Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования к личности ребенка. Согласно тексту данного документа, за время
обучения в детском саду педагог должен сформировать у воспитанников
3
множество навыков, вовлекая детей в различные виды деятельности. Одним из
них является сюжетно-ролевая игра, которая задает личностные смыслы,
побуждающие к деятельности, определяет формирование главных
новообразований возраста. Обзор психолого-педагогической литературы
свидетельствует об обилии научных исследований, в которых описано влияние
игровой деятельности на развитие ребенка (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина и др.), охарактеризованы мотивы игровой
деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), исследована психология игры
детей разного возраста (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова, Ф.И. Фрадкина, и
др.).
Вместе с тем опыт воспитателей, работающих в детских садах, выводы
методистов, наблюдения ученых – всё вместе свидетельствует о том, что
современные дети, вовлеченные в игру, очень слабо используют предметнопространственное окружение. Даже в старшем дошкольном возрасте лишь
незначительная часть воспитанников образовательных организаций находит
достойное применение игровым атрибутам. В остальном же сюжетная линия
сводится к повторению однотипных действий. Отсюда возникает противоречие
между необходимостью освоения детьми предметно-вещного мира,
воплощенного в игровых средствах, и слабым его использованием. Данные
обстоятельства порождают проблему: каковы педагогические условия
формирования у детей навыка использовать средства игровой деятельности?
Ответу на данный вопрос посвящена тема настоящего исследования.
Объект исследования – процесс развития детей дошкольного возраста. Предмет
исследования – использование средств игровой деятельности в процессе
развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования – разработать и реализовать систему мер, направленную на
развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования – использование средств игровой деятельности в
процессе развития детей дошкольного возраста будет эффективным при условии
4
организации работы, направленной на обучение трех участников
образовательного процесса: воспитателей, родителей, воспитанников.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили поставить ряд задач:
1) сформулировать понятие игровой деятельности;
2) перечислить педагогические условия формирования у детей навыка
использовать средства игровой деятельности;
3) организовать и провести исследование, направленное на формирование у
детей навыка использовать средства игровой деятельности;
4) описать опыт формирования у детей навыка использовать средства
игровой деятельности.
Методологической основой исследования стал системный подход, в рамках
которого под игровой деятельностью понимается система развития
дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме) и
эмпирические (наблюдение; формирующий педагогический эксперимент).
Этапы исследования. Настоящая работа выполнена в несколько этапов: на
первом осуществлялся подбор источников по теме и их анализ; второй этап
посвящен диагностике детей и реализации комплекса мер, направленных на
развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, включающего 30 источников. Пояснения к
работе сопровождены тремя рисунками и четырьмя приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие игровой деятельности
В отечественной науке, имеющей отношение к группе психологопедагогических дисциплин, выработан постулат, в соответствии с которым
оценка личностного потенциала осуществляется через деятельность. С этим
трудно не согласиться, ведь до тех пор, пока человек не проявит себя в чем-либо,
5
никто не узнает, что он умеет. В «Психологическом словаре», составленном В.И.
Загвязинским, сказано, что деятельностью называется «активное
взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого
субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои
потребности» [20, с. 227]. В структурном отношении деятельность включает
такие компоненты, как мотив (это то, что является потребностью личности), цель
(то есть то, ради чего проявляется активность), условия выполнения
деятельности (это совокупность неких обстоятельств, способствующих
выполнению операций, направленных на достижение цели), действия (то есть то,
что человек совершает), сами операции. В деятельности выражено отношение
субъекта к миру объектов [1].
Выделяют разные типы таких отношений, реализуемых в разных формах
деятельности: практической, познавательной, эстетической и проч. При этом
внутри каждого типа деятельности выделяют отдельные ее виды по различию их
предметов: общение, учение, труд. В этом же списке находится игра, роль
которой в развитии человека невозможно переоценить [7]. Так, например,
действительный член РАЕН, психолог С.Л. Новоселова [16], опубликовавшая
десятки работ по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, пишет о
том, что с помощью игры выкристаллизовывается личность ребенка. Именно в
игре, отмечает ученый, формируются базисные характеристики, к числу которых
отнесены: 1) креативность (нестандартный подход в изображении рисунков,
создании конструкций и проч.); 2) самостоятельность (постоянный поиск); 3)
компетентность (языковая, интеллектуальная, социальная, физическая и проч.);
4) инициативность (организация игр, общение, экспериментирование и проч.); 5)
самосознание (осознание своего места в мире сверстников, детей старше
возраста и взрослых); 6) произвольность (управление поведением).
Функциональным характеристикам игры как социально-педагогического
феномена уделено особое внимание исследователем М.А. Дорониной [6]. Она
перечислила совокупность следующих качеств и свойств: 1) социальные: в игре
ребенок выступает и как личность, и как член некоторой группы; 2)
6
коммуникативные: общаясь с другими, ребенок не только обменивается
информацией, но и учится взаимодействию; 3) диагностические: характер
взаимодействия с другими позволяет педагогу сделать вывод о наличии или
отсутствии отклонений в поведении растущего человека; 4) развлекательные:
реализуя в игре свое желание, ребенок получает удовольствие от самого
процесса, от того, что у него что-то получается.
Еще одну функциональную характеристику игры называет автор пособия,
посвященного играм и игрушкам детей дошкольного возраста, Е.В. Попова. Она
говорит о психотерапевтической функции, приводя пример, согласно которому
ребенок пятилетнего возраста, посетивший с мамой поликлинику, на
протяжении нескольких дней играл в доктора. Рассадив игрушки, девочка
пояснила, что им нужна прививка, которая делает всех здоровыми. Разыграв
разные варианты развития «больничных событий», спустя некоторое время
ребенок признался взрослым, что уже не боится врачей: «Больше к игре в
доктора девочка не возвращалась. Как видим, в этом случае игра выполняла
сразу несколько функций, и прежде всего – психотерапевтическую» [22, с. 40].
Весьма важные наблюдения о значении игры в развитии личности сделаны в
учебном пособии по гендерной педагогике, написанном Л.В. Градусовой [4].
Выполняя те или иные роли, дети идентифицируют себя с мужскими и женскими
моделями поведения, подражают папам и мамам. Потенциал любой игры дает
возможность «практиковать», пусть в воображаемом плане, поведение,
соответствующее ожиданиям окружающих, или же социально одобряемом
поведении. Например, в игре «Переезд на новую квартиру» мальчики в роли
папы могут выполнять типичную мужскую работу: грузить мебель на машину и
перевозить на новое место. Девочки в роли мамы выполняют типично женские
функции: собирают детей, одежду, наводят порядок в новом доме. Игра
оказывает влияние на развитие представлений детей о семейных ролях. Игры в
«семью» способствуют освоению детьми содержания семейных женских и
мужских ролей. Отражение в играх детско-родительских отношений и ситуаций
7
семейной жизни помогают ребенку осознать собственный опыт и обогащать его
общечеловеческим.
Все сказанное выше позволяет сделать промежуточный вывод о том, что игровая
активность ребенка становится многогранным средством развития его личности.
Такая активность обнаруживает себя в игровой деятельности. В «Большом
психологическом словаре», изданном под редакцией Б.Н. Мещерякова, сказано
о том, что «игровая деятельность – один из видов активности человека и
животных» [2, с. 234]. В игровой деятельности выражаются социальные
отношения. Выделяя ее особенности, академик РАО А.М. Новиков пишет о
таких критериях, как: 1) свобода действий субъекта, 2) непринужденность, 3)
эмоциональное и волевое напряжение, 4) исключительность и обособленность
от других видов деятельности, 5) возможность заигрывания, говоря иначе, это
«когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры» [14,
с. 15].
И дело здесь не в отсутствии волевых усилий, ибо игровая деятельность обладает
какой-то непонятной притягательностью: «Точно также взрослые страстные
игроки в преферанс могут просидеть за карточным столом по трое-четверо
суток» [14, с. 15]. Ярким подтверждением тому служит роман Ф.М. Достоевского
«Игрок»: необузданная страсть, желание получить подарок от фортуны,
непоколебимая уверенность в своих силах заставляли главного героя
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бабухтин, М.А. Игровая деятельность как средство развития
самостоятельности [Текст] / М.А. Бабухин // Вестник Шадринского
государственного педагогического университета. – 2018. №1. – С. 14-18.
2) Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. – Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 632 с.
3) Володина, И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях
реализации ФГОС [Текст] / И.А. Володина // Молодой ученый. – 2015. №11. – С.
1301-1304.
8
4) Градусова, Л.В. Гендерная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.В.
Градусова. – М.: Флинта, 2014. – 176 с.
5) Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет / Н.Ф. Губанова. –
Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 126 с.
6) Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста [Текст] / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2017. № 4. – С. 10
- 14.
7) Запорожец, И.Ю. Игра в формировании социальной среды как условие
самореализации и саморазвития дошкольника [Текст] / И.Ю. Запорожец // Мир
психологии. – 2011. № 1. – С. 178-182.
8) Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду
[Текст] / Р.Р. Калинина. – Санкт-Петербург.: Речь, 2016. – 144 с.
9) Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 251 с.
10) Ларцева, О.А. Феномен игры: анализ философских и психологопедагогических исследований [Текст] / О.А Ларцева // Межкультурное
взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. –
2015. № 2. – С. 249-253.
11) Литвинова, С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года
жизни в сюжетно-ролевых играх: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01
/ С.Н. Литвинова. – Москва, 2012. – 16 с.
12) Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]:
методическое пособие для воспитателей детских садов / Н.Я. Михайленко, Н.А.
Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 180 с.
13) Надолинская, Т.В. Феномен игры в контексте истории философии,
культуры и педагогики [Текст] / Т.В. Надолинская// Инновационные проекты и
программы в образовании. – 2014. №4. – С. 31 - 36.
14) Новиков А.М. Методология игровой деятельности: монография. – М.:
Эгвес, 2016. – 48 с.
9
15) Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.:
ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
16) Новоселова, С.Л. Истоки. Базисная программа развития ребенкадошкольника [Текст] / С.Л. Новоселова // Развитие личности. – 2017. № 3-4. – С.
12-19.
17) Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. вузов /
Л.Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2016. – 460 с.
18) Павленков, Ф.Ф. Большой энциклопедический словарь [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/250226. – заглавие
с экрана.
19) Панова, О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у
дошкольников [Текст] / О.В. Панова // Молодой ученый. – 2017. № 38. – С. 116-
118.
20) Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
[Текст] / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – Москва: Академия, 2014.
– 352 с.
21) Поздеева, Т.В. Развитие игровой деятельности детей дошкольного
возраста [Текст]: учеб.-метод. пособ. / Т.В. Поздеева, О.И. Расолько. – Минск:
БГПУ, 2014. – 70 с.
22) Попова, Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста
[Текст]: курс лекций / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-
пед. ун-та, 2017. – 143 с.
23) Сиротюк, А.С. Роль игровой деятельности в психологическом развитии
детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.С. Сиротюк //
Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. № 3. – С. 32-
36.
24) Смирнова, Е.О. Состояние игровой деятельности современных
дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование.
– 2015. № 2. – С. 76-86.
10
25) Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учеб.
пособ. для студ. вузов / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., испр. – Москва: Академия,
2015. – 368 с.
26) Устюгова, С.В. Игра как средство воспитания: от А.С. Макаренко до наших
дней [Текст] / С.В. Устюгова // А. С. Макаренко – человек, педагог, ученый,
писатель: СССР, Россия, Урал. – Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. –
С. 259 - 263.
27) Чернявская, В.С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у
дошкольников [Текст] / В.С. Чернявская // Научно-методический электронный
журнал Концепт. – 2016. №1. – С. 11 - 15.
28) Чиркова, Е.В. Игровая деятельность дошкольников [Текст]: учебнометодическое пособие / Е.В. Чиркова. – Астрахань: ОАОУ СПО, 2015. – 76 с.
29) Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой
деятельности. социальная природа ролевой игры [Текст] / Д.Б. Эльконин //
Психология развития. Хрестоматия / Сост. Л.А. Семчук. – Гродно: ГрГУ им. Я.
Купалы, 2016. – 214 с.
30) Эльконинова, Л.И. Форма и материал сюжетно-ролевой игры
дошкольников [Текст] / Л.И. Эльконинова // Культурно-историческая
психология. – 2017. №2. – С. 2-11.