Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место и оставаться основным источником формирования правильной развитой речи.
Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинается формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Маленькому человеку самостоятельно не осилить тех материальных и духовных ценностей, которые заложены в детской книге.
Задача взрослых – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Важную роль в формировании навыков чтения занимает беседа.
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским [22]. Методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения. Считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Цель исследования – выявить возможности беседы с детьми старшего как метод формирования навыков чтения.
Объект исследования – формирование навыков чтения.
Предмет исследования – беседа как метод формирования навыков чтения.
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы моделирования бесед с детьми старшего дошкольного возраста по содержанию литературных произведений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых Л. Выготского [7], А.Г. Кутузовой [21], А.А. Леонтьева [12], М. Р. Львова [13], К.Д. Ушинского [22].
Глава 1. Теоретические основы проблемы моделирования бесед с детьми старшего дошкольного возраста по содержанию литературных произведений
1.1 Беседа: сущность понятия виды, формы проведения
Беседа – метод словесного обсуждения изучаемого материала, – самая распространенная в обучении. Ее задача заключается в том, чтобы, во-первых, с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать известные учащимся знания, во-вторых, добиться усвоения ими новых знаний путем самостоятельных обдумываний, обобщения и других мыслительных операций [3, С. 24]
Основные разновидности учебной беседы:
- вступительная (как правило, проводится перед началом учебной работы с целью выяснить понимание учащимися запланированных учебных мероприятий и проверить их готовность к определенных учебно-познавательных действий);
- беседа-сообщение (базируется на наблюдениях, некоторых документах и тому подобное);
- беседа-повторение (проводится для закрепления учебного материала);
- контрольная (используется для проверки усвоенных знаний);
- репродуктивная (используется для воспроизведения материала, который был усвоен ранее);
- катехизисная (направлена на воспроизведение ответов, которые требуют тренировки памяти);
- эвристическая (педагог с помощью умело поставленных вопросов направляет учащихся на формирование новых знаний, выводов, правил, законов, логических обоснований на основе имеющихся знаний и опыта).
Метод беседы используется, когда проблемы, которые следует обсудить, является чрезмерно сложными и учащиеся не в состоянии их понять самостоятельно и во время занятий другими методами. Беседу можно применять как отдельный прием обучения во время лекции для более доходчивого объяснения или после лекции для углубления знаний, которые требуют дополнительной самостоятельной работы, а также с целью обсуждения и контроля уровня освоения материала.
Независимо от цели методика беседы состоит из таких частей: [3, С. 24]
вступительная (напоминания и изложение основной информации, которая касается методики и содержания проведения беседы);
основная (ознакомление с новыми проблемами, их связь с предыдущими знаниями, соответствующее их обсуждение и анализ, совместное обоснование);
заключительная (итог результатов обсуждения, анализ и оценка ответов учащихся, задания для самостоятельной работы и рекомендации по применению полученных знаний в практической деятельности). Действенность беседы и активное участие в ней учеников обеспечивают четкое выяснение последними ее цели и содержания, акцентирование и повторение ее узловых проблем и способов их решения, связь с предыдущими знаниями и практикой, применение специальных приемов активизации учебно-познавательной деятельности.
Результативность беседы напрямую зависит от Умения педагога правильно сформулировать вопрос.
К. Д. Ушинский писал: «Умение ставить вопросы и постепенно усиливать сложность ответов является одной из главных и необходимых педагогических привычек» [22, С. 53]. Содержание вопросов должно «задевать» эмоционально-мотивационную сферу учащихся.
С дидактической точки зрения наиболее эффективной является педагогическая ситуация, в которой учащиеся сами формулируют вопросы, определяют свое отношение к ним и принимают активное участие в их решении. Такие вопросы имеют ряд преимуществ над вопросами педагога:
– они являются результатом мыслительной деятельности учащихся во время беседы;
– за такими вопросами внимательно следят другие ученики и, соответственно, активно их обсуждают;
– они гораздо эффективнее воздействуют на чувственную сферу личности и имеют существенное воспитательное значение;
– помогают педагогу лучше понять уровень владения учениками проблемой, что изучается;
– способствуют познанию педагогами индивидуально-психических особенностей учащихся и, соответственно, более целенаправленной индивидуализации учебной деятельности.
Безусловно, дидактическая ценность беседы зависит не только от содержания и умение ставить вопросы, но и от содержания и способа формулировки ответов. Поэтому педагог должен внимательно следить за ответами учащихся, за их полнотой, правильностью, обоснованностью и эмоциональной окраской. Когда ответ является ошибочным, педагог не должен говорить об этом прямо. Целесообразно поставить, например, такие вопросы: «Кто имеет другое мнение по решению этой проблемы?» или «Кто хочет дополнить?» Содержание и форма таких вопросов стимулируют активную мыслительную работу учащихся. Только после этого педагог должен констатировать правильность ответа, если она обоснованная, полная и, наоборот, сам давать правильный ответ, когда она ложная или неполная, одновременно указывая на допущенные ошибки.
Эффективность беседы зависит от умения педагога управлять ее ходом, внимательно следить за временем, которое было запланировано для рассмотрения соответствующей проблемы, ставить основные и дополнительные во
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/4f85f773fe30bdd1d5ca3392e4f11852584e8517/
3. Айламазьян, А. М. Метод беседы в психологии / А.М. Айламазьян.- М.: СМЫСЛ, 2015.-122 с.
4. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики / Шалва Амонашвили. - М. : Амрита Русь, 2017. – 230 с
5. Барташева Н. Воспитание будущего читателя / Н. Барташева // Дошкольное воспитание. - 2014 - № 8 - С. 28-34.
6. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование [Текст]: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / С.И. Брызгалова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2014. – 151 с.
7. Выготский Л. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. - 352 с.
8. Гончарова Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению//Воспитание школьников. – 2015. - № 12. - С. 45-56.
9. Гриценко 3. Ребёнок и книга / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2015. – N 3 - С. 49-52.
10. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ежкова Н.С. – М.: Гриф УМО, 2019. – 183 с
11. Королева О. А., Руднева Е. В., Сергиенко Н. А. Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. - №34.1. - С. 29-31
12. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2016. - 528с.
13. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Издательский центр "Академия", 2014. – С. 10-16
14. Маршак С.Я. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 / С.Я. Маршак. - М.:
Астрель, 2014. - С. 5-15.
15. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 325 с.
16. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Российское педагогическое агентство, 2014. - 455 с.
17. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С.11-18.
18. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пичеоол – М.: АРКТИ, 2015. – 56 с.
19. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2014. – № 1. – с. 11–18.
20. Теория и технология развития речи детей. Часть 1: Составитель: Филиппова Л.В. Учебно-методическое пособие. – Арзамас: Арзамасский фили- ал ННГУ, 2017. – 64 с.
21. Учебно-методический комплекс: В мире литературы / А.Г.Кутузов. - М.: Дрофа, 2014. – С. 44
22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах / Ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. М.: АСТ, 2018. - Т.5, 6. – С. 53
23. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
24. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 208 с.
25. Чиндилова, О.В.Развитие речи старших дошкольников с позиции теории речевой деятельности / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс до и после. –2015. – № 4. – С.78-82. (0,25 п.л.)
26. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс до и после. – 2014. – № 5. – С. 74-77. (0,2 п.л.)
27. Чиндилова, О.В. Программа по введению в художественную литературу для детей старшего дошкольного возраста) / О.В. Чиндилова.// Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2014. – С. 84-85
28. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям / Н.Ю. Чечерина // Я-мама, 2016. - №2.
29. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Бином, 2019. - С. 390