Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Английская литература XVII столетия — это литература эпохи революционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и социальной борьбы, в тесной связи с событиями своего времени. Первые десятилетия века завершают эпоху Ренессанса; лишь с середины 20-х годов начинается новая историко-литературная эпоха, которая кончается к 2690-м годам, когда на литературную арену вступает Джонатан Свифт и другие деятели раннего Просвещения. В литературной жизни Англии этой поры различают в свою очередь три этапа, первый из которых приходится на предреволюционные десятилетия (20—30-е годы), второй охватывает годы революции и республики (40—50-е годы), третий совпадает с периодом Реставрации (60—80-е годы).
Переходный характер эпохи, сложность и острота социально-политических коллизий в стране обусловили сложность и противоречивость ее литературного процесса. Если для Франции XVII век — это, с некоторыми оговорками, век классицизма, для Испании и Германии — век барокко, то в Англии та же эпоха не поддается сколько-нибудь однозначной характеристике: барокко сосуществует здесь с классицизмом, и подчас разнородные литературные принципы причудливо переплетаются в творчестве одного и того же автора. Симптоматично, что лучшее создание века — поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» — родилось как бы на скрещении двух художественных направлений, господствовавших в западноевропейском искусстве этого времени.
Сочетание философской темы с религиозным сюжетом в европейской поэзии было явлением отнюдь не новым, распространенным еще со времен средневековья. Еще Данте, этот последний поэт средних веков и первый поэт нового времени, в своей "Божественной комедии" облек в форму видения о путешествии по загробному миру - "Ад", "Чистилище" и "Рай" - всеобъемлющую философию жизни. Развитие светской культуры в эпоху Возрождения привело к вытеснению религиозной тематики из литературы. Но на закате Возрождения, в конце XVI и затем в XVII веке, религиозные темы опять проникают в поэзию. В Англии это получило воплощение в творчестве Джона Мильтона (1608-1674).
В «Рай» ведет Данте его Беатриче, символ божественной любви, вечной благости и богопочитания, не достигаемого человеческой мудростью. Играя наукой, воздухом, светом, красками и огнем, поэт ведет душу к предчувствию той мудрости, которую человечество может предчувствовать, но не познавать мыслию и созерцанием. Поэтому душа приближается к ней только издали. Семь известных в то время планет представляют в «Божественной комедии» Данте семь твердых сфер; восьмая сфера – неподвижная звезда, стоящая над всеми движущимися сферами. В огненном небе становится видимым то, что на земле было только предчувствием. Все сферы населены живыми существами, оживлены движением и действием; самое глубокое созерцание, самая пытливая и туманная мысль принимают там образы; божественное естество становится ощутительным для души. Данте предстояла трудная задача не вдаться в крайний мистицизм или крайнюю реальность. Но, воспевая божественное и небесное, Данте удачнее, нежели Мильтону, Клопштоку и другим христианским поэтам, удалось слить человеческое и земное с божественным и небесным, не делая божественного человеческим. Как далек поэт от того, чтобы смешивать земное с божественным, видно из одиннадцатой песни «Чистилища», где он поэтически излагает первые слова молитвы «Отче наш».
Цель работы-раскрыть рай в изображении Данте и Мильтона.
Задачи исследования:
• определить произведения Джона Мильтонa и его поэмы «Потерянный и Возвращённый Рай»
• обозначить особенности композиции “Божественной комедии” Данте Алигьери.
Структура работы: Работа состоит из введения двух лав, заключения и списка литературы.
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» И «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ»
1.1 Джон Мильтон и его поэмы «Потерянный и Возвращённый Рай»
В книжном собрании музея-заповедника «Парк Монрепо» хранятся две книги великого английского поэта Джона Мильтона (1608–1674) – «Потерянный и Возвращённый Рай». Книги вышли в Санкт-Петербурге: одна в издательстве А. Ф. Маркса, в пер. А. Шульговского (1895 г.), другая в издательстве А. А. Каспари, в пер. О. Н. Чюминой (1899 г.). Обе книги изданы с рисунками знаменитого французского художника-иллюстратора Гюстава Доре.[3;55]
Джон Мильтон (John Milton) – один из самых выдающихся поэтов Англии, благотворно повлиявший на дальнейшее развитие не только английской, но и всей европейской литературы. Родился 9 декабря 1608 года в Лондоне, в строгой пуританской семье, где нравственное благородство сочеталось с художественными наклонностями к поэзии и музыке. Отец Мильтона был преуспевающим нотариусом, а также неплохим композитором и поэтом, человеком разносторонне образованным. Свой богатый слух он передал сыну-поэту, недаром стихи последнего отличаются необыкновенной музыкальностью, напоминающей то торжественные, то грустные звуки органа. Надо сказать, что отец всегда поддерживал литературные устремления Мильтона, а свои первые стихи Джон написал ещё в пятнадцать лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1660-х годах, после окончания английской революции и реставрации Стюартов, Мильтон хотел всем замыслом своей поэмы призвать не к восстанию против реакции, а к собиранию духовных сил, нравственному, моральному совершенствованию.
Русский критик Белинский назвал поэму Джона Мильтона «апофеозой восстания против авторитета», подчеркнув, что революционный пафос поэмы ярче всего выражен в образе Сатаны.
Мильтон хотел опоэтизировать идею нравственного совершенствования, но «Потерянный рай» воспринимался как призыв мужаться и продолжать борьбу.
Поэме Мильтона присуще и своеобразное чувство историзма. Мильтон показывает, что люди, выйдя из рая и лишившись тех идиллических счастливых условий, в которых они жили до «грехопадения», вступили в новый, высший период своего развития. Беспечные обитатели «божьего сада» стали мыслящими, работающими, развивающимися людьми.
«Потерянный рай» и «Божественная комедия» это отражение жизни, взглядов на мироустройство и политические события, выраженные по средствам религии и теологии, которые приобрели литературную поэтическую форму. Образы поэм аллегоричны и имеют многогранную символику.
Принципом поэмы «Божественная комедия» является триединство, высший догмат христианства. В мире Данте три части, его поэма состоит из трех книг. В каждой книге тридцать три песни. Стих поэмыЇтерцина, где три строки. У христианского бога три ипостасиЇтри лика у дьявола Данте. В загробном мире поэта сопровождают три спутника.
Когда Данте очутился в «сумрачном лесу» дорогу ему преградили три зверя: рысь, лев и волчица. Это символы трех главенствующих пороков Ї сладострастие, гордость и алчность.
В средние века существовал культ Вергилия, как волхва и мудрейшего мужа античности, так он становится олицетворением земного разума в поэме. В гибеллине Фаринате мы видим не только еретика, но и партийные распри, истерзавшие Флоренцию.Граф Гвидо де Монтефельтро карается как лукавый советчик, вместе с ним карается политическая система Италии, отсутствие в ней единства. Влюбленные Паоло и Франческа символизируют в поэме естественные человеческие слабости. В восьмом круге ада казнь совершается не только над святокупцем папой Николаем IIIЇнад всем современным Данте папством.
Эмблематика, символика, присущие многим трактатам Мильтона, в «Потерянном рае» занимают особое место. Даже самый совершенный образ поэмы, образ Сатаны, имеет некоторые черты эмблемы. К разряду эмблем принадлежат в «Потерянном рае» фигуры Греховности и Смерти, эффектные, но безжизненные и схематичные. Мильтон был убежден, что описанные в Библии события имеют не буквальное, а символическое значение. Только такой подход к Священному писанию предоставлял поэту право на вымысел и допускал, смешение христианской символики с античной мифологией: в аду текут реки античной преисподней, падшие ангелы уподобляются античным титанам, Греховности придано сходство со Сциллой и т. д.
Вокруг образа Сатаны на протяжении столетий идут споры. Одни видят в нем олицетворение человеческой веры в познание, другие стараются разглядеть тождество Архиврага с Оливером Кромвелем. На мой взгляд, облик Сатаны — это политические и социальные воззрения самого Джона Мильтона. Люцифер не отрицает познание, он свободолюбив и не подавляет своих сподвижников властью.