Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Модернизация образования вызвана необходимостью соответствия качества
получаемого образования и требованиями современного информационного
общества. На сегодняшний момент общество нуждается в личности, которая
способна будет взаимодействовать в резко меняющихся условиях
существования общества. С этой целью, образовательный процесс должен
2
быть направлен на развитие всех личностных способностей и мотивов
учащихся.
Формирование будущего члена современного общества в качестве активного
созидателя требовало замены знаниевой парадигмы образовательного
процесса, так как энциклопедический характер знаний, умений и навыков
(ЗУН) уже не соответствовал современным требованиям к качеству
образования учащихся. Таким образом, возросшими требованиями к
образовательному процессу можно объяснить переход к личностноориентированному обучению посредством формирований предметных и
метапредметных (универсальных) компетенций. В свою очередь,
компетентностный подход затрагивает такие сферы человеческой
деятельности, как когнитивную, социальную, мотивационную, этическую,
поведенческую. Следовательно, выпускник должен показать хорошие
результаты обучения по всем заявленным сферам деятельности.
Актуальность исследования. Анализ программных требований и
государственных стандартов по русскому языку показал, что в общих
требованиях к качеству образования заложено дополнение понятия
«лингвистическая компетенция» коммуникативной компетенцией. Таким
образом, современные компетенции по дисциплине «русский язык»
представляют собой новую систему универсальных знаний на базе
сформированного опыта самостоятельной деятельности ученика. В связи с
чем возникает проблема: каким содержанием должно быть наполнено
содержание обучению русскому языку для формирования системы
универсальных учебных действий?
Анализ методической литературы по данной проблеме показал, что
содержание и структура учебной деятельности обусловлены ее функциями.
Следовательно, для выявления современного содержания обучения русскому
языку, необходимо опираться на основные ее функции:
– осуществление полноценной языковой подготовки;
– помощь в определении роли языка в дальнейшей деятельности выпускника;
3
– формирование базы для возможного использования полученных языковых
знаний в будущей трудовой деятельности;
– формирование мотивационной сферы к дальнейшему получению языкового
образования.
В последние годы особое внимание уделяется языку средств массовой
информации как одной из самых быстро изменяющихся и динамичных
систем. И если в конце прошлого века в качестве основных одновременно
сосуществовали две тенденции – стремление к экспрессии и стремления к
стандарту, то сегодня преобладает первая. Все чаще на газетной полосе
наблюдаются нестандартные, аномальные явления, проявляющиеся в
языковой игре.
Однако проблема описания и функционирования имплицитных средств
создания названного феномена с учетом парадоксальности их
функционирования еще не разработана в полной мере. Понятие парадокса
впервые появилось в философии и, благодаря многочисленным
исследованиям, распространилось на различные сферы науки и жизни.
Сегодня выделяют логические парадоксы, философские, математические,
вероятностные, геометрические, физические, химические, экономические,
юридические, психофизиологические и др. Данным явлениям в области
лингвистики свои труды посвятили такие ученые, как Г.И. Берестнев, К.И.
Декатова, Л.А. Демина, Е.Д., В.А. Суховерхов, Е.А. Яшина.
Демократизация общества привела к распространению языковой игры во
всех языковых стилях и, вместе с тем, к умножению различных видов
парадоксов, возникающих в названном феномене.
Объект исследования: процесс организации работы с текстом, включающим
лингвистическое явление «парадокс» в процессе изучения русского языка и
литературы в старших классах.
Предмет исследования: эффективные приемы организации работы с
понятием в процессе изучения русского языка и литературы в старших
классах.
4
Цель исследования: изучение языковых свойств явления «парадокс» в
публицистических текстах в процесс обучения русскому языку и литературе
в старших классах.
В соответствии с предметом, целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Рассмотреть современные подходы к исследованию понятия
2. Охарактеризовать понятие как лингвистическое явление
3.Обосновать критерии выбора приемов работы с учетом психологопедагогических особенностей учащихся старших классов.
4. Проанализировать особенности методической работы с текстами,
содержащими «парадоксы»
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме
исследования, синтез, логический метод, сопоставление;
2) эмпирические методы: наблюдение, интерпретация.
Теоретическая значимость обусловлена уточнением значимости изучения
«парадокса» в качестве учебного материала в процессе обучения русскому
языку в старших классах.
Практическая значимость состоит в обосновании эффективности выбранных
приемов изучения «парадокса» в процесс обучения русскому языку в
старших классах.
Структура работы: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список
использованной литературы.
Глава 1.
1.1. Особенности публицистического стиля
Известно, что публицистический стиль является одним из самых «открытых»
в системе функциональных стилей русского языка. Он включает в себя
элементы функционально-делового и научного стилей, в нем находят
5
применение разговорные способы выражения и художественные средства. В
публицистической литературе освещаются разнообразные вопросы,
представляющие интерес для общества и являющиеся актуальными в
определенный момент. К ним относятся идеологические, политические,
экономические, философские, морально-этические; вопросы культуры,
искусства, повседневной жизни, производства и т. д. Таким образом,
лингвально-стилистические особенности публицистики обусловливаются ее
социально-педагогическими функциями [Валгина,
http://evartist.narod.ru/text14/26.htm].
Как известно, основная функция речи – воздействующая – тесно
переплетается с информативной. Исходя из этого, роль публицистики,
особенно газетной, заключается в убеждении читателя и воздействии на его
мировоззрение с целью создания общественного мнения; кроме того,
содержание таких произведений служит передаче сообщений и разъяснению,
комментированию событий. Никакая информация в публицистике не может
передаваться беспристрастно, объективно, безоценочно. Главной
особенностью языка является оценочность. Именно поэтому все лингвальные
средства направлены на то, чтобы воздействовать на аудиторию. Как считает
Н.С. Валгина, определяющим является сочетание воздействующей и
информативной функций (Валгина, 1998). Первая, по мнению исследователя,
в произведениях публицистического стиля определяет такие черты, как
побудительность, экспрессивность, новизна выражений, оценочность,
полемичность.
Информативная же функция обусловливает черты иного плана: логичность,
официальность, точность, стандартизированность. Для ее реализации часто
используются однотипные, регулярно воспроизводимые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса: На
материале английского языка. – М.: УРСС, 2009. – 216 с
2. Баранов А. Н.. Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора:
Материалы к словарю. М., 1991.
3. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А.
Кузнецов. СПб., 1998.
4. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура
русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 281-317.
5. Виноградов С.И. Культура русской речи.– М.: Инфра –1999 год – 432с.
6. Герд А. С. Несколько замечаний касательно понятия «диалект» //
Русский язык сегодня: Сб. ст. Вып. 1 / Отв. ред. Л. П. Крысин. М., 2000. С.
45-52.
7. Головкина Н.Т. Повтор как стилистическое средство : автореф. дис.
канд. фил. наук. – М., 1964. – 156 с.
8. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997.
9. Горбаневский М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори
шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и
печатных СМИ / Под ред. Ю. А. Бельчикова. М., 1999.
10. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра.– М.: Аспект-Пресс – 2004 –
387
11. Демьянков В.З. Лингвистическая интерпретация текста: универсальные
и национальные (идиоэтнические) стратегии // Язык и культура. Факты и
ценности. Отв. ред. Кубрякова Е.С. – М., 2001. – 540 с.
12. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к
изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008.
13. Дубских, А. И. Масс-медиальный дискурс: определение,
характеристики, признаки // Вестник Южно-уральского государственного
университета. Серия: Лингвистика. 2014. № 1. Том 11. С. 131-134.
14. Журналистика в 2001 г.: СМИ и вызовы нового века: Тезисы научнопракт. конф. Часть X. М., 2002.
7
15. Журналистика и культура русской речи. Вып. 1-11. М., 1996-2000. 10.
Засурский Я. Н. Язык третьего тысячелетия // Журналистика и культура
русской речи. 2002. № 1.
16. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое
сознание: взаимовлияние и взаимозависимость: Российское общество:
становление демократических ценностей. – М.: «Гендальф», 1999. – 239 с.
17. Ирисханова К.М. Стилистическая маркированность и норма //
Проблемы стилистической маркированности. – М., 1990. – С. 10–15.
(Тр./МГПИИЯ им. М. Тореза; вып. 356.
18. Кемеров В. Е. Норма // Современный философский словарь / Под общ.
ред. В. Е. Кемерова. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.;
Минск, 1998. С. 579.
19. Копнина Г. А. Неудачное использование стилистических приемов в
газетно-публицистических текстах // Международная конференция
«Журналистика и культура русской речи на переломе тысячелетий»: Рабочие
материалы. М., 2002. С. 55-57.
20. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
21. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой
практикой массмедиа. СПб., 1999.
22. Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров. -
М.: МГУ, 1971. – 266 с.
23. Крысин Л. П. Русский литературный язык на рубеже веков II Русская
речь. 2000. № 1.
24. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного
русского языка. М., 1989.
25. Кубанова А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы. —
Русский язык и литература. – 2004 год – 280 с.
26. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. –
М.: Наука, 1974 – 368 с.
8
27. Международная конференция «Журналистика и культура русской речи
на переломе тысячелетий». Москва: МГУ, 2002.
28. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона.
СПб., 2001.
29. Москвин В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства
выразительной и образной речи (общая классификация). Волгоград, 2000.
30. Москвин В.П. Типология повторов как стилистической фигуры //
Русский язык в школе, 2000. – № 5. – С. 81-85.
31. Муравьева Н. В. Риторические средства: от практики к теории и
обратно // Речевое общение: Специализированный вестник / Под ред. А. П.
Сковородникова. Вып. 2 (10). Красноярск, 2000. С. 27-33.
32. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство
коммуникативного воздействия и манипулирования // Рекламный текст:
Семиотика и лингвистика. М., 2000.
33. Сиротинина О. Б. Современный публицистический стиль русского
языка // Русистика. Russistik. 1999. № 1-2. С. 5-17.
34. Сковородников А. П. О состоянии речевой культуры в российских
СМИ (Опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) //
Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-метод. бюл.
Краснояр. гос. ун-та / Под ред. А. П. Сковородникова. Вып. Красноярск, 1998.
С. 10-19.
35. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. —Горький, 1975. Снегирева
Л.А. Прагматические импликатуры рекламных текстов: Автореф. дис. ... канд.
филол. наук. Мн., 2001.
36. Сметанина СИ. Медиа-текст в системе культуры (динамические
процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание. –
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 383 с.
37. Швейцер, А. Д. Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический
стиль в английском и русском языках. М.: Либроком, 2009. – 256 с.
9
38. Язык и дискурс СМИ в ХХI веке / Под редакцией М. Н. Володиной. –
М.: Академический проект, 2011. – 332 с.
39. Семен Г. Я. Лингвистическая природа и функционирование
стилистического приема парадокса (на материале англ. яз.): автореф. дисс. …
к. филол. н. Одесса, 1986. 16 с.
40. Танеев Б. Т. Парадокс: парадоксальные высказывания: монография.
Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. 400 с.
41. Шпекторова Н. Ю. К вопросу о литературно-художественном
парадоксе (на материале произведений О. Уайльда) // Вопросы лексикологии,
лексикографии и стилистики романо-германских языков: сб. науч. трудов.
Самарканд: Самарканд. гос. ун-т, 1975. С. 218-225.