Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальные гарантии, предоставляемые государством, являются основой стабильного развития общества, удовлетворения его интересов. Наибольшее внимание населения (в особенности пенсионного возраста) заслуживают вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, так как проводимая на сегодняшний день реформа в данной сфере предполагает увеличение пенсионного возраста, пересчет пенсий.
Ведение индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом России неразрывно связано с происходящими событиями в социальном секторе, связанными с назначением и начислением пособий, пенсий и других выплат.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что индивидуальный (персонифицированный) учет выступает эффективным средством осуществления процессов по регистрации значительного объема информации о суммах поступлений и взносов в счет пенсий. Данная автоматизированная система, которая находится под контролем органов Пенсионного фонда России, служит основой для пенсионного обеспечения. Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета позволяет проанализировать складывающуюся ситуацию в стране, выявить проблемные вопросы, выделить перспективные пути реализации пенсионной реформы.
Объектом исследования являются общественные отношения по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России.
Предметом настоящей работы выступает совокупность процессов, позволяющих обеспечить устойчивость и эффективность индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России.
Целью исследования является анализ деятельности Пенсионного фонда России по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Указанные цели обусловили постановку и решение следующих задач:
- провести анализ понятия индивидуального (персонифицированного) учета;
- рассмотреть цели и принципы данного учета;
- исследовать особенности ведения индивидуального (персонифицированного) учета, включая правила получения и обработки информации о зарегистрированных лицах органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность компетентных в рассматриваемой части должностных лиц;
- проанализировать состояние учета на современном этапе;
- дать оценку его состояния и определить перспективы дальнейшего ведения.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция), а также специальные юридические методы (метод систематизации права, правового моделирования и сравнительно-правовой).
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения о понятии, целях, принципах и эффективности индивидуального (персонифицированного) учета, проблемы его ведения и пути их решения. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что знания о деятельности Пенсионного фонда России по ведению индивидуального (персонифицированного) учета способствуют выработке практических мероприятий, направленных на совершенствование системы, в том числе нормативной правовой базы.
Теоретической базой курсовой работы являются российские нормативные правовые акты, труды отечественных авторов, научные публикации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы и тремя приложениями.
1. Понятие, цели и принципы индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда Российской Федерации
Социальная сфера жизнедеятельности граждан определяет качество их жизни, степень благосостояния и потребления. Государством на постоянной основе предпринимаются меры по повышению уровня социального обеспечения. Одним из факторов, определяющих материальное благосостояние населения любого государства, являются выплаты различного характера: пенсии, пособии и иные платежи. Для упорядочения отношений в данной сфере и систематизирования информации Пенсионный фонд России (далее – ПФР) осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет (далее – ИПУ).
Правовую основу ИПУ составляют: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 21.07.2014 №11- ФКЗ), Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ РФ) и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и международные договоры.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» . Данное положение является незыблемым. Более детально оно рассматривается и анализируется в иных нормативных актах, в том числе в ФЗ РФ. Так, данный акт устанавливает принципы организации и ведения ИПУ в отношении граждан Российской Федерации, которые постоянно или временно проживают на территории страны, иностранных граждан и лиц без гражданства для обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Согласно ст.1 ФЗ РФ под ИПУ понимается «организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице» .
Исходя из смысла вышеуказанной нормы, ИПУ осуществляется только в отношении зарегистрированных лиц. Законодательство также дает определение лицам данной категории. Так, зарегистрированные лица – это «физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе ИПУ, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций» (ст.1 ФЗ РФ) .
Заключение
Деятельность органов ПФР по ИПУ является организованным автоматизированным процессом, в результате которого снижаются риски потерь государственных финансов, обеспечивается политическая стабильность.
Организация ведения ИПУ способствует решению ряда проблемных вопросов. Так, благодаря деятельности ПФР по ИПУ осуществляется приведение механизма государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, сохранение развития обязательного пенсионного страхования в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, сохраняется возможность более точного прогноза изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране.
Исследование показало, что правовое регулирование ИПУ направлено на поддержание ПФР основных задач государства, связанных с формированием устойчивой социальной сферы.
ИПУ представляет собой организацию и ведение учета информации о лицах в целях обеспечения реализации их прав и обязанностей в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг.
Организация и ведение ИПУ ПФР основана на получении сведений от физических и юридических лиц, контроле имеющихся данных и их корректировке, привлечении правонарушителей к ответственности за нарушение норм законодательства. Анализ и рассмотрение правовых положений, а также источников литературы свидетельствует о том, что, несмотря на преимущества осуществления ИПУ, имеются негативные моменты, которые отрицательно влияют на организацию учета. К ним можно отнести:
- снижение количества предоставляемых индивидуальных сведений (сокращение рабочих мест, банкротство, ликвидация, неофициальное трудоустройство застрахованных лиц, перерегистрация предприятий в другие районы);
- разнесение страховых взносов по лицевым счетам застрахованных лиц (сведения в данных формах не совпадают);
- отказ страхователей с низкой численностью работающих представлять отчетность в ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Данные проблемы могут быть решены посредством проведения органами государственного управления определенных организационных мероприятий. Так, для устранения первой проблемы необходимо предложить организовать совместную работу правоохранительных и контролирующих органов (например, фонд социального страхования) для выявления фактов неофициального трудоустройства застрахованных лиц и теневого бизнеса .
Вторую проблему можно решить посредством выявления ошибок при сверке данных из расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и данных персонифицированного учета с помощью качественного программного обеспечения. Кроме того, представляется целесообразным, письменное (электронное) либо устное извещение представителей организаций о необходимости исправления выявленных ошибок (в течение 10 дней с момента выявления недочета). Также требуется дифференцированный подход к правонарушениям и наказанию за их совершение (с учетом характера деяния, длительности и объема предоставленной недостоверной информации). Размер штрафных санкций не может быть одинаков для всех правонарушителей, так как не предоставление ими достоверной информации в ПФР, например, о страховых взносах, может осуществляться по различным причинам (как объективным, так и не объективным).
Для решения третьей проблемы необходимо дальнейшее проведение разъяснительной работы о положительных результатах представления отчетности в электронном виде и внесение изменений в законодательство Российской Федерации о представлении отчетности в электронном виде страхователей с численностью менее 50 человек.
Следует отметить необходимость привлечения иных органов (во взаимодействии с ПФР) для повышения устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. Это может быть повышение уровня оплаты труда и легализация теневой заработной платы, создание новых рабочих мест и снижение безработицы, установление обоснованных тарифов страховых взносов, развитие профессионального пенсионного страхования, стимулирование рождаемости, снижение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте. Очевидно, что для решения проблем пенсионного обеспечения граждан недостаточно изменять параметры самой пенсионной системы, например, повышая пенсионный возраст или изменяя формулу расчета пенсий. Необходимы также давно назревшие преобразования на рынке труда, в демографической политике, экономике и социальной сфере, которые бы способствовали созданию реальных условий для граждан заработать достойный уровень пенсии и в полной мере реализовать свои права на ее получение.
ПФР может способствовать осуществлению вышеуказанных мероприятий путем глубокого анализа складывающейся ситуации при осуществлении ИПУ, выявления «слабых» мест и предоставления данной информации органам государственного управления для решения проблем и минимизации рисков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Российская газета», 10.04.1996, N 68.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // «Российская газета», 31.12.2013, N 296.
5. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, N 5, ст. 180.
7. Барбашова С.А., Щербаков Е.М. Реформирование пенсионной системы РФ на современном этапе // Вестник НГИЭИ. - 2016. - №1. - С. 14 -22.
8. Быкова Н.Н., Курилова А.А. Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации // Карельский научный журнал. - 2017. - №4. - С. 136 - 141.
9. Вардикян А.Э. Роль индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.- практ. конф. - 2016. - № 5(45). - 456 с.
10. Данилова Н.Л. Основные проблемы системы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации и направления ее совершенствования // Вестник НГУЭУ. - 2017. - № 3. - С. 205 - 221.
11. Крутикова В.В. Пенсионные накопления в России: мифы, реальность и альтернативы // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - №5. - С. 32 - 38.
12. Кузнецова О.Н. Пенсионное обеспечение в России: проблемы и перспективы // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - №3. - С. 197 - 203.
13. Орлов С.Н., Шеметов А.П. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: монография / С.Н. Орлов, А.П. Шеметов. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. - 106 с.
14. Сапожникова Н.И. Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 17 (372). - С. 58 - 62.
15. Соловьев А.К. Проблемы реализации накопительной модели пенсионного страхования в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 6. - С. 17-25.
16. Терентьева И.В. Современный этап реформирования пенсионной реформы: оценка результатов и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 72. - С. 87 - 104.
17. Статистические данные официального сайта ПФР РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.pfrf.ru (дата обращения 30.10.2019).
18. Статистические данные официального сайта ЦБР [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coll/ops_npf/2018y/.
19. Статистические данные СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19571/