Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
На разных этапах развития общества, видение семьи как фактора воспитания проходило
определенные изменения в своем понимании. В 60-х гг. XX века в отечественной социологии и
педагогике высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного
воспитания, воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я.Струмилин). На
сегодняшний день накоплено достаточно большое количество убедительных свидетельств
принципиальной значимости и, в определенных пределах, незаменимости семьи для
формирования личности ребенка.
Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение к ребенку
играют важнейшую роль в жизни каждого человека. В то же время, чувства, которые окрашивают
отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.
Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для
поддержания самой жизни ребенка и потребность в родительской любви – это действительно
жизненная необходимость для каждого человека, на определенном этапе.
Любовь ребёнка, в свою очередь безусловна и безгранична, и, если в первый год жизни она
обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то постепенно, по мере взросления,
родительская любовь всё в большей степени становится функцией социального поддержание и
безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира человека. Благоприятные
детско-родительские отношения, основанные на любви и повседневном гармоничном общении,
становятся источником и гарантией психологического благополучия человека и поддержания его
телесного и душевного здоровья.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных
авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских
отношений (В.Я.Титаренко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и др.) Нестабильность, эмоциональная
холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и
личностное здоровье всех членов семьи и ребёнка в первую очередь. Семья – первичный
институт социализации. Личность не может быть определена вне контекста определённой
социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются
взаимоотношения, носителями которых она является.
Основы и потенциал благополучного состояния закладываются именно в детско-родительских
отношениях и весьма значимым периодом этого становления является младший школьный
возраст, когда ребенок активно входит в социум; с одной стороны, личность ребенка развивается
и меняется, а с другой стороны, закрепляются ключевые отношения личности. По мнению ряда
ученых, как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.
Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С.Выготский, М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И.
4
Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.), в младшем школьном возрасте, значимо
изменяется нервная система, отношение ребенка к окружающему миру и к самому себе. Все эти
факторы оказывают воздействие и на успеваемость ребенка.
В младшем школьном возрасте, ребенку важно двигаться и адаптироваться в социальноличностном развитии с опорой на мнение и поддержку значимых взрослых, которая опосредует
особенности психологического благополучия личности на данном этапе и в дальнейшем.
Таким образом, проблему исследования составляет поиск путей разрешения противоречий,
возникающих на основе стремления родителей в общении с ребенком младшего школьного
возраста, для которого расширяется круг социального взаимодействия (смена социального
окружения, появление новых оценивающих взрослых, в связи с поступлением и обучением в
начальной школе) к «установлению рамок», включению авторитарных компонентов в общение, с
одной стороны, и, потребностью и родителей и ребенка и общества к «адекватному» воспитанию
психологически и личностно здорового и гармоничного индивида.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования «Взаимосвязь стиля
семейного воспитания и успеваемости ребенка в школе в возрасте 9-10 лет».
Объект исследования: младшие школьники в системе детско-родительских отношений;
Предмет исследования: взаимосвязь стиля семейного воспитания и успеваемости ребенка в
школе в возрасте 9-10 лет.
Цель исследования: изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания и успеваемости ребенка в
школе в возрасте 9-10 лет.
Задачи исследования:
- рассмотреть стиль воспитания в семье как основу конструктивного/деструктивного развития
ребенка;
- изучить психолого-педагогическую культуру родителей как фактора формирования здоровой
личности;
- представить психолого-педагогическую характеристику детей 9-10 лет;
- рассмотреть особенности влияния стиля семейного воспитания на успеваемость младших
школьников 9-10 лет.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования,
обобщение, сравнение и систематизация.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
1.1.Стиль воспитания в семье как основа конструктивного/деструктивного развития ребенка
Современные представления о психическом развитии ребенка свидетельствуют о том, что
основным и главным условием формирования его личности является общение и постоянное
взаимодействие со значимыми взрослыми . Очевидно, что ведущую роль в данном процессе
играют родители. Семья, безусловно, является основным институтом воспитания, именно она
играет главную роль в становлении личности в развитии ребенка. То, что человек получает в
детские годы в своей семье, становится основополагающим для его дальнейшего становления.
Эта важность связана главным образом с тем, что именно в семье ребенок находится большую
часть своей жизни, даже когда он прекращает жить со своими родителями, семейные узы
продолжают оказывать влияние на его существование .
Для того чтобы описать различные типы семейного воспитания, психологами изучались
родительские установки и позиции. На основе полученных наблюдений были сформированы
оптимальные и неоптимальные позиции родителей при воспитании. Оптимальной родительской
позицией считается такая позиция, при которой требования родителей адекватные,
прогностичные и гибкие. Стиль воспитания обозначается как дисгармоничный, когда в данном
процессе, в первую очередь, отражен его проблемный характер, выявляются изменения по
обозначенным трём выделенным показателям. Родительская позиция и неадекватная и
малогибкая, повышено устойчивая, непрогностичная.
По мнению А.С.Спиваковской, можно выделить три направления отношений, которые составляют
любовь родителей к своему ребенку: это симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение,
близость-дальность. Сочетание этих компонентов позволяют представ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Беляева Д.Е. Развитие познавательной активности младшего школьника в зависимости от
детско-родительских взаимоотношений / Психология XXI века: академическое прошлое и
будущее: Материалы международной научной конференции молодых ученых, 20–23 апреля 2015
г. — СПб.: Скифия-принт. — 234 с.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.:
Академический проект, 2006. - 232 с.
6
4. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного
самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол. наук / Т.В. Брагина.
– Новосибирск, 2000. – 159c.
5. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская: учебное пособие для
воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей
и дошкольников. – М.: Издательство «Ювета», 2011. – 176с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б.
Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
7. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.:
Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
8. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. –
М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.:
Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
10. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. — 288 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
/ О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
12. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для
специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. –
Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. –
216с.
14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика,
1985. – 393 c.
15. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
16. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2012. –
256с.
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
18. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Академия, 2014.
– 272с.
19. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение / Под науч. Ред. Е.И. Николаевой, Н.
Казариновой. СПб: Питер, 2013. – 512 с.
20. Николаева Е.И. Психология семьи / Е.И.Николаева. – Спб: Питер, 2012. – 336 с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
7
22. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2013. – 319с.
23. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника /
Т.А. Попова // Фундаментальные исследования – Выпуск № 11-5 – 2012
24. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.
Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
25. Психология детства / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
26. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: ПраймЕврознак, 2012. – 678с.
27. Полина А.В. Депривация доверия в детском возрасте: Монография. – Волгоград:
Волгоградское научное издательство, 2008. – 188 с.
28. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В.
Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
29. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. //
Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
30. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р.
Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
32. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека /С.И.Розум. –
СПб.:Речь, 2006 – 365 с.
33. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
34. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического
консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
35. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /
Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
36. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения
подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
37. Сокинина А.А., Шутова Н.В. Влияние родительского отношения на эмоциональное
развитие младших школьников / Психология XXI века: академическое прошлое и будущее:
Материалы международной научной конференции молодых ученых, 20–23 апреля 2015 г. — СПб.:
Скифия-принт. — 234 с.- С.177-180
38. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель
Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
39. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как
теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья
8
в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под
ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
40. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология
человека. Введение в психологию субъективности — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
41. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности
ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н.
Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
42. Суворова О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с
детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры,
образования. – Горно-Алтайск. – 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37-40
43. Суворова О.В., Пец О.И. Специфика структуры психологической компетентности родителей
младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 241-243.
44. Суворова О.В., Сингина И.А. Социально-личностное развитие младших школьников в
зависимости от родительского взаимодействия // Современные научные исследования и
инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74493
(дата обращения: 16.01.2018).
45. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.
Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 576 с.
46. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в
условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ,
Модэк, 2010. – 16с.
47. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2012. – 240с.
48. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. –
СПб.: Речь, 2009. – 275с.
49. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В.
Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352