Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-психологическая направленность развивалась на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX веке и привела к появлению психосоциального подхода. Этот подход обычно ассоциируется с именами Мэри Ричмонд и Флоренс Холлис, и в 1950-1960-е годы психоаналитические идеи Фрейда, а затем работы Боулби оказали большое влияние на его формирование.
Исследование психосоциального подхода оправдывает необходимость понимания личности клиента в его отношениях с окружающим миром. Иными словами, такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, не должны разделяться для понимания целостности «человека в ситуации», то есть психосоциальной.
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная работа и психология являются смежными науками. Психологические знания помогают специалисту по социальной работе в его повседневной деятельности. Без причины дисциплина «Психология» входит в государственный образовательный стандарт специалиста по социальной работе.
Поэтому мы определили цель нашей работы: рассмотреть связь психологии и социальной работы в теории.
Цель определяет следующие задачи:
1. Определение системы социальной работы.
2. Изучение психологических аспектов социальной работы.
3. Учитывать психологические методы и приемы, используемые социальным работником при работе с клиентом.
Тема нашего исследования - взаимосвязь социальной работы и психологии.
Объект: реализация психологических приемов в социальной работе.
Методы исследования использовали в работе: анализ документов и метода сравнения и сравнения и анализ текущей ситуации на основе теоретических и практических данных.
Теоретическая основа этой работы - работы отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы, таких как: В.М. Басова, М.А. Гулина, И.Г. Зайнищев А.И. Кравченко, Е.В. Кулебякин и многие другие.
Структура работы определяется целью и задачами научных исследований. Он состоит из введения, двух глав, содержащих определенное количество пунктов, заключения, перечня используемых источников.
Практическая ценность курса обусловлена тем, что полученные знания интересуют работников и специалистов в области социальной работы, а также практиков в этой области.
1 Система социальной работы
1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности
В начале XX века социальная работа приобрела статус новой профессии. В российских вузах проходят подготовку специалисты по социальной работе, деятельность которых задана запросами общества.
Общественники, как профессионалы, понимают суть жизни личности, группы людей, их изменения под влиянием различных экономических, социальных и психологических факторов. И не только думать, но и решать практические задачи, чтобы помочь отдельным лицам (группам, сообществам) успешно решать жизненные задачи, реализовывать интересы [3; С.240].
Профессионал должен быть компетентным специалистом (обладать определенной системой знаний) и быть носителем высоких моральных качеств. Исследователи в области социальной работы, социальной педагогики, среди которых: В.А. Сластенин, И.А. Зимин, Н.В. Кузьмина, В.Г. Бочаров, С.А. Белячева и др., считают, что освоить профессию социального работника можно только в индивидуально-личном, самодеятельном контексте. В.Г. Бочарова считает, что профессионализм как один из ведущих элементов социальной работы основан и формируется на основе личных и профессиональных качеств, ценностной ориентации и интересов социального работника. Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как форму практической деятельности, следует напомнить, что она в целом понимается под деятельностью. В научной литературе термин «деятельность» используется очень широко [4; С. 416].
Заключение
В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психолого-социальной работы может наблюдаться на всех уровнях - при формулировании целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интеграционный подход фактически прописан в нормативных документах о деятельности социальных служб и обязанностях социальных работников. Например, они включают такие виды деятельности, как оказание квалифицированной социально-психологической помощи гражданам, в частности:
1. Консультирование.
2. Оказание помощи клиентам в конфликтных и психологических ситуациях.
3. Расширение круга социально и лично приемлемых для клиентов средств для самостоятельного решения проблем и трудностей.
4. Помощь клиентам в обновлении их творческих, интеллектуальных, личных, духовных и физических ресурсов для преодоления кризиса.
5. Стимулировать самооценку клиентов и уверенность в себе.
Поэтому социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в группах риска, должны быть достаточно компетентны в вопросах психического здоровья, социально-психологического характера человека, его особенностей в отдельных группах, в частности в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и так далее.
Основная цель социальной работы - улучшение жизни клиентов путём изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, влияющих на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.
Необходимость достаточно высокой психологической компетентности обусловлена тем, что социальный работник:
1. Во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание.
2. Во-вторых, различать случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается психологическая или даже психиатрическая проблема, и передавать клиента соответствующему специалисту.
3. В-третьих, иметь возможность оказывать первичную социальную поддержку нуждающимся.
4. В-четвертых, постоянное общение с людьми, обремененными психологическими проблемами.
Все психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными причинами, такие как:
1. Социально-экономические трудности, нищета, безработица, выход на пенсию и низкий уровень жизни.
2. Злоупотребление властью и насилие со стороны других людей и групп.
3. Неудачи в личной и семейной жизни (развод или распад в семье и так далее.).
4. Национально-расовые конфликты.
5. Последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелые болезни, инвалидность, стихийные бедствия и так далее.).
С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой структуры личности. Именно навязывание вышеупомянутых объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей этого человека приводит к психологическому недовольству его жизнью. Поэтому совершенно очевидно, что психосоциальный работник в своей работе с клиентами обязан не только оказывать социальную и организационную помощь в пределах своих возможностей, но и уметь решать чисто психологические проблемы клиента с достаточной компетентностью путем активного применения методов и средств коррекции и реабилитации.
Среди многочисленных методов и средств коррекции и реабилитации клиентов в психологической работе с клиентами крайне важны психологические консультации и психотерапия, которые представляют собой целый ряд специфических устройств, методов, приемов, приемов, приемов, приемов, приемов, приемов, приемов, используемых в практической работе. Следует отметить, что как психологическое консультирование, так и психотерапия базируются на базовых принципах решения проблем клиента и поэтому включают в себя ряд соответствующих подходов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Басова В.М. Социальная работа: Учебник/В.М. Басова, Н.Ф. Басова, С.В. Бойцова. - М.: Дашкова и К, 2018. - 364 с.
2. Гулина М.А. Психология социальной работы: Учебник для университетов/M.A. Гулина. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.
3. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учебное пособие для средних школ/И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 240 с.
4. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник для высших учебных заведений/А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2018. - 416 с.
5. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы/Е.В. Кулебякин. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. 82 с.
6. Никитин, В.А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учебник/В.А. Никитин. - М.: Московский психосоциальный институт, 2012. - 236 с.
7. Ромм М.В. Теория социальной работы: Tutorial/М.В. Ромм, Т.А. Ромм. - Новосибирск: [б.и.], 2013. – С. 52.
8. Руденко, А.М. Психология социальной работы: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - М.: Дашков и К, Наука-Спектр, 2013. - 268 c.
9. Сафонова, Л.В. Психология социальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Academia, 2013. - 145 c.
10. Сафонова, Л.В. Психология социальной работы: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Сафонова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
11. Сафонова, Л.В. Психология социальной работы: Учебник / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2013. - 480 c.
12. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/Л.В. Сафонов. - М.: Академия, 2016. - 224 с.
13. Содержание и методология психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс]//Bibliophond. Библиотека научно-студенческой информации/- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577
14. Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие для бакалавров / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро.. - М.: Юрайт, 2013. – 390 c.
15. Фирсов, М.В. Психология социальной работы (для бакалавров) / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: КноРус, 2015. - 144 c.
16. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
17. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие для студентов, институтов/М.В. Фирцова, Б.Я. Шапиро. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
18. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для средних школ/М.В. Фирцова, Э.Е. Студенты. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 432 с.
19. Ченова Е.И. Теория социальной работы: Учебник/Е.И. Ченнова. - М.: Юрий, 2017. - 334 с.
20. Шенова Е. И. Технологии социальной работы: учебник/Е. И. Шенова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 400 с.
21. Чернецкая А.А. Технологии социальной работы: Учебник для вузов/А.А. Чернецкая. - М.: Феникс, 2016. - 346 с.
22. Шемет И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе: научное издание/I.S. Шемет. - Кострома: КГУ, 2014. - 226 с.