Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования
Диссидентство представляло собой организационно неоформленное, политически неоднородное движение открытого идейнонравственного протеста передового слоя советской интеллигенции против советской системы. Оппозиционное движение (инакомыслие) – характерная черта для каждого общества, которое выражается в различных формах общественно-политической жизни социума. Оно является не только частью общественно-политической, но и культурной жизни общества. Диссидентское движение носит, как правило, разноплановый характер по структуре, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание. Актуальность изучения оппозиционного движения в СССР обусловлена тем, что оно является составной частью советской политической истории и культурной жизни второй половины XX в., который нуждается в творческом переосмыслении с точки зрения развития современных процессов. На основе диссидентского движения сформировалась целая группа людей с собственными взглядами на ситуацию в различных сферах жизни общества страны. В контексте оппозиционных доктрин шел процесс формирования новых идеологических и религиозных концептов, сыгравших важную роль в вытеснении коммунистической идеологии, формировании идейных основ новой политической элиты 1990-х гг. Актуальность исследованию придает также тот факт, что инакомыслие как общественное явление присущее любому социуму, не исчезло бесследно вместе с крахом тоталитарной системы, а лишь получило новые формы и идейные направления. В этой связи изучение инакомыслия переходит в новую плоскость, делают ее важнейшим моментом современной исторической ситуации. Обращение к теме диссидентства имеет и практическое значение. Ныне провозглашены и закреплены в Конституции Российской Федерации демократические права граждан, за которые боролись правозащитники 1960- 1980-х гг. Выработка механизма реализации провозглашенных прав и свобод в интересах как личности, так и общества, и государства требует выработки оптимальной модели взаимодействия. Опыт правозащитников, а также опыт взаимодействия интеллигенции и государства предыдущего поколения представляет интерес для многочисленных комитетов и комиссий, выступающих за соблюдение законных прав граждан. Следует подчеркнуть, что открытая оппозиционность – это нормальное явление для правового государства. Однако советская оппозиционность не имела возможности выйти из подполья. Это накладывает определенный отпечаток на этот феномен, который следует учитывать не только при его изучении, но и в государственной практике. Жизнь постоянно требует решения сложнейших вопросов: о принципах взаимоотношения государства и инакомыслящих, допустимых формах оппозиции, роли творческой интеллигенции в современном государстве. Степень научной разработанности проблемы. Изучение диссидентского движения в СССР находится в стадии становления. До второй половины 1980-х гг. к данной теме исследователи практически не обращались. За исключением книги Л.М.Алексеевой, нет ни одной монографической работы, посвященной анализу диссидентства, в целом число научных публикаций крайне ограничено.
Исследуя историографию диссидентского движения в СССР, Л.М. Алеексеева выделяет несколько этапов:
а) период конца 1960-х – 1980-е гг.; б) период 1990-х гг.; в) современный этап – с 2000-х гг. по сегодняшний день. При советской власти диссиденты были объявлены антисоветскими элементами, и официальная историография не признавала инакомыслие как тему исторического исследования. В таких условиях в СССР не могли появиться работы, объективно освещающие историю возникновения, цели, задачи движения, а также формы и методы их деятельности. В моральном плане диссиденты изображались как беспринципные, безнравственные типы, действующие по указаниям западных спецслужб.
Заключение
Диссидентское движение по Л.М. Алексеевой особый феномен в советской истории, ознаменовавший проявление новых элементов в общественно-политической жизни страны. Свои корни движение берет еще с 1950-х гг., однако условия для открытого проявления сложились лишь ко второй половине 1960-х гг. На основе изученных источников и литературы по теме исследования можно выделить ряд причин появления инакомыслия или диссидентства: а) нарушение государством положений основного закона СССР – Конституции Союза Советских Социалистических Республик; б) комплекс изменений в юридической системе советского государства; в) возросшие темпы урбанизации с 1950-х гг.; г) изменения, которые повлек за собой XX Съезд КПСС; д) Стремление быть свободными, восстановить справедливость. Инакомыслие проявляло себя в различных сферах, в каждой из них имело свои уникальные особенности, цели и задачи, но все направления объединяло стремление к либерализации советского режима. Среди основных направлений диссидентского движения можно выделить следующие: а) религиозные движения; б) национальные движения; в) правозащитное движение; г) движение творческой интеллигенции. Помимо разнообразия в структурной и идейной составляющей движения диссидентов, существовало и разнообразие форм борьбы и взаимодействия с советской властью. Наиболее распространенной формой являлись подписание различных петиций, открытых писем и обращений в высшие инстанции.
Одним из наиважнейших достижений по Л.М. Алексеевой диссидентства неоспоримо будет являться создание самиздата и тамиздата. Эти явления в советском обществе породили собственную, ни на что не похожую субкультуру. Инакомыслие проявило себя и через различные сферы духовной жизни общества, которое вылилось в ярком противопоставлении произведений части творческой элиты основополагающим принципам соцреализма. Под идеологический контроль попадали не только произведения литературы и искусства, но и научные изыскания обществоведов-историков. Труды историков, пытавшихся отойти от марксистко-ленинских позиций, признавались ненаучными, а их авторы обвинялись во вредительстве. Преследование со стороны властей накладывали своеобразный отпечаток на повседневную жизнь диссидентов. На обычную жизнь участников диссидентского движения, безусловно, повлияли регулярные вызовы на допрос, из самих и членов их семей. Своеобразный колорит вносили собрания на кухнях, прослушивание запрещенных радиостанций. Диссидентское движение оказало влияние на дальнейшую историю нашего государства. На произведениях А. Солженицына, И. Бродского, М. Ростроповича, Д. Тухманова выросло новое поколение советских людей, Таким образом, можно говорить о том, что диссидентское движение повлияло на формирование образа демократического и правового государства в умах, пускай еще немногочисленной, но очень важной части советского общества.