Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ХХ век стал эпохой творческих открытий и достижений. Модернистские веяния охватили все сферы искусства, в том числе и музыку. Композиторы, художники, поэты и писатели искали новые средства, которые могли бы помочь отобразить современность во всех ее противоречиях и контрастах, отразить в своем творчестве бурные события своего времени. В своих творческих поисках они пошли в разные стороны, обретая единомышленников и последователей. Так сформировались новые авангардные направления в искусстве.
Во все века существовали люди, которым было тесно в рамках уже сложившегося течения человеческой мысли. Именно благодаря им происходили и происходят новые открытия, а человечество не стоит на месте. Не обошло стороной это явление и музыкальное искусство. Если мы взглянем на историю музыки, то увидим, что она полна разного рода революций. И здесь были те, кто старался уйти от уже сложившегося взгляда, кто стремился внести что-то новое, расширить границы имеющегося, кто выходил на «передовые позиции» или, другими словами, был в авангарде.
Авангардные явления в XX в. приобретают значение глобального культурного феномена, став, по существу, его символом. Без авангарда невозможно себе представить облик XX столетия. И, тем не менее, исследование русского музыкального авангарда остаётся крайне актуальным, так как в силу идеологических причин, этому уникальному явлению не уделялось должного внимания в отечественной науке.
Степень научной разработанности проблемы. Исследователи данного периода в истории музыки, в том числе, Ю.Н. Холопов, выделяют две волны в становлении музыкального авангарда. Первая волна охватывает период 1910-е-1920-е годы («новая музыка»), вторая волна - период после Второй мировой войны («новейшая музыка»).
Сущность творческих процессов и художественных явлений начала прошлого столетия удалось познать более глубоко, привлекая к исследованию и «слово» представителей сегодняшней музыкальной культуры – отечественных и зарубежных композиторов начала XXI века: В. Екимовского, А. Батагова, И. Соколова, М. Андре, Ф. Леру.
Объект исследования – феномен музыкальной культуры начала ХХ века.
Предмет исследования - русский музыкальный авангард XX века.
Цель курсовой работы – рассмотреть музыку русского авангарда XX века.
Задачи:
- исследовать музыку Русского авангарда начала XX века ;
-дать характеристику авангарду 1910–1930-х годов ;
- рассмотреть советский музыкальный авангард;
- проанализировать авангард 1960–1980-х гг.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере истории музыки.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Русское искусство начала XX века и музыкальный авангард
1.1. Музыка Русского авангарда начала XX века
В истории русского и, позднее, советского музыкального авангарда XX века выделяются две большие волны. Первая из них началась в 1900-е, достигла кульминации в конце 1910-х – начале 1920-х и, в основном, завершилась в середине 1930-х годов. В описываемый период русский авангард не просто развивался параллельно европейскому, но и часто опережал его по радикальности экспериментов. Вторую волну, во многом, инициировал приезд в Советский Союз Игоря Стравинского (1962); она была несколько короче первой, но не менее яркой в плане художественных результатов. При этом вторая волна приблизительно на 15 лет отстала от «мирового времени» [16, c 154].
В разные периоды истории отношения русского авангарда с государством, с властью драматически менялись. В конце 1910-х – начале 1920-х он был символом Революции и даже ее знаменем; в 1930-е советский миф, требовавший монументальных форм и, как следствие, опиравшийся на классико-романтическую модель, отодвинул авангард на обочину истории, а авангардистов сделал персонами non grata. Так продолжалось до самого конца советской эры.
В русском музыкальном авангарде сложно найти генеральную линию. Его диапазон, амплитуда –от локальных экспериментов в области языка до разрушения основных факторов музыкальной организации (мелодии, гармонии, формы, ритма, тембра) до элементарных частиц и создания из них новых атомов, молекул, веществ. Кроме того, не всегда легко определить границу авангарда (антиромантического по своей сути) и модернизма, являющегося как раз кульминацией романтизма, предельным обострением его противоречий.
Русский музыкальный авангард начинает свой сложный, но в то же время яркий и динамичный путь, вначале XX в., в период, когда создавался новый творческий контекст, определивший в дальнейшем основные направления в развитии русской и европейской культуры. Социально-политические перемены, конфликтность и неоднозначность общекультурных процессов отразились в музыке поисками новых эстетических течений, выразительных средств. Технические новшества активно внедрялись в повседневную жизнь и искусство, обогащая новыми «урбанистическими» звуками, ритмами и образами[14, c 79].
Наряду с этим, в эпоху первого авангарда внимание переключается на область архаического пласта культуры. Композиторы и художники ведут поиск простых чистых форм, во многом обращаясь к фольклору. В этот период переосмысливаются многие основные музыкальные категории, такие как звук, гармония, тембр. Специфичный культурный климат конца XIX - начала XX вв. создал почву для искусства, отрицающего художественный опыт прошлого. Так, уже к концу XIX в. некоторые композиторы, остро ощущая перемены в устройстве жизни и социальные кризисы, начинают осознанно заниматься поиском принципиально нового языка и формы.
Проблема разработки нового языка заняла центральное место во всех искусствах того времени и предопределила художественную парадигму всего XX столетия [4].
В конце 1910-х гг. возн
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арановский М. Г. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // Русская музыка и XX век. М.: Институт Искусствознания, 2018. С. 7-24.
2. Воробьев И. В. У истоков бестактовой нотации (на примере произведений А. Лурье, А. Мосолова, Ю. Тюлина и П. Рязанова) // Ритм и форма: сборник статей. СПб.: Изд-во «Союз художников», 2012.
3. Воробьев И., Синайская А. Композиторы русского авангарда. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2015. 160 c.
4. Вышнеградский И. А. Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. М.: Издательский дом «Композитор», 2014. 320 с.
5. Гостева, А. М. О ритмических новациях русского авангарда начала XX века / А. М. Гостева // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – Пермь: Изд-во ПГИК, 2016.
6. Гостева, А. М. Русский музыкальный авангард сегодня и вчера. И не только. / А. М. Гостева // Музыкальная академия. ̶ 2014 ̶ № 2 ̶ С. 22-25.
7. Композиторы русского авангарда / И. Воробьев, А. Синайская. - Санкт- Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2007 – 156с.
8. Кульбин К. И. Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке, СПб.: Военная типография. 1909.- 17 с.
9. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 2011. 166 c.
10. Лурье А. Всепоглощающий дух эксперимента / Н. А. Говар // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2017 - № 1 – С. 101-111
11. Лурье А. С. Скрябин и русская музыка // Музыкальная академия. 2007. № 2. С. 141-145.
12. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Л.О. Акопян. - Москва: Практика, 2013 - 855 с.
13. Новаторское движение в музыке // Русский авангард, 1907-1932: Исторический обзор: в 3 т. / А. В. Крусанов. - Москва: Новое литературное обозрение, 2016 - С. 614-653.
14. Папенина А., Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия. СПб.: Изд-во СПбГУП,2017. 152 с.
15. Польдяева Е. Г., Опаростина Т. А. Звуковые открытия русского авангарда // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века М.: Гос. институт искусствознания, 2007. – С. 598-602.
16. Русский авангард в музыке начала XX в. // Русская музыка: становление тональной системы XI-XX вв.: исследование / Н. С. Гуляницкая. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005 – С. 154-179 .
17. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-1930-х годов / И. Воробьев. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2016 – 321с.
18. Сарабьянов, Д. В. К ограничению понятия авангард // Сто лет русского авангард: сборник статей. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С.18.
19. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Кн.2. / Т.В. Чередниченко // М., 2014 – 175 с.
20. Штайн Г. Четвертитоновая музыка // К новым берегам. 1923. № 3. С. 10-15.
21. Электрификация музыки / А. Авраамов // Советское искусство. – 1928 - № 1 – С. 61-66
22. Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М.: Искусство