Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Досуг является важным элементом образа жизни детей и молодежи и общества в целом. Сегодня существует потребность в правильном формировании у школьников и молодых людей досуговой культуры. Наличие культуры досуга придает полноту личности, осмысленное отношение к свободному времени как к незаменимому социокультурному благу, развивает у молодежи, своеобразную защиту от бездуховности. Тем более это актуально в современном обществе, так как в последние годы отмечается ряд негативных тенденций: потеря нравственных ориентиров, незнание молодежью культуры и искусства, увлечение и зависимость от игр в интернете и т.д.
Важную роль в организации социально-культурной досуга выполняют организации сферы культуры. Основная задача Дворца культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий для полной самореализации в сфере досуга. Изучение опыта Дворцов культуры имеет большое значение для последующей разработки и максимальной реализации досуговых программ для детей и молодежи на базе этих учреждений. Также является актуальным не просто исследование современного состояния досуга детей и молодёжи, но именно анализ трансформаций этой сферы, определяемый становлением в России общества потребления и теми проблемами, которые сопутствуют этому процессу: разрушением социальных связей, социальными болезням, потерей ценностных ориентиров. Особенно остро вопрос организации досуга детей встает в каникулярный период.
В соответствии с этим, тема нашего исследования: особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа.
Объект исследования: особенности организации досуга детей.
Предмет исследования: особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа.
Цель исследования: рассмотреть особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа.
Задачи исследования
1. Описать особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа.
2. Изучить особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа.
3. Проанализировать особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях МКУК Лермонтовский СКЦ ДК с Каранцай
Методы исследования: изучение и анализ литературы и интернет – ресурсов, наблюдение, анкетный опрос.
1. Особенности организации детского досуга
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков. Каникулярный отдых в настоящее время – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыхах [5].
Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не только как особую педагогическую систему или методику, но и как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения всех воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе; для расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения. Важным инструментом реализации успешной деятельности детского оздоровительного лагеря является его образовательная программа. Образовательные программы летнего отдыха разрабатываются учеными и специалистами, обсуждаются и апробируются в ходе проведения занятий различных школ вожатского мастерства, мастер-классов и курсов повышения квалификации педагогических кадров, работающих в организациях отдыха и оздоровления детей. От того, насколько педагогически грамотно разработана программа лагеря, каким образом учитывается специфика детей, их потребности и интересы, принимаются ли во внимание стратегические направления воспитательной деятельности, как осуществляется непрерывное образование подрастающего поколения, зависит достижение целей и планируемых результатов [6].
Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря), основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления» [1].
Заключение
Выполняя данную работу, мы преследовали цель: рассмотреть особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа
Досуг — это социальное пространство, в котором культурные ценности могут находить свою реализацию. Таким образом, досуг — это возможность для молодого человека раскрыть себя в новых ролях, проявить свою независимость, свободу, активную деятельность. Ярко выраженной особенностью досуговой деятельности детей и молодёжи является стремление к психологическому комфорту в общении, молодёжь использует досуг для того чтобы приобрести навыки общения, они интересуются общением с людьми различного социально-психологического склада.
Комплексность услуг, оказываемых домами и дворцами культурам, является одной из ключевых особенностей. Также невозможно не отметить значимость качества предоставляемых услуг. Кроме того он должен выступать в качестве экспериментальной площадки для продвижения новых типов услуг в социально-культурной сфере. Именно здесь разрабатываются новые программы с целью вовлечения большего числа молодежи и предусматриваются мероприятия, ориентированные на постоянное совершенствование деятельности Дворцов культуры. Этому помогает изучение досуговой деятельности. К исследованию досуговой деятельности детей и молодёжи необходимо подойти объективно, имея в виду финансовые и временные затраты, коллективные возможности и возможности личности.
Таким образом, в широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом, туризм. Досуг – время для свободной самореализации, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Способы проведения досуга (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу и т.п. Так жизнь детей и молодежи организована главным образом вокруг досуга. Дома и дворцы культуры являются эффективной формой организации досуговой деятельности молодежи как в городе, так и в районных центрах.
Изменения в социально-политической, экономической ситуации в стране, модернизация системы современного образования, процессы, которые происходят в детской и подростковой сфере, формирование неприемлемых для данной возрастной среды субкультур требуют от учреждения культуры переход к более активному решению проблем организации свободного времени подрастающего поколения, в том числе, при организации отдыха, занятости детей в период каникул. Сегодня очень важно заполнить социальную нишу потребностей детей и подростков в развивающем и творческом досуге.
Учреждения культуры становятся не только не только местом отдыха и коммуникаций, но участвуют в решении важных социальных задач в области духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Грамотно организованный досуг - это в первую очередь профилактика правонарушений и низкого уровня духовности, интеллектуальной ограниченности, невозможности проявлять свои творческие способности. Министерство культуры Российской Федерации считает организацию плодотворного, интересного и познавательного досуга детей в летний период одним из приоритетных направлений деятельности учреждений культуры субъектов Российской Федерации. Через систему творческих проектов, при активной взаимосвязи с организациями, специалистами других служб, которые занимаются организацией досуга детей в каникулярное время, учреждения культуры вносят свой вклад в профилактику негативных явлений среди несовершеннолетних.
Многолетний опыт работы ДК с. Каранцай позволил определить наиболее популярные и востребованные среди детей и подростков формы организации их досуга.
Организуя работу в летний период времени, ДК с. Каранцай комплексно решает следующие задачи:
- формирование творческого образа жизни;
- создание условий для организации культурного досуга;
- организация комплексных тематических мероприятий, спектаклей, концертов, фестивалей, круглых столов, экскурсий, книжных выставок, бесед, киноакций, тематических видеоконференций конференций и др. по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения.
- участие работников учреждений культуры по организации работы с детьми «группы риска»;
- воспитание толерантности, социальной терпимости;
- проведение мероприятий, направленных на патриотическое, эстетическое, гражданско-правовое и духовно-нравственное воспитание
Таким образом, решение трех взаимосвязанных задач помогло нам достичь поставленной цели: рассмотреть особенности организации досуга детей в период школьных каникул в условиях учреждения культуры клубного типа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ
2. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы / Б.А. Грушин. - М.: Прогресс 2006. – 124 с.
3. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 400 с.
4. Демченко А. Возможности российского досуга / А. Демченко // Клуб. – 2012. - № 4. – С. 64-68.
5. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - СПб, 2011. - 118с.
6. Дровняшина О.С. Досуг молодежи как мера профилактики девиантного поведения / О.С. Дровняшина // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. - № 12. - С. 154-158.
7. Емельянова О.Ю. Культура досуга молодежи и проблема регулирования свободного времени / О.Ю. Емельянова // Научная палитра. - 2018. - № 1 (19). - С. 23.
8. Еремина В.А. Современный досуг студенческой молодежи: социологический анализ / В.А. Еремина // Синергия Наук. 2019. № 32. С. 1200-1206.
9. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов в высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ., 2007. - 47 с.
10. Зайнуллина Ф.К. Досуг молодёжи в социально-культурных центрах / Ф.К. Зайнуллина // В сборнике: Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Под научной редакцией П.П.Терехова. - 2018. - С. 339-342.
11. Иванова Б.А. Досуг современной студенческой молодежи / Б.А. Иванова // В сборнике: Социсследования студенчества: реалии и перспективы молодежного социума Сборник первых научных студенческих статей. Ответственный редактор Т.В. Черкасова. - 2018. - С. 40.
12. Ильин В.И. Быт и бытие молодёжи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления / Ильин В.И. - СПб.: Интерсоцис, 2010. – 96 с.
13. Ионова О.П. Современные виды досуга студенческой молодежи / О.П. Ионова // Известия высших учебных заведений, Поволжский регион, Общественные науки. – 2015. - № 3 (35). – С. 106-112.
14. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика учебное пособие / И.Ю. Исаева. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 200 с.
15. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 273 с.
16. Коржанова А.А. Досуг и культура современной молодежи / А.А. Коржанова // В сборнике: Материалы международного научного форума "Образование. Наука. Культура" Сборник научных статей. Под общ. ред. Б.В. Илькевича, Н.В. Осипова. - 2016. - С. 741-743.
17. Лазуткина Р.Ю. Досуг как одна из сфер жизнедеятельности современной молодёжи / Р.Ю. Лазуткина // В сборнике: Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерности материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2016. - С. 77-78.
18. Лисовский В. Т. Социология молодёжи Учебник / В.Т. Лисовский. – М.: Наука 2010. – 128 С.
19. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП. 2000. -519 с.
20. «Здравствуй, лето!» Методическое пособие по организации летнего отдыха детей в культурно-досуговых учреждениях http://kultura.kurganobl.ru/assets/files/pdf_dokument/2013/05-13/Leto_otdih.pdf
21. Комплексно-целевая программа организации социально-культурной деятельности детей и подростков «Путешествие в страну «Каникулы» http://ku-obr.ru/dosuge/strana_kanikuly/complex-program.php
22. Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf