Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в
отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ
рассматривалась совокупность субъективных отношений личности.
Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с
природой в системных исследованиях механизмов функционирования
ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей
любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей
бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
3
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает,
формирование осознанно – правильного отношения к природным
явлениям и объектам; ознакомление детей с природой, в основе которого
должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие
идеи и понятия экологии. Таким образом, экологическое воспитание
дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей
по двум направлениям: формирование экологических знаний и
экологически правильного отношения к природным объектам. Для того
чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо
дать им определенные знания о живой и не живой природе.
В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных
исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты
личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским
предложены критерии и методы изучения формирования отношения к
природе; Д.Ф. Петяевой исследовано развитие представлений о живой
природе у дошкольников; Г.В. Шейнис показано влияние развития
отношений подростков с природой на их нравственное становление; С.Д.
Дерябо изучен характер восприятия школьниками природных объектов,
доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются
как своего рода субъекты.
Представляется целесообразным начинать экологическое воспитание с
дошкольного возраста, ибо именно в детстве закладываются основы
отношения человека к миру вообще и к живой природе в частности.
Субъектами экологического обучения должны стать дети всех возрастов.
Как показывает опыт, средняя школа не уделяет должного внимания
экологическому образованию (в лучшем случае учителя биологии ведут
небольшой раздел "Экология") и тем более воспитанию. Такой подход
может в будущем привести не только к ошибкам в хозяйственной
деятельности, но и к потере здоровья граждан (курение, алкоголь,
наркотики, злоупотребление пивом, беспорядочный секс).
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу
коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение
для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера
воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема
приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении
всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой
природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной
картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение,
воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать
осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности
- в периоды взросления и зрелости.
4
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего,
воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к
природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно
оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое
воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит
вокруг.
Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе
и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать
правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную
работу незаметно и привлекательно для детей.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи
живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к
определенным элементам среды обитания. Через познание живого
происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы,
формируется этика взаимодействия человека с миром.
Недостаточность разработанности этих проблем определяется тем, что,
несмотря на исследования последнего десятилетия, посвященным
формированию экологической культуры ребенка в учебной и внеучебной
деятельности (С.А. Бабенковой, В.А. Игнатовой, О.В. Котко, Л.А.
Чистяковой и др.), в них не нашел своего достаточного отражения
личностно ориентированный подход в образовании. Необходимость его
реализации объективно обусловлена развитием педагогической теории и
практики.
Цель курсовой работы – исследовать формирование у детей 5 лет
представлений о птицах посредством художественной литературы
В соответствии с темой и целью работы нами был определен объект
исследования – формирование положительного отношения к природе у
детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования у детей
дошкольного возраста положительного отношения к природе.
Наше исследование строилось на предположении о том, что
положительное отношение к природе можно считать сформированным,
если у детей проявляется стойкий интерес к природе, способность к
положительному эмоциональному ее воспитанию.
В соответствии с целью и гипотезой нами были определены основные
задачи исследования:
1. проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по
изучаемому вопросу;
2. раскрыть сущность и значение экологического воспитания
дошкольников;
3. выявить психолого-педагогические основы положительного отношения
к природе у средних дошкольников;
Теоретическая база опыта:
5
• Комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко),
«Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова).
• Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом –
природа» (Н.Рыжова).
• Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова,
М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ПТИЦАХ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Художественная литература и формирование у детей 5 лет
представлений о птицах
Книги с рисунками являются важным источником нового языка,
концепций и уроков для маленьких детей. Большой объем исследований
задокументировал природу взаимодействия между родителями и детьми во
время совместного чтения книг. Новый набор исследований начал
исследовать особенности книжек с картинками, которые поддерживают
обучение детей и передачу этой информации в реальный мир. В этой
статье мы обсуждаем, как символическое развитие детей, аналогичные
рассуждения и рассуждения о фантазии могут ограничивать их
способность забирать информацию о содержании из книжек с картинками.
Затем мы рассмотрим зарождающуюся совокупность результатов, которые
были сфокусированы на влиянии функций книжек с картинками на
обучение детей и передачу слов и букв, научных понятий, решений
проблем и морали из книжек с картинками. В каждой области обучения мы
обсуждаем, как развитие детей может взаимодействовать с особенностями
книги, чтобы повлиять на их обучение. Мы заключаем, что способность
детей учиться и переносить контент из книжек с картинками может быть
нарушена некоторыми особенностями книги, и исследования должны
непосредственно исследовать взаимодействие между развивающими
способностями детей и характеристиками книги по обучению детей. [22]
На книжной полке предварительного читателя можно найти сборники
рассказов, которые переносят детей в волшебные миры с фантастическими
персонажами, в далекие земли с уникальными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983
6
2. Гумилев Л. Н. Энтогенез и биосфера Земли. М.: «Владос», 2001
3. Дерябо, С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов
/ С.Д. Дерябо // Вопросы психологии. – 2002. - №1
4. Докторов, Б.З. Уровень осознания экологических проблем: профили
общественного мнения. / Б.З.Докторов, В.В.Сафонов, Б.М. Фирсов //
Социологические исследования. – 1992. - № 12.
5. Ермаков, Д.С. Экологические проблемы в детских рисунках /
Д.С.Ермаков // Вопросы психологии. – 2003. - № 1
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания
дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е
изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
7. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у
младших школьников / Е.Г.Новолодская // Начальная школа. – 2002. - № 3
8. Ожегов, Ю.П. Экологический импульс. Проблемы формирования
экологической культуры молодежи / Ю.П. Ожегов, Е.В. Никонорова. – М:
Молодая гвардия, - 1991
9. Пегов, С.А. Экологические аспекты геополитики / С.А.Пегов //
Общественные науки и современность. – 1996. - № 1
10. Рерих, Н.К. О Вечном… Книга о воспитании / Сост. Д.Н.Попов, - М.,
- 1991
11. Рилли, Э. Здоровье планеты / Э.Рилли, Д.Г.Бялап, А.М.Бялап //
Социологические исследования – 1992. - № 12
12. Рыжиков, А.И. Заповедное и его восприятие человеком /
А.И.Рыжиков // Вопросы психологии – 1993. - № 5
13. Рычкова, Г.Б. Проблема выживания. //Педагогика.-1992. - №7-8
14. Салеева, Л.П. Опыт экологического воспитания младших
школьников. //Начальная школа.-1991. - №4
15. Сорока – Росинский, В.Н. Педагогические сочинения / В.Н.Сорока –
Росинский // Педагогические сочинения – М. – 1991
16. Страунинг, А.М. Решаем экологические рассказы – задачи /
А.М.Строунинг // Начальная школа. – 2002. - № 2
17. Суравегина, И.Т. Методическая система экологического
образования. //Советская педагогика.-1988. -№9
18. Суравегина, И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое
образование в детском саду //Советская педагогика.- 1990. - №12
19. Трусова, Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа.-
1986. - №8
20. Хафизова, Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников.
//Начальная школа.-1989. - №3
21. Хафизова, Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в
природе. //Начальная школа.-1988. - №8
22. Холомкина, А.И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная школа.-
1984. - №9
7
23. Шагун, Г. Исследование экологического сознания детей и
подростков / Г.Шагун, В.И.Павлов, П.Е.Рыженков // Психологический
журнал. – 1992. - № 3
24. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988
25. Ясвин, В.А. Исследование структурных характеристик личностного
отношения к природе / В.А.Ясвин // Психологический журнал. – 1995. -
№3