Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет сатира в общественной жизни. Призванная вскрывать недостатки, она помогает, прежде всего, самому человеку: давая критическую оценку своим поступкам, он сможет понять, не входит ли его собственное поведение в противоречие ценностям и нормам, принятым в социуме. На основе полученной информации он может перевести диалог с оппонентами в конструктивное русло. Таким образом, сатира оказывает серьезное влияние на основополагающие устои мира. В литературе она становится способом и системой форм практического воплощения эстетической категории комического посредством иронии, сарказма, гротеска, бурлеска, памфлета, пародии и других специфических приемов неодобрения. Используя нескрываемое, карикатурное преувеличение, авторы ставят своих персонажей в нелепые положения, чтобы вызвать осуждающий смех.
Среди отечественных литераторов имя М.М. Зощенко (1894 – 1958) стоит в одном ряду с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Н.С. Лесковым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.П. Чеховым и другими мастерами художественного слова. Писатель является наследником и продолжателем традиций отечественной юмористики, истоки которой берут свое начало в классической прозе XIX века. Наш соотечественник по-своему отобразил характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Это тот самый «маленький человек», выросший из «Шинели» Гоголя. Внимание М.М. Зощенко приковано к своему современнику, обычному, среднему обывателю. Говоря иначе, к культурно-психологическому типу непритязательной личности.
Жизнь советского мещанина протекает в недрах рутинной повседневности, где-то на окраине города или в провинции. О своем герое автор старался не говорить, ведь гораздо лучше «стороннего наблюдателя» о мировоззрении, привычках, культуре рассказывает речь персонажа.
Степень разработанности вопроса. Эстетическая категория сатиры осмыслена М.М. Бахтиным, Ю.Б. Боревым, Б.О. Дземидоком, Л.В. Чистобаевой, И.С. Эвентовым, Я.Э. Эльсбергом и др. Тематике, жанровой и языковой специфике рассказов М.М. Зощенко уделяли внимание Л.Ф. Ершов, Е.И. Журбина, Д.М. Молдавский, Н.В. Попова, А.Н. Старков, К.И. Чуковский и др. Средства создания комического в произведения писателя проанализированы А.М. Аулов, В.В. Брякин, Н.Н. Вертянкина, Б.М. Сарнов, Ю.Н. Толутанова, А.А. Филимонова, М.О. Чудакова, Ю.К. Щеглов и др.
Объект исследования – сатирическая проза М.М. Зощенко.
Предмет исследования – отражение образа современника в сатирической прозе М.М. Зощенко.
Цель исследования – осуществить анализ языковых средств, используемых М.М. Зощенко для создания образа современника в сатирической прозе.
Задачи исследования:
1) осмыслить эстетическую модальность сатиры;
2) доказать, что сатира выступала средством оценки советской действительности в 20-е – 30-е годы;
3) выявить на основе литературного материала, как осуществляется создание образа современника в сатирической прозе М.М. Зощенко.
Методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции; сравнительно-исторический, культурно-исторический, биографический методы.
Материал исследования: сатирический рассказ М.М. Зощенко «Врачевание и психика».
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. САТИРИЧЕСКОЕ КАК МОДУС ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ
1.1 Эстетическая модальность сатиры
Литература, будучи видом искусства, отражает с помощью специфических средств различные аспекты действительности. Для мастеров художественного слова объектом эстетического отношения к реальности могут быть самые разные явления: рукотворные предметы, природа, сам человек, формы его деятельности. Попадая в поле внимания писателя или поэта, жизнь в ее многообразии осмысляется с разных сторон, в том числе с позиций «возвышенное» и «низменное». В обозначенных эстетических категориях запечатлены факты, «только в одном случае со знаком "плюс", а в другом – со знаком "минус"» [11, с. 124]. К примеру, возвышенным называют подвиг русского национального героя Ивана Сусанина, поскольку его «поступки превышают меру того, что можно требовать от любого человека, выполняющего свой гражданский долг» [11, с. 124]. И, наоборот, низменным считается угодничество, чинопочитание, приспособление. Такое явление оценивается с помощью средств сатиры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящего исследования предпринята попытка осуществить анализ языковых средств, используемых М.М. Зощенко для создания образа современника в сатирической прозе. Ориентируясь на обозначенный ориентир, мы ознакомились с монографиями, диссертациями, учебными изданиями, публикациями в филологических журналах. Проделанная работа позволила установить, что сатирический пафос является неотъемлемой частью эстетического освоения мира. Оценивая окружающую действительность с точки зрения «возвышенное» – «низменное», человек определяет несоответствия и мобилизует внутренние резервы для их устранения. В сатирических произведениях не только критикуются различные пороки, поразившие общество, но и утверждается некий авторский идеал. В 20-е годы возможности литературы были использованы, чтобы вскрывать недостатки, существующие в молодом советском государстве: безответственное отношение к работе, бюрократизм, волокита. В 30-е годы сатира стала слишком опасным видом оружия, прежде всего, для самого писателя, поэтому мастера словесности пользовались эзоповым языком.
М.М. Зощенко был одним из тех отечественных писателей, которые силой юмора пытались изменить окружающую действительность. Человеческий мир, наполненный мелочами жизни, в творчестве прозаика представлен и как предмет сатиры, и как предмет философского осмысления. Проблему обывательского сознания писатель склонен рассматривать не столько как социальное явление, сколько как архетип. Говоря об использовании языковых средств в сатирическом рассказе «Врачевание и психика», можно отметить активное употребление словесных штампов, элементов разговорной речи, просторечий, книжной лексики, неправильные обороты. На фонетическом уровне наблюдается специфическое искажение слов, выполняющее художественные задачи в создании портретов персонажей. Так создается образ современника М.М. Зощенко.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015. – 500 с.
2) Богданова П.Б. Режиссеры-семидесятники: Культура и судьбы. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 221 с.
3) Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х тт. т. 1. – Смоленск: Вече, 2014. – 576 с.
4) Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Новое литературное обозрение. – 2010. № 101. – с. 13-31.
5) Дземидок Б.О. О комическом: монография. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 224 с.
6) Зощенко М.М. Избранное. – М.: Книга по Требованию, 2017. – 524 с.
7) Иванова-Георгиевская Н.А. О природе смеха, или как это делается в Одессе / Н.А. Иванова-Георгиевская // Studia culturae. Альманах кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. – СПб., 2011. – 240 с.
8) История русской литературы ХХ века. Первая половина: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / под общ. ред. Л.П. Егоровой. – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 450 с.
9) Киянская О.И. «Мы», «Крокодил». Власть и сатирическая печать в СССР в 1930-х годах // Россия XXI. – 2014. № 5. – с. 162-191.
10) Кошелев А.О природе комического и функции смеха // Язык в движении. К 70-летию Л.П. Крысина: сборник. – М.: Языки славянской культуры, 2017. – 664 с.
11) Кузнецова Т.В. Эстетика трагического и комического (категория философского осмысления истории) // Философия и общество. – 2012. № 4. – с. 124-141.
12) Луначарский А.В. Будем смеяться // Наследие А.В. Луначарского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-3/budem-smeatsa. – Дата обращения: 15.10.2019.
13) Лымарь А.А. Миф и мифологизация: история и проблемы концептуализации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. № 10. – с. 68-75.
14) Малевинская Н.В. Физкультурные парады и праздничные действа в произведениях советской живописи 1920-30-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. I. – с. 143-147.
15) Никулин И.О. Советские сатирические периодические издания 1920-х годов: системные связи контента и типологических характеристик: автореф. дисс. … канд. филологических наук. – Краснодар, 2013. – 27 с.
16) Словарь литературоведческих терминов / авт.-сост. А.А. Инджиев. – изд. 5-е, доп. и перераб. – Ростов/н/Д: Феникс, 2016. – 219 с.
17) Фельде О.В. Комическое в профессиональном дискурсе // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2011. Т. 10. № 9. – с. 140 – 145.
18) Чернышёва А.В. Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества // Гуманитарный вестник. – 2014. № 1(15). – с. 1-10.