Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как известно, межгосударственные отношения начинаются с оркестрового церемониала. И в этом церемониале ведущая роль будет принадлежать духовому оркестру, подчеркивающему мощь и непобедимость армии своего Отечества. Почему же именно духовая музыка производит на нас такое сильное впечатление?
Если оглянуться на несколько тысячелетий назад, становится очевидным тот факт, что в древних цивилизациях при музыкальном обучении и в массовых культовых действах всегда предпочтение отдавалось духовой музыке. Зададимся вопросом — почему? Проведенные исследования показывают, что, по всей видимости, у древних дыхательный механизм звукообразования воспринимался как параллель, аналог жизненных сил человека. Установлено, что массовая духовая музыка и по сей день невероятным образом воздействует на солдата, многократно усиливая его мужество. Как подчеркивал А. В. Суворов, громкая духовая музыка «возвышает дух солдат, расширяет шаг, это ведет к победе, победа к славе…».
Анализ архивных материалов подчеркивает державную и воспитательную миссию военно-музыкальной культуры во времена древних цивилизаций.
В современных условиях реформирования Российских Вооружённых Сил одна из задач военных историков заключается в том, чтобы показать обществу, какой огромный вклад внеси армия и флот нашей страны не только в военную, но и в общественную, культурную жизнь.
Многолетний исторический опыт развития российского государства показал, что армия есть сила не только военная, но и духовная. Помимо выдающихся полководцев, народных героев, государственных деятелей, армия воспитала целую плеяду известных во всем мире деятелей культуры и искусства. Художников: П.А. Федотова, В.В. Верещагина, Н.А.Ярошенко; мастеров русской прозы: офицеров Л.Н. Толстого, В.М. Гаршина, А.И. Куприна; теоретиков военно-научной мысли: генералов Д.А. Милютина, М.И. Драгомирова. Среди этих знаменитых людей, внёсших значительный вклад в развитие культуры и искусства России второй половины XIX века, достойное место занимают офицеры-композиторы: А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Ф.Львов и другие, чей период музыкального творчества совпал с «золотым веком» расцвета отечественной музыкальной культуры.
Цель данной работы: изучить исторические аспекты изучения военно-оркестровой музыки.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю развития военно-оркестровой музыки зарубежом;
Проследить развитие военно-оркестровой музыки в России;
Проанализировать особенности изучения военно-оркестровой музыки в условиях общего и дополнительного образования.
Объект исследования: военная музыкальная культура.
Предмет исследования: военные оркестры в России и зарубежом.
1. Военно-оркестровая музыка: история и современность
1.1. Развитие военно-оркестровой музыки за рубежом
В IX веке до нашей эры в Палестине 120 трубачей участвовали в торжествах по освящению храма царя Соломона израильского и иудейского. Можно предположить, что это был первый оркестр в истории человечества. До руководителя музыкальной группы мы так и не добрались.
Для исполнения военной музыки в странах Древнего Востока использовались простейшие продольные флейты, трубы, рожки, двойной гобой, барабаны, тарелки, литавры. В Древнем Китае значительное развитие получило хоровое пение. В древности, по свидетельству Фукидида, македонцам в походном движении помогала флейта, карфагенянам-цитра. Римляне использовали Рог и трубу в походном движении, а в бою они также использовали цимбалы и шумовые инструменты, на празднествах и в военных походах они использовали кифары, лиры и Авлы, воспетые в мифах.
В Западной Европе появление организованных военных отрядов началось еще в семнадцатом веке. Во Франции при Людовике XIV оркестр уже состоял из труб и барабанов, труб и литавр, гобоев и Фаготов. В британской армии гобои появились в 1678 году. С появлением валторны и кларнета в XVIII веке военная музыка стала более мелодичной. Военные оркестры Франции и Германии к началу XIX века включали валторны, змеи, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, цимбалы, треугольник. Внедрение клапанных механизмов привело к появлению семейства саксхорнов. С изобретением поршней для духовых инструментов в 1816 году в оркестре появились корнеты, бухельгорны, офиклеиды с поршнями, саксофоны.
Американский капельмейстер и композитор Джон Филип Су заменил Геликон в оркестре морской пехоты США музыкальным инструментом собственного изобретения. Медный духовой вентильный инструмент басового звучания sousaphone (соусафоны) весом около 10 кг, названный в честь своего изобретателя, "одевался" на тело музыканта и держался на левом плече, что позволяло легко играть при движении. Сегодня сюзафоны, имеющие фронтальную проекцию звука, широко используются военными оркестрами в исполнении маршевой музыки национальных композиторов Адриана Мааса, Вили Шутемейера, Йохана Вичерса. Любопытно, что военные музыканты знаменитого "корпуса трубачей" (Trompetterkorps) голландского полка Береден Вапенс исполняют маршевые произведения, сидя на велосипедах.
В ХХ веке произошло усиление социокультурной роли военной музыки как вида современного музыкального искусства. Военно-музыкальные проблемы привлекли внимание многих известных музыкантов, музыковедов и теоретиков музыкального искусства .
Сегодня в Вооруженных силах передовых стран военная музыка используется в строевой и боевой подготовке, в культурно-досуговой работе с личным составом, концертной деятельности, во время общественных и торжественных мероприятий. Служебно-строевой репертуар военных оркестров постоянно обновляется.
Многие известные композиторы создают оркестровые произведения на военно-патриотические темы.
Среди них: Эд. Элгар, У. Уолтон и Дж. Мейербер-авторы британских коронационных маршей, автор популярных американских маршей Генри Филмор, немецкие композиторы Карл Тейке, Герман л. Бланкенбург, Йозеф Вагнер и Карл Зиерер.
В Вооруженных силах стран-членов НАТО военно-музыкальная служба является компонентом, направленным на решение широкого круга социокультурных задач.
Военно-музыкальная служба Вооруженных сил Великобритании (корпус армейской музыки) в ее современном виде существует с 1994 года и насчитывает 23 штатных оркестра, насчитывающих около 1100 музыкантов. Оркестры обычно состоят из 35 музыкантов.
Все оркестры укомплектованы военнослужащими, имеющими не только музыкальное образование, но и прошедшими специальную медицинскую подготовку в рамках военно-медицинской службы (ВМП) для выполнения обязанностей санитара в случае необходимости. Весь личный состав военных оркестров участвует в ежегодных военных учениях.
Подготовка музыкантов для военных оркестров осуществляется в специализированных учебных заведениях.
Военная музыкальная школа asbm & HD расположена в Эдинбургском Инчдревер-Хаусе, ориентире, приспособленном для игры на трубе и ударных инструментах. Школа под командованием капитана Стивена нюха находится в ведении учебного центра пехоты в Каттерике. Королевская военная музыкальная школа (RMSM) в Твикенхеме была основана в 1857 году по инициативе герцога Кембриджского, который был недоволен доминированием немецких музыкантов в английских военных оркестрах. Такое положение дел наблюдалось и в конце Крымской войны. Учащиеся школы проходят обязательную военную подготовку.
В Королевском военном музыкальном училище есть великолепная музейная экспозиция. Внимание взыскательной публики, наряду с архивными документами, привлекает коллекция музыкальных инструментов. Его гордость-рожки и саксофоны, некоторым из которых более ста лет.
Музей, размещенный в старинном здании, которое связано с именем придворного художника королевского двора сэра Годфри Неллера, обладает богатой коллекцией парадных мундиров участников военных оркестров, рукописей, гравюр, картин, фотографий .
В составе Республиканской гвардии Франции, созданной императором Наполеоном, есть хор и конный оркестр фанфар. Любители военной музыки уделяют особое внимание исполнению маршевых пьес оркестром Республиканской гвардии под управлением майора Доминика Гейбла. Французский Марш идет более быстрыми темпами, чем британский. По приказу Наполеона она была приспособлена к продвижению армии со скоростью 120 шагов в минуту. Когда Наполеон собирался завоевать мир, он хотел, чтобы его солдаты шли быстрее, чем солдаты других армий.
Укреплением культурных связей являются концертные туры джаз-бэнда Check Six, входящего в состав оркестра ВВС США в Европе.
Музыканты углубляют международные отношения, поддерживая боевой дух войск и чувство доверия между американскими военными и гражданским населением Европы. Оркестр ВВС США ежегодно дает более 300 выступлений, и его музыка звучит по радио и телевидению. Check Six-ведущая джазовая группа из 13 музыкантов оркестра ВВС США в Европе, принимающая участие во многих известных джазовых фестивалях Европы: Montreux Jazz Festival, North Sea Jazz Festival и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белевцов Л. Международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня" // Музыка и время. 2010. № 12. С. 38-40.
2. Диев, Б. Музыкальное оформление парадов Советской Армии / Б. Диев // Тр. Ин-та воен. дирижеров. — М., 1956. — Вып. 3.
3. Матвеев В. Русский военный оркестр. М.— Л., 1965
4. Ноздрунов, Б. М. Русская военная музыка во второй половине XIX века (пореформенный период) : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Б. М. Ноздрунов. — М., 1967.
5. Потапов О.И., Мельник К.С. Военная музыка в современном музыкальном пространстве // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2018. № 15. С. 289-291.
6. Соловцев А. Николай Андреевич Римский-Корсаков очерк жизни и творчества. //М. «Музыка» 1984 г.
7. Турчинский Б. По красной площади с оркестром // Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2011. № 5 (29). С. 1.
8. Тутунов, В. История военной музыки / В. Тутунов. — М., 2005.
9. Цицанкин, В. Военные оркестры во второй половине XIX века : учеб. пособие / В. Цицанкин. — М., 1997
10. Brenet M. La musique militaire / M. Brenet. – Paris, 1917
11. Farmer H. G. The rise and development of military music / H. G. Farmer. – L., 1912
12. Gaunt S. Troubadours and irony / S. Gaunt. – Cambridge, 2008
13. Ling J. A history of European folk music / J. Ling; translated from the Swedish by Linda and Robert Schenck. – Rochester, Woodbridge, 1997.
14. Mackenzie*Rоgan J. Fifty years of army music / J. Mackenzie Rоgan. – London, 1926.
15. Stоck K. XIV. Internationaler Kongress der Gesellschaft f r Musikforschung / K. St ck, St. Keym. – Leipzig, 2008.