Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время развития социально-культурной деятельности – это не только развитие культурного потенциала общества, но и улучшение качества его жизни. Одной из актуальных проблем социокультурной деятельности на современном этапе являются недостаточно интересные формы, методы, средства социально-культурной деятельности, недостаточное разнообразие тематики социально-культурных мероприятий.
В то же время одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях искусства.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство, а также народные традиции, обычаи, обряды должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, и мировоззрение общества.
Одним из наиболее известных славянских праздников, дошедших до наших дней является Масленица – восточно-славянский религиозный и народный праздник, который отмечается в течение последней недели перед Великим постом, то есть Восьмая неделя до Пасхи.
Исследованием народного искусства занимались многие исследователи, такие как Т.С. Комарова, Б.М. Теплова, А. Канцедикас, В.С. Воронов, Г.Н. Волков, Т.Я.Шпикалова, Д.С. Лихачев, Н.Н. Палагина и многие другие, но, несмотря на это проблема организации и проведении досуговых мероприятий с использованием народных обрядов, обычаев, традиций остается актуальной и в настоящее время [10; 17].
Цель исследования: выявить роль народного праздника Масленица в организации и проведении досуговых мероприятий.
Объект исследования: социокультурная деятельность.
Предмет исследования: роль народного праздника Масленица в организации досуговых мероприятий.
В соответствие с целью, объектом, предметом сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы социально-культурной деятельности.
2. Проанализировать праздник Масленица как народный обряд и досуговое мероприятие.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования.
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
1.1 Сущность социально-культурной деятельности
В настоящее время современной культурологией досуговая деятельность рассматривается в качестве процесса формирования условий мотивационного выбора индивидами предметной деятельности. При этом данный процесс определен личностными потребностями и интересами. На сегодняшний день запросы аудитории лежат в основе всей деятельности учреждений культуры и досуга. Развитие рыночных отношений приблизило культурно-досуговую деятельность к технологиям маркетинга, в основе которых лежит вопрос поиска и удовлетворения потребностей отдельных социальных групп. Непосредственно же культурно-досуговая деятельность преобразуется в индустрию досуга.
Культура и такой ее элемент как культурно-досуговая деятельность переживают в настоящее время существенные трудности. Так, на культуру влияют формирующиеся социально-политические и социально-экономические механизмы, а также культура оказывает самостоятельное значительное влияние на их развитие, представляет собой своеобразный социальный катализатор.
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями 3, с. 45.
Досуг часто определяется как качество опыта или как свободное время. Свободное время – это время, проведенное вне бизнеса, работы, поиска работы, работы по дому и образования, а также необходимых занятий, таких как еда и сон. В настоящее время экономические и социальные силы отнимают у человека свободное время. Конечно, досуг большинства людей не является полностью свободным выбором и может быть ограничен социальным давлением, например, люди могут быть вынуждены проводить время в саду из-за необходимости идти в ногу со стандартами соседних садов или идти на вечеринку из-за социального давления.
Досуг как опыт обычно подчеркивает аспекты воспринимаемой свободы и выбора. Это сделано «ради себя», для качества опыта и участия.
В различных дисциплинах есть определения, отражающие их общие проблемы организации досуга: например, социология и психология определяют досуг как психические и эмоциональные состояния и условия. С точки зрения исследования, эти подходы имеют то преимущество, что их можно измерить и сопоставить по времени и месту.
Изучение досуга и социология досуга являются академическими дисциплинами, связанными с изучением и анализом досуга. Отдых отличается от досуга тем, что это целенаправленная деятельность, которая включает в себя опыт досуга в контексте деятельности. Экономисты считают, что свободное время ценно для человека, например, заработная плата, которую он может заработать за то же время, потраченное на деятельность. Если бы это было не так, люди бы работали, а не отдыхали. Однако, различие между досугом и неизбежными видами деятельности не является строго определенным, например, иногда люди выполняют ориентированные на работу задачи как для удовольствия, так и для долгосрочной пользы.
Родственным понятием является социальный досуг, который включает в себя неторопливые действия в социальных условиях, такие как внеклассные мероприятия, например спорт, клубы. Еще одна связанная с этим концепция - это семейный досуг. Отношения с другими людьми обычно являются основным фактором, как в удовлетворенности, так и в выборе 8, с. 66.
Над феноменом социально-культурной деятельности (СКД) работали многие научные деятели из разных научных областей, как за рубежом, так и в России, поэтому у данного понятия нет одной общепринятой интерпретации. Например, в начале XXI века советский и российский культуролог
М.А. Ариарский считал, что СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры [1, с. 24].
Около пятидесяти лет назад французский социолог Ж.Р. Дюмазедье интерпретировал понятие как сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения культуры [1, с. 24.].
Профессоры Московского государственного университета культуры и искусств Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников дали определение социально-культурной деятельности, как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества культуры [13, с. 24].
Определение социально-культурной деятельности насчитывает пятидесятилетнюю историю и рассматривается в нескольких научных подходах: культурологический, педагогический, социально-философский. Анализ ряда определений позволил выделить основные и общие черты социально культурной деятельности.
Во-первых, содержание и направленность социально-культурной деятельности определяется ценностями культуры.
Во-вторых, социально-культурная деятельность в организационных и пространственно-временных параметрах занимает сфер
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология/ М. А. Ариарский. – СПб: СПбГУКИ. – 2011. – 342 с.
2. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции / А. И. Арнольдов. – М.: Академия, 2012. – 64 с.
3. Беспалько В. П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы/ В.П. Беспалька. – Тюмень: ТГУ. 2013. – 213 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогическая энциклопедия: научное издательство / Б. М. Бим-Бад. – «Большая Российская энциклопедия» 2012. - 225 с.
5. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня / В.И Брудный. - М.: Наука, 2018. – 34 с.
6. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий.-Ярославль: Свекточ, 2014.- 211 с.
7. Видусова А.М. Со венком я хожу...- праздник Ивана Купалы / А. М. Видусова // Клубный репертуар. – 2018. – №22. – С. 12-13.
8. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. пособие/ Е.И. Григорьева. – Тамбов: ТГУ, 2012. – 221 с.
9. Емельянова Е.А. Влияние организации досуговой деятельности в семье на становления авторитета родителей / Е.А. Емельянова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 11. – С. 113 – 117.
10. Ерасов Б. С. Социальная культурология: учебное пособие / Б.С. Ерасов. – М: Владос, 2015. - 204 с.
11. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях /И.Н. Ерошенков. – М.: Академия, 2016. – 215 с.
12. Жаркова Л.С. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств в современных условиях / Л.С. Жаркова //Мир культуры – культура мира. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2015. – 214 с.
13. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность/ Т.Г. Киселева,
Ю.Д. Красильников: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 231 с.
14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений /С.А. Козлова. – М.:Академия, 2014. – 432с.
15. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян: учебник /Рыбаков Б.А. – М.: Академия, 2015. - 159 с.
16. Семейно-бытовая культура: пособие для слушателей нар. университетов / под ред. Водзинского Д. И, Кочетова А. И.- М.: Нар. Совет, 2016. - 32 с.
17. Социально-культурная деятельность: учебный терминологический словарь для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ», «Менеджер социально-культурной деятельности» / сост. Е.П. Сугатова; АлтГАКИ, кафедра социально-культурной деятельности. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 31 с.
18. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь / Хренов Л.С. - М.: Агропромиздат, 2009. - 51 с.
19. Широкая Масленица. Электронный сборник методических рекомендаций и сценарных материалов в помощь организаторам культурно-досуговых мероприятий /сост. Е.Г. Стратьева. – Ростов-на-Дону: ГАУК РО «Областной дом народного творчества», 2009. – 124 с.
20. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учебное пособие для студентов вузов /Юдин А. В. – М.: Высш. шк. 2019. - 171 с.
21. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: учебник /Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2017. – 213 с.