Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное законодательство о защите прав потребителей как отрасль права появилась в
России относительно недавно - в девяностых годах. До этого формирование отношений по
3
возмещению потребностей граждан проводилась в основном положениями гражданского
законодательства, предопределенными для установления общих норм и призванными
служить базой для специального законодательства. Следовательно, в законодательных
нормах обычно не придавались значению особенности взаимоотношений потребителей в
сфере транспортного обслуживания. Отдельные виды собственно наличествовавших
договоров полностью не вмещались в рамки функционировавшей классификации
гражданско-правовых соглашений. И еще, в нормативных актах не было системы особых
гарантий защиты прав граждан при заключении договоров, которые направлены на
обслуживание в транспортной сфере.
В обстоятельствах независимости предпринимательской деятельности, всеобщего
дефицита, недостатка культуры потребления надобность в особенном законодательстве
стала банально актуальной.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в сфере обеспечения
защиты прав потребителей в сфере транспортного обслуживания.
Предметом курсового исследования являются соответствующие нормы отечественного
законодательства, современная практика применения рассматриваемых правовых норм.
Целью исследования является анализ особенности защиты прав потребителей в сфере
транспортного обслуживания в аспекте их правового регулирования и
правоприменительной практики.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть правовое регулирование защиты прав потребителей в транспортной
сфере;
- определить гражданина как потребителя транспортных услуг;
- выделить особенности договора перевозки железнодорожным транспортом;
- обозначить права и обязанности сторон в договоре перевозки железнодорожным
транспортом.
Методологической базой исследования является диалектический метод научного
познания, а также основанные на нем общенаучные и специальные познавательные
методы.
При выполнении данной работы были использованы: нормативно-правовые акты РФ и
научные труды.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных
источников.
ГЛАВА 1. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ОСНОВАНИЯ ИХ ЗАЩИТЫ В
ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ
4
1.1. Правовое регулирование защиты прав потребителей в транспортной сфере
Законодательство, которое регулирует вопросы защиты прав потребителей в
транспортной сфере, представляет собой обширный массив правовых актов
разнообразного уровня и характеризуется рядом определенных черт.
К примеру, на основании ст. ст. 40 – 43 Конституции РФ граждане наделены правами на
защиту здоровья и медицинскую помощь и прочие. Данные права обеспечиваются
большим рядом гарантий, среди которых образованные и уже действующие
государственные системы здравоохранения, культуры и прочие.
Правовое регламентирование отношений по удовлетворению материальных и культурных
потребностей, которые составляют центральную часть законодательства о защите прав
потребителей, реализуется актами гражданского законодательства. Основой гражданского
законодательства, которое регламентирует права потребителей, выступают нормы актов
кодифицированного гражданского законодательства, устанавливающие правомочия
субъектов договорных отношений с непосредственным участием потребителей. Подобное
обстоятельство указывается в ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ .
Кодифицированное гражданское законодательство придает общий характер главным
формулировкам соглашений, указанных в разд. IV «Отдельные виды обязательств»
Гражданского кодекса (далее ГК РФ) , с тем, чтобы они были рассчитаны не только на
отношения с потребителями.
В Законе о защите прав потребителей отобразилась тенденция ужесточения
законодательного регламентирования отношений, которые направлены на защиту прав
потребителей. Отношения между исполнителями и потребителями в области
гражданского оборота регламентируются, как правило, ГК РФ и другими федеральными
законами. Нормы ГК РФ и Закона о защите прав потребителей еще будут дополняться в
законодательных актах, которые регулируют отношения в самых разнообразных областях
деятельности.
При использовании положений ГК РФ и законодательства о защите прав потребителей
нужно опираться на то, что оно используется к отношениям в сфере защиты прав
потребителей, если:
- использование законодательства о защите прав потребителей непосредственно
зафиксировано гражданским законодательством (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК
РФ);
- гражданское законодательство не включает такого указания, тем не менее, акты
законодательства о защите прав потребителей уточняют и положения ГК РФ, который
регулирует данные отношения (например, ст. ст. 8 - 10 Закона о защите прав
потребителей);
5
- ГК РФ не фиксирует отмеченные отношения (например, ст. 17 Закона о защите прав
потребителей);
- положения законодательства о защите прав потребителей устанавливают другие
правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ разрешает возможность их определения другими
законами и актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона о защите прав
потребителей);
- в обстоятельствах, когда некоторые виды гражданско-правовых отношений с участием
потребителей, кроме положений ГК РФ, регламентируются и определенными законами, к
отношениям, которые вытекают из подобных договоров, Закон о защите прав
потребителей может использоваться в части, которая не вступает в противоречие с ГК РФ.
Параллельно с этим, на основании п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г.
№ 17 если некоторые виды отношений с участием потребителей регламентируются и
специальными законами РФ, которые содержат положения гражданского права, то к
отношениям, появляющимся из подобных договоров, Закон о защите прав потребителей
используется в части, не решенной специальными законами;
- в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 отразилось
принципиальная норма о том, что с учетом ст. 39 Закона о защите прав потребителей к
отношениям, которые возникают из договоров об оказании некоторых видов услуг с
участием гражданина, последствия нарушения подобных условий которых не подпадают
под действие гл. III Закона, должны использоваться общие нормы Закона о защите прав
потребителей, к примеру о праве граждан на предоставление информации (ст. ст. 8 - 12),
об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14),
о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17), а
также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с
п. п. 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.
Отношения потребителей с перевозчиками регулируются, помимо гл. 40 ГК РФ и Закона о
защите прав потребителя, специальными отраслевыми законами: Воздушным кодексом
РФ , Кодексом внутреннего водного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ
// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
29.01.1996. № 5. Ст. 411.
6
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 24.03.1997. - № 12. - Ст. 1383.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №
24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 12.03.2001. - № 11. - Ст. 1001.
6. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - Ст. 170.
7. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. -
12.11.2007. - № 46. - Ст. 5555.
8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание
законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.
Научная и учебная литература
9. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы
России: опыт, анализ, практика. – 2007. - № 2. С. 13-15.
10. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. – М.,
1993. С. 27.
11. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя: как защитить их в конкретных
жизненных ситуациях? М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 4. 176 с.
Судебная практика
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О
практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного
Суда Российской Федерации. 1995. № 1.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении
судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного
Суда РФ. № 9. 2012.
14. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2015 № Ф05-
7251/2015 по делу № А40-33304/14 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс,
дата обращения 22.10.2019.
15. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 №
09АП-30193/2016 по делу № А40-53372/16 // Справочно-правовая система
КонсультантПлюс, дата обращения 22.10.2019.
16. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.07.2015 по делу
№ 33-24907/2015с// Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения
22.10.2019.