Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вторая половина XIX века – время научного осмысления творчества Яна ван Эйка. Список его работ пополняется, ученые по крохам собирают в архивах сведения о его жизни. Только благодаря этому колоссальному труду мы теперь знаем основные жизненные вехи его биографии, в которой, правда, остаются белые пятна. Ни время, ни место рождения Яна Ван Эйка точно неизвестны. Что касается места рождения, то это, несомненно, восточная Провинция Нидерландов – Лимбург. В пользу ее говорят некоторые факты, и, прежде всего пояснительные надписи художника на подготовительном рисунке к портрету кардинала Альбертаги. Родиной художника считается либо город Маастрихт, либо – Маасейк, расположенного поблизости от Маастрихта. Называть его родиной Ван Эйка принято по созвучию с фамилией художника, но никаких исторических фактов, подтверждающих эту версию, нет. Однако его жители уверены в том, что именно здесь появился на свет гениальный живописец. В свое время они воздвигли памятник, где рядом с Яном стоит его старший брат Губерт, который якобы также был выдающимся художником и даже участвовал в создании Гентского алтаря.
Творчество Яна ван Эйка послужило примером для создания многих картин более позднего времени. Например, картина «Портрет четы Арнольфини» послужила основой для создания Д. Жилинским в середине прошлого столетия «Молодой семьи».
Целью данной работы является сравнение двух картин - Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» и Д. Жилинского с картиной «Молодая семья».
Задачи:
1) Рассмотрение основных точек соприкосновения и точек различия в картинах Яна ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» и Д. Жилинского с картиной «Молодая семья»;
2) Описание истории создания рассматриваемых картин;
3) Характеристика особенностей стиля, направления, сюжетных линий в рассматриваемых картинах.
Предметом исследования являются особенности исторических эпох в искусстве – Нидерландского Северного Возрождения и эпохи соц-арта, их взаимосвязи. Объектом исследования являются особенности композиции, стиля и сюжетной линии картин Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» и Д. Жилинского с картиной «Молодая семья».
В работе мы использовали труды таких авторов, как П. С. Гуревич, О. В. Морозова, И. О. Шайтанов, Е. Ю. Андреева, Д. Бойл, Ю. И. Гренберг и пр.
Глава 1 Общая характеристика «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйк и «Молодой семьи» Д. Жилинского. Особенности стиля и живописи
1.1 Время и место создания картин, история замысла и его воплощение. Образы нидерландской живописи и соц-арт
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини». Время и место создания - 1434 год, Брюгге.
История замысла и воплощение: на картине изображены купец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга. Предполагается, что картина изображает дом четы в Брюгге. До сих пор ведется большое количество споров относительно того, кто изображен на рассматриваемой картине. Данная картина – одна из наиболее сложных в интерпретации произведений западной школы живописи Северного Возрождения .
Неповторимый характер портрета в нидерландской живописи XV века связан с тем, что он исполнял ярко выраженные общественные функции. Во время официальных церемоний правитель мог быть заменен собственным изображением. Друзья обменивались портретами, их увозили с собой на память, о них говорили, их целовали, обмен портретами предшествовал заключению династических браков между представителями королевских фамилий. «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка изображает итальянского купца, представлявшего торговый дом в Брюгге, рядом с его молодой женой.
Согласно религиозным обычаям того времени, таинство бракосочетания не освящалось участием священника, оно требовало лишь согласия самих новобрачных. Картина ван Эйка изображает момент, предшествующий заключению брака вне религиозного обряда. Таким образом, она выступает в качестве своеобразного брачного документа, подтверждая за художником роль свидетеля клятвы, произнесенной молодыми. Над зеркалом, на стене в глубине комнаты можно прочесть слова: «Ян ван Эйк был здесь», написанные каллиграфическим почерком, которым обычно писались юридические документы .
По свидетельству Бартоломео Фацио, рассматриваемая картина имела к себе утраченную картину-крышку, на которой была изображена нагая женщина в сцене ритуального омовения новобрачной. Это связано с тем, что ранние портреты часто снабжались створками с аллегорическими и геральдическими изображениями .
Д. Жилинский и его картина «Молодая семья» написана в 1978 году. Картину художник написал в Новобутаково. Основу своей картины художник взял у Яна ван Эйка в его «Портрете четы Арнольфины», где по аналогии Д. Жилинский изобразил своего сына Василия с женой Кариной.
Картина Жилинского написана в период расцвета в СССР социалистического реализма. Он как особенный формальный подход к отображению возможностей станковой живописи приобрел к концу 1960-х годов некоторую эстетическую особенность, проявленную в том, что переживание как опыт художника было окончательно вытеснено идеологическим изображением и манифестом. Если говорить про возможности преодоления этой художественной практики, то соц-арт, возникший на платформе социалистического реализма, явился в определенном смысле иррациональным явлением, которое некоторые авторы были склонны выбирать в качестве постмодернистской игры. Если можно было бы основываться на положениях в повествовании социалистического реализма, то, прежде всего, следовало бы выделить особенность идеологического языка, которая связана с системой демонстрации конкретного персонажа, или ситуации, или исторического события в границах своей условной документальности. Соц-арт превращает эту систему в карнавал, пытаясь представить ее как набор игровых действий. В этом смысле соц-арт отвечает на вопрос о том, чем на самом деле является изображение, и как оно становится важнее идеологии.
Соц-арт как художественное направление возник в 1972 году.
Начиная с 1970-х годов, изобразительное искусство пытается переосмыслить сложившуюся традицию универсального Текста, о котором пишет искусствовед Б. Гройс. «ТЕКСТ» начинает саморазрушаться, оказываясь абсолютно непереводимым в новые художественные и мировоззренческие категории.
Переосмысление поверхности социалистического реализма приводит к зарождению иного зрения, отличного от устоявшегося, «гармоничного» взгляда. Пропуская через сетчатку глаза традиционную визуальную поверхность, оно переносит ее в художественный мир в «отредактированном» виде и состоянии.
Эта осмысленная цензура направлена не столько на разработку нового художественного «продукта», сколько на создание синтетического произведения, которое вбирает в себя художественные завоевания предшествующего направления и в то же время пытается взглянуть на него через призму иного художественного знания.
Соц-арт не отрекается от соцреалистической традиции «письма», но открывает его заново. Первичная практика соц-арта связана с открытой возможностью говорить при помощи изобразительного языка. Хотя, безусловно, социалистический реализм в этом отношении не менее самостоятелен и оригинален, но именно представители школы соц-арта поставили своей целью запечатлеть семантику как поток означиваний, а также определить своеобразную визуальную форму постмодернизма, использующую советские идеологемы.
Социалистический реализм увлекался механистическим действием воспроизведения плоскости реальности, то есть ее буквального значения. Он предложил рассмотреть плоскость как единственную форму художественного текста. Статус художника в этих условиях определяется посредством выразительной фиксации счастливой жизни человека. Его позиция проявляется в функции участника события, а не наблюдающего художника. Михаил Чиаурели в финале фильма «Падение Берлина» предельно честен, последователен и невозмутим в стремлении рассмотреть вождя — снятый в экспрессивных красках и наполненный отчаянной радостью эпизод прибытия Иосифа Сталина, его «снисхождения» из самолета как аллюзия появления deusexmachinа, а также кульминационная встреча последнего с народными победителями выполнена в лучших традициях соцреалистической идеологии и связана с патетикой скульптурных композиций Вучетича и Мухиной, так же, как с искренним порывом в изображении пролетарского совершенства на картине Дмитрия Жилинского «Мостостроители» .
«Социалистическое искусство, не будучи сферой, в которой формируются теоретические принципы мировоззрения, является могучим орудием социалистического мировосприятия, миропонимания» … Соответственно:
1) «художник, изображая предмет (объект, действительность), не подвергает его каким-либо физическим изменениям или преобразованиям»;
2) «в процессе художественной деятельности художник может вообще не взаимодействовать с объектом»
Попробуем разобраться с изобразительными элементами станковой живописи, использованием которой характеризируется практика социалистического реализма. Станковая живопись является особой, наглядной образной системой. В ее традиции
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. – 487 c.
2) Адорно В.Теодор. Эстетическая теория/ Пер. с нем. А.В.Дранова. – М.: Республика, 2001. – 528 с.
3) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Пер. с анг. В.Н.Самохина. – М.:Прогресс, 1974. – 392 с.
4) Бенеш Отто Искусство Северного Возрождения. Духовные и интеллектуальные движения / Отто Бенеш. - М.: Искусство - XXI век, 2014. - 448 c.
5) Бойл Д. Искусство Возрождения / Д. Бойл. - М.: АСТ, 2003. - 144 c.
6) Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм./ Пер. с нем. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 208 с.
7) Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследования сущности и становления стиля барокко в Италии./ Пер. Е.Г.Лундберга. – СПБ.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.
8) Возрождение: 1401-1610: Шедевры европейского искусства: Ян Ван Эйк, Мозаччо , Донателло и др.: Альбом (под ред. С. Дзуффи С.; пер с итал. Г.П. Смирнова, Л.Н. Шильниковой), 2003. – 479 с.
9) Головской В.С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. – М.: Материк, 2004. – 390 с.
10) Гройс Б. Комментарии к искусству/Пер. с нем. и англ. – М.: Художественный журнал, 2003. – 344 с.
11) Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследование: Монография. М.: Изобраз. искусство, 1982C.136-139.
12) Грибунина Н.Г.История мировой художественной культуры: учебное пособие / Н.Г. Грибунина. Тверь, 1993. 239 с.
13) Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? / П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1984. - 304 c.
14) Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000. – 224 с.
15) Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Санкт-Петербург.: Азбука-классика, 2004. С.154-155
16) Жильсон Э. Живопись и реальность/ Пер. с франц. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 368 с.
17) Иттен И. Искусство цвета/ Пер. с немецкого; 2-е издание – М.: Изд. Д.Аронов, 2001. – 96 с.
18) Искусство. От культуры аборигенов до американского поп-арта и от мастеров Возрождения до постмодернизма. - М.: Арт-Родник, 2004. - 512 c.
19) Искусство средних веков и возрождения. Энциклопедия. М., 2002 г.
20) История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. Учебник / ред. Ц.Г. Нессельштраус. - М.: Изобразительное искусство; Издание 2-е, перераб. и доп., 1982. - 664 c.
21) Кедринский А.А. Летопись возрождения / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Л.А. Медерский, и др.. - М.: Литературы по строительству, 1979. - 116 c.
22) Культура эпохи Возрождения. - М.: Наука, 1986. - 256 c.
23) Лосев Л.Ф. Эстетика Возрождения. / Л.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. 624 с.
24) Любимов Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии / Любимов, Лев. - М.: Просвещение, 1976. - 320 c.
25) Морозова О. В. Босх. Брейгель. Дюрер. Гении Северного Возрождения / О.В. Морозова, Т.М. Котельникова, А.Ю. Королева. - М.: Олма Медиа Групп, 2013. - 304 c.
26) Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия. – М.: Художественный журнал, 2003. – 220 с.
27) Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 1999. 304 с.
28) Симкина Н.Н. Культурология: учеб. пособие. / Н.Н. Симкина. Брянск: БГТУ, 2004. 268 с.
29) Социалистический реализм и современный кинопроцесс. – М.: НИИК, Искусство, 1978. – 272 с.
30) Хейзинга Й. Осень Средневековья. Эссе. – СПб: Азбука, 2018
31) Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Учеб. пособие / И.О. Шайтанов. М.: Просвещение, 1997. 400 с.