Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая невозможно без обращения к мировому опыту. Оптимизируя и совершенствуя систему гражданской службы в соответствии требованиям нового времени, государства изучают положительные и негативные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты.
В современном обществе всё большее значение приобретают качественные, интенсивные факторы развития производства, возрастает экономическая и общественная значимость. В связи с этим огромный интерес для нас представляет опыт системы государственной службы в Японии. Эта страна привлекает к себе внимание значительными успехами своего экономического развития. Теперь это высокоразвитая, компьютеризированная, страна.
На вопрос о том, как Япония стала супердержавой, сами японцы в числе прочих аргументов обязательно называют высокий уровень образованности своего народа, особенности японских государственных традиций и общественную иерархичность.
Японцы на протяжении длительного времени стремились к повышению качества государственной службы. Для этого они развивали систему образования, обеспечивали неуклонное увеличение числа лиц, заканчивающих средние и высшие школы, обеспечивали строжайшую дисциплину, придавали огромное значение корпоративной культуре.
Японская государственная служба сегодня более всего нуждается в молодых сотрудниках, имеющих высокий уровень общеобразовательной подготовки. Японцы справедливо подчёркивают, что без высокого уровня образования всего народа экономические успехи страны были бы невозможны. И хотя современная Япония, как и все мировые государства, стоит перед серьёзными проблемами и острыми противоречиями в управлении гражданской службой, тем не менее её успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими серьезную пищу для размышлений многих стран.
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение государственной гражданской службы в Японии позволяют определить тенденции и перспективы ее развития. Сопоставление систем государственной службы в разных странах помогает обнаружить и преодолеть свои недостатки, обогатить опыт реформирования в отдельной стране, найти более верный, оптимальный путь развития в современном мире.
Современное состояние системы государственной гражданской службы в Японии является предметом постоянной полемики, в которой принимают участие японские и зарубежные специалисты. Отдельные аспекты состояния государственной службы в Японии уже были рассмотрены в работах ряда отечественных исследователей.
Цель и задачи исследования.
Цель - проанализировать особенности государственной гражданской службы в Японии.
Исследование проводилось в 2019 году.
Задачи:
1. Выявить основные особенности, ценности и традиции японского общества.
2. Проанализировать основные аспекты государственной гражданской службы в Японии.
3. Сделать выводы по результатам проведённого анализа.
Объект исследования – государственная служба в Японии
Предмет исследования – особенности системы государственной гражданской службы в Японии
Методы исследования:
1. Методы теоретических исследований (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование)
2. Методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, описание).
Разработанность в науке. На сегодняшний день существует множество работ, посвящённых системе государственной службы в Японии, однако при этом недостаточно исследований, посвященных анализу возможностей использования данного опыта в других государствах.
Практическая значимость. В результате проведённых исследований выявлены достижения в государственной службе в Японии, которые можно использовать при организации образовательного процесса в нашей стране.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, спиоск используемых источников.
1. Японское общество: особенности, традиции, ценности
Несмотря на внешнее равноправие и демократичность, японское общество отличается высокой степенью иерархичностью, которая подразумевает чёткое подчинение низших звеньев высшим, в результате чего образуется структура, напоминающая дерево. Эта общественная структура затрагивает каждого жителя Японии, а также группы, организации, материальные объекты, еду, однако в первую очередь это касается языка.
В современном японском общества идеи конфуцианства не потеряли своей актуальности. Под воздействием конфуцианства закреплялись традиционные патриархальные устои, а также социальное неравенство в японском обществе. С ранних лет японец получает установку от взрослых, предполагающую, что его личные интересы должны быть подчинены интересам группы. Также ещё в детстве у него закладываются основы прочной связи с семьёй, воспитывается необходимость делать поклоны в знак вежливости. В целом задача родителей в этот период времени – сформировать у ребёнка представление о субординации и его месте в обществе [8].
Традиции семейного воспитания подхватывает образование. Система высшего образования в Японии строго иерархична. По сути, единственными вузами, где студенты не испытывают дискриминации, являются университеты с полным циклом обучения (4 года). Во время последней образовательной реформы 2002 года в Японии было почти 700 таких учреждений. И даже в этих заведениях имеется своя иерархия:
1) Престижные частные университеты — Токай, Кейо, Нихон, Васэда. Студенты-выпускники — будущая элита, менеджеры высшего звена и представители в правительстве. Без рекомендаций и специальной подготовки попасть туда невозможно, но диплом выпускника (вне зависимости от оценок и специальности) гарантирует успешное трудоустройство практически на любую работу.
2) Топовые вузы страны — университет Йокогамы и Токио. Плата за обучение значительно ниже, но конкурс невероятно высокий.
3) Другие вузы страны, организованные префектурами. Стоимость обучения невысокая, а конкурс сравнительно небольшой.
4) Небольшие частные вузы. Плата за обучение высокая, гарантий трудоустройства нет, а диплом не является престижным [9].
Бесплатного высшего образования в Японии нет. По данным за 2011 год, среди 2.8 миллионов студентов только 100 человек получили бесплатное образование. Ответ на вопрос о том, сколько стоит обучение в Японии, напрямую зависит от определенного учебного заведения, куда собирается поступать ученик.
Уровень образования в Японии очень высок, поэтому многие иностранцы хотят получить образование в этой стране. У иностранцев есть два выхода для получения образования:
1. Полноценное образование в университете (от 4 до 6 лет). Обучение стоит, в среднем, 6-9 тысяч долларов, но главный вопрос — это сдача экзаменов. Иностранцу придется потрудиться не только с японским языком, но и со вступительными экзаменами.
2. Краткосрочный (двухлетний) курс образования в ВУЗе. Тут все намного проще и дешевле — нужно знать хотя бы английский язык [8].
3. Для тех, кто хочет получить образование после вуза, необходимо апостилировать собственный диплом перед его подачей в Японию. Страна является участницей Гаагской конвенции, поэтому можно использовать не легализацию, а апостиль [77].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Анисимцев, Н. В. Государственные должностные лица и государственная служба современной Японии // Актуальные проблемы современной Японии. 2006. № 22. С. 52-77.
2. Анисимцев, Н. В. Информационное обеспечение государственно-административного управления современной Японии // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 4. С. 59-65.
3. Ганибаева, А. Р. Антикоррупционная политика в системе государственной службы в Японии // РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА:ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЫХОДА. Сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается. 2016. С. 151-153.
4. Дыбовский, А. С. О некоторых сходствах и различиях ценностных ориентаций японской и южнокорейской молодёжи // Россия и АТР. 2016. № 3 (93). С. 134-156.
5. Евстигнеева, В. А. Особенности борьбы с коррупцией в Японии // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 379-382.
6. Захарова, О. С. Сравнительный анализ особенностей государственной службы азиатских стран (Сингапур и Япония) и России // УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 161-164.
7. Зверева Н.Н., Муравьева О.И. Опыт модернизации японской системы образования: история и современность // Вестник Томского государственного университета. 2008. - № 310. - С. 163–168. http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/310/image/310-163.pdf
8. Зверева Н.Н., Мурояма Сиро Успехи и проблемы современной японской школы // http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-325.pdf
9. Зинурова Э.Г. Основные тенденции реформирования системы образования в Японии (конец XX - начало XXI века) // http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-reformirovaniya-sistemy-obrazovaniya-v-yaponii-konets-xx-nachalo-xxi-v
10. Илышев, А. В. Государственная служба в Японии. М-во иностранных дел Российской Федерации, Международный ин-т гос. службы и упр. РАГС при Президенте РФ, Ассоц. японоведов России. Москва, 2007.
11. Ирхин, Ю. В. Роль этических кодексов в государственной службе Японии (сравнительный анализ) // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5. С. 158-171.
12. Каменцева, Е. А. Поступление ан службу и аттестация служащих РФ и зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Материалы III Всероссийской студенческой конференции. Министерство сельского хозяйства РФ; Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. 2018. С. 119-124.
13. Котельникова, Е. В. Концепт «гири» в национальной культуре японского народа // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 3 (19). С. 172-176.
14. Кузьменкова, Е. Н. Особенности государственной службы в Японии // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. V Международная научно-практическая конференция. Под общей редакцией В.Н. Скворцова; ответственный редактор Н.М. Космачева. 2015. С. 31-36.
15. Малышев, Ю. И. Государственная служба Японии // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2005. № 1 (11). С. 70-75.
16. Мухаев, Р. Т. Модели коммуникации власти и общества в механизме публичного управления современной Японии // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 178-198.
17. Перевезенцева, К. С. Открытость процедур поступления на государственную службу: зарубежный опыт (США и Япония) // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016. С. 191-193.
18. Саенко, Е. Д. Отбор персонала как один из факторов, способствующих поддержанию корпоративной культуры (на примере государственной службы Японии) // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2013. С. 1729-1732.
19. Самчук, И. А. Государственная служба в Японии // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2014. С. 247-249.
20. Сиро Мурояма. Современные дети и практика жизненных сочинений. - Токио: Синдокусеша, 2007. - 411 с.
21. Ставропольский, Ю. В. Государственное управление, самоуправление и государственная служба в Японии // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества. Сборник докладов по итогам V Международной научно-практической интернет-конференции. Тула:, 2019. С. 347-350
22. Федореев, Э. Г. Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственной службы (на примере Японии) // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2008. № 2. С. 11-14.
23. Филиппов, В. В. Правовые меры противодействия коррупции в сфере государственной службы в Японии // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 2 (75). С. 127-133.
24. Хафизова, З. И. Кадровая политика Японии на государственной службе // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. 2019. Т. 18. С. 173-177.
25. Храмцова, И. А. Государственная служба в Японии // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2014. С. 247-249.
26. Шарко, М. В. Опыт построения гражданского общества в Японии // Сводный реферативный сборник журнала Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 4-6. С. 20.
27. Mamchur G.V. PUBLIC SERVICE IN UKRAINE AND JAPAN: A COMPARATIVE ANALYSIS // Вісник Київського національного університету ім. Тараса Шевченка. Філософія. Політологія. 2013. № 112. С. 34-37.