Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективными изменениями (политическими и социально-экономическими), происходящими в нашей стране. Перемены следуют одна за другой настолько быстро, что общество не успевает адаптироваться к ним. И если взрослое население хоть как-то пытается осмыслить происходящее, то дети и подростки пока не имеют достаточного навыка для этого. В результате они интерпретируют события по-своему, выражая недовольство не социально приемлемыми способами, а неприкрытой агрессией, приводящей к конфликтам со сверстниками, учителями.
Ситуацию осложняет и то, что сами педагоги достаточно сложно перестраиваются от директивной модели взаимодействия с учащимися к гуманистической, в основу которой заложены идеи свободы, безоценочного воспитания, отсутствие принуждения. Говоря иначе, это личностно-ориентированный подход в воспитании, в соответствии с которым магистральной целью образования становится культура жизненного самоопределения, характеризующая человека как творца собственной жизни. Воспитательным идеалом в рамках личностно-ориентированного подхода является свободная личность, способная к самоопределению, непрерывному росту, саморазвитию, самоосуществлению.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты теории личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании рассмотрели H.A. Алексеев, М.М. Балашов, C.B. Белова, Д.А. Белухин, И.Л. Бим, П.Б. Волков, C.B. Зайцев, Э.Ф. Зеер, A.B. Зеленцова, М.И. Лукьянова, Т.В. Машарова, Е.А. Никодимова, А.Я. Острых, A.A. Плигин, C.B. Рыжова, В.В. Сериков, Л.М. Фридман, A.A. Хлынин, A.B. Хуторской, И.С. Якиманская и др. Научные положения гуманистической педагогики о воспитании и формировании личности представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Б.М. Бим-Бада, П.П. Болонского, JI.C. Выготского, В.П. Зинченко, В.А. Караковского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щурковой и др. Концепции педагогической поддержки саморазвития обозначены Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, В.В. Кулишовым, С.И. Поповой и др.
Объект исследования – процесс воспитания личности. Предмет исследования – использование личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания личности.
Гипотеза исследования – степень комфортности пребывания школьников в ученическом коллективе можно повысить, если педагог будет использовать личностно-ориентированный подход в воспитании.
Цель исследования – разработать и реализовать программу, в основе которой находится использование педагогом личностно-ориентированного подхода в воспитании, позволяющего повысить степень комфортности пребывания школьников в ученическом коллективе. Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать ряд задач:
1) раскрыть понятие личностно-ориентированного подхода в воспитании, обозначить его содержание;
2) провести диагностику, позволяющую изучить ученический коллектив;
3) описать опыт реализации программы, направленной на применение личностно-ориентированного подхода в воспитании; обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы), эмпирические (беседа, наблюдение, формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ
1.1 Воспитание как педагогическое явление
Жизнь в социуме налагает на человека определенные обязанности. Они связаны с умением осуществлять продуктивное взаимодействие с членами общества, поэтому установление эффективных контактов с окружающими невозможно без воспитания, ибо индивидуум, ориентированный исключительно на себя, будет стремиться к удовлетворению собственных потребностей. Прежде всего, биологических – в добывании пищи и воды, в поиске безопасного места для отдыха, в защите тела от перепадов температуры, в поиске сексуального партнера. Следовательно, он будет применять открытое насилие, пытая отобрать у других то, в чем сам крайне нуждается. Подобное поведение членами общества всегда пресекалось. Из сказанного следует, что воспитание помогает быть успешно интегрированным в человеческую общность на основе знания норм и правил, разделяемых большинством, интериоризации ценностей, выработанных в конкретной культурной среде. Именно воспитание делает человека личностью. Без этого он остается таким же биологическим существом, как всякое животное. На справедливость высказанного мнения указывает общеизвестный факт, когда в джунглях находили детей, выращенных волками: найденышам не удалось привить социальных качеств.
Итак, что же такое воспитание? Для ответа на поставленный вопрос целесообразно обратиться к справочным изданиям. Например, в словаре «Педагогика», составленном А.М. Новиковым, сформулировано следующее определение: «воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» [9, с. 26]. С точки зрения В.И. Загвязинского, составителя педагогического словаря, под воспитанием следует понимать «целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества» [10, с. 15]. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой воспитание интерпретировано и как социальный феномен, и как педагогическое явлений.
Используемое в первом значении, слово означает «сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, СМИ, церковью, семьей, образовательными учреждениями» [6, с. 39]. При употреблении во втором имеется в виду «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, стан
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Воспитательная деятельность педагога: коллективная монография / Под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
2) Голованова, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика. – 2017. – №10. – С. 38-47.
3) Детская практическая психология: учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2013. – 255 с.
4) Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. – М.: Юрайт, 2017. – 507 с.
5) Калюжный, А.С. Закономерности личностно-ориентированного воспитания и критерии оценки его эффективности / А.С. Калюжный // Вестник Нижегородского государственного технического университета. – 2012. – №1. – С. 81-95.
6) Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2015. – 448 с.
7) Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособ. для студ. педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Владос, 2013. – 607 с.
8) Малова, Е.Н. Составление психолого-педагогической характеристики класса. Методические рекомендации студентам / Е.Н. Малова, Л.Ю. Сиднева. – Владимир: ВГГУ, 2014. – 57 с.
9) Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
10) Педагогический словарь: учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
11) Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для бакалавров / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 574 с.
12) Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 тт. Т. 4 / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 620 с.
13) Пургина, Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: монография / Е. И. Пургина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 275 с.
14) Сембрат, А.Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект / А.Л. Сембрат // Концепт. – 2014. – №6. – С. 151-155.
15) Шиянов, Е.Н. Гуманистическая педагогика в России: становление и развитие: монография / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М.: Народное образование, 2018. – 336 с.
16) Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.