяет его с представлением о праве (к законам,
нормативно-правовым актам, к деятельности судебно-исполнительных органов, прокуратуры, также
поведения общества в сфере действия права).
Люди по-разному относятся к прошлому праву, к праву, которое существует сегодня, к праву которое
человек хотел бы видеть в будущем. Эти отношения могут быть разумными и экспансивными, на
уровне чувства или настроения. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе
может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .
Понятие правосознание производно от понятия сознание. Сознание является высшей,
интегрирующей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования
человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, она выступает
высшим уровнем отражения действительности. Сознание является не только отражением
социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности. Это
отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным.
В социуме бывают разные формы общественного и индивидуального познания. К ним относятся
политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое сознание. Соответственно,
правосознание является одной из форм общественного или индивидуального сознания.
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию. Так,
правосознание было отличительной формой сознания еще в обществе древних римлян, в момент
процветания римского права. Судебные и другие правовые формы жизнедеятельности римского
общества находили свое отражение во взглядах и эмоциях римских граждан, формировали варианты
их поведения. Древние римляне непрерывно обращались в сенат, в судебные учреждения по любым
спорным вопросам.
Буржуазные общества XIX–XX веков, которые базировались на фундаментальных правовых
документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на прописанных в них правах и свободах, на
гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.
Всплеск правосознания характеризуют и периоды радикальных перемен и революций. Тоска o
прошлой правовой системе у одних и надежда на формирование новой у других. Анализ
дореволюционного правосознания дан Новгородцевым П. И. в книге «Кризис современного
правосознания» .
Как отмечал И. А. Ильин, вне живого правосознания право не может жить и применяться, оно не
может реализовать свое содержание, не может сохранить свою организацию, упорядочивающую и
оберегающую жизненную силу. Более того, правосознание есть «тот орган, без которого нельзя жить
правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок…» .
5
Правосознание личности является предметом изучения разных наук. Природу и сущность сознания
изучают философы и юристы, политологи и социологи, культурологи и педагоги. Естественно, что в
различных научных дисциплинах правовое сознание исследуется и рассматривается с разных точек
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от
21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2015.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // Собрание
законодательства РФ. 2011. № 2.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: федер. закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 12.
Научная литература
4. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство Магистр-Пресс,
2011..
5. Алексеев С. С. Теория права. - М.: Издательство Юнити, -2012.
6
6. Антонова Ж.Д. Правосознание в механизме судебной защиты прав и свобод граждан /Теория
и практика общественного развития. – 2015. - №6. – С. 26.
7. Байниязов Р.С. Теоретические вопросы правосознания. Саратов, 2011
8. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры
и правового воспитания. Ростов-на-Дону,2015.
9. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. -
2004.- №5.- С. 19–34.
10. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1916.
11. Борисова С.Н., Носова С.Ф. Правовое сознание экономистов-юристов, служащих
правоохранительных органах // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник
материалов XIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2004.
13. Власов В. И. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2012.
14. Герасимюк М.С. Правовой нигилизм и правовой идеализм как причина и следствие
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-article.ru/gryps.php?i=pravovedenie. Дата доступа:
09.10.2019.
15. Дробязко С.Г., Козлов В.М. Общая теория права : учебное пособие /С.Г.Дробязков,
В.М.Козлов. – Мн., Издательство: Асвета, 2010.
16. Жидовцева О.А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации //
Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2013. -№ 21.- С.
205.
17. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
18. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодёжи и юридические способы
её преодоления. Спб.,- 2015-.
19. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998.
20. Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. -2009. -№4. -С.
55–57.
21. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1916.
22. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник - М.: Проспект 2011. с.
23. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. В 3-х томах. 4-е издание, перераб. и доп. –
М.: Норма: НИЦ ИНФРА – М, 2014.
24. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2013. С.308.
25. Мельников В. Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом
правовом государстве // Культура: правление, экономика, право.- 2012. -№3. -С. 26–29.
7
26. Мокичев К.А. Теория государства и права; М.: Юридическая литература - Москва, 2013.
27. Муслумов Р.Р. Правовое сознание личности: учебное пособие. Екатеринбург, 2013.
28. Неважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // И.Д. Неважай
//Правоведение. – 2018 – №2.- С.19
29. Новгородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. М.,
1996.
30. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и
доп. -М.: Юристъ, 2011.
31. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой
грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская
газета. № 151. 14.07.2011.
32. Панкратова М. Е. Формирование ценностно-правовых ориентаций современной российской
молодёжи. Ногинск, 2015.
33. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон
и право.- 2003. -№8. -С. 28–31.
34. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон
и право.- 2017.- №8. -С. 28–31.
35. Правдюк Т.И. Правовая культура и правопорядок // История государства и права.- 2008.-№3.-
С.39.
36. Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей
(направлений подготовки). М., 2014.
37. Пшидаток В.Е. Правосознание и правовые ценности молодёжи в контексте российских
реформ. Ростов-на-Дону, 2017.
38. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал
российского права.- 2016. -№10. -С. 59–70.
39. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Издательство Городец,
2011..
40. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: актуальные аспекты теории и
методологии // Российский юридический журнал. -2015.- №5. -С. 50–57.
41. Южалова Л.В. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и
внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i. Дата
доступа09.10.2019.
42. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. -2004. -№2. -С. 177.