Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется насущными потребностями современных преобразований российской пенсионной системы. Начиная с 1990-х годов, идет процесс постоянного реформирования отечественного пенсионного обеспечения. Новый виток такого реформирования разворачивается в настоящее время. Вместе с тем трудно утверждать, что в обществе и во властных структурах сложился консенсус относительно целей, задач и архитектуры современной российской пенсионной системы.
Пенсионная система России является самой крупномасштабной в мире системой государственного социального обеспечения по старости. Она представляет собой сложный организационно-экономический механизм взаимодействия застрахованных граждан, страхователей (работодателей), государственного страховщика - Пенсионного фонда России и негосударственных страховщиков.
Эффективное управление этой многофункциональной социально-экономической системой становится все более сложной задачей. В то же время многие вопросы теории и практики управления пенсионной системой разработаны достаточно слабо, что вызывает острую необходимость регулярного реформирования системы пенсионного страхования.
Реформирование пенсионной системы представляет собой процесс реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленный на повышение их материального благосостояния, а также на обеспечение экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципами правового государства.
Однако данный принцип правового и социального государства является результатом сложнейшего исторического пути. Для полного понимания о становлении и развитии такого института как государственное пенсионное обеспечение необходимо обратиться к истории и посмотреть, как развивалась и функционировала данная система на Руси и Российской империи.
Между тем, все более отчетливо проступают ее проблемы, а именно: низкий уровень трудовых пенсий, которые, несмотря на проведенную валоризацию пенсионных прав, постоянную индексацию, так и не достигли 40% коэффициента замещения пенсией утраченного заработка и на сегодняшний день в среднем составляют 1,7 прожиточного минимума пенсионера.
В конце сентября 2018 года Госдума приняла изменения в пенсионное законодательство, которыми закреплен общеустановленный пенсионный возраст: 65 лет – для мужчин и 60 лет – для женщин.
После принятия закона об изменении пенсионного возраста у будущих пенсионеров возникло много вопросов, в том числе, останется ли право досрочного выхода на пенсию у некоторых категорий граждан. На каких основаниях можно выйти на пенсию досрочно с 1 января 2019 года, РИАМО разъяснили в Пенсионном фонде РФ и Государственной инспекции по труду в Московской области.
Система пенсионного страхования, включающая в себя как обязательные, так и добровольные инструменты, выступает базовой основой финансовой безопасности социального общества. Сбалансированная структура системы добровольного и обязательного страхования позволяет обеспечить высокую степень социальной защищенности граждан пенсионного возраста. Именно это обстоятельство служит главным аргументом в пользу принятия мер со стороны государства и сообщества страховщиков, направленных на популяризацию добровольного пенсионного страхования как важного направления развития страхования жизни в целом. Все это объясняет актуальность исследований в данной области страхования.
Цель исследования состоит в изучение досрочного назначения страховых пенсий по старости.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
1. Изучить особенности пенсионной реформы 2018 гг.
2. Рассмотреть пенсионное страхование как актуальное направление развития страхования жизни в современных условиях
3. Изучить практику формирования выплат организацией страховых платежей в Пенсионный фонд.
Объектом исследования является российская пенсионная система, рассмотренная как с точки зрения исторических реалий, так и современного состояния в целях разработки стратегических направлений ее совершенствования.
Предметом исследования выступает условия досрочного назначения страховых пенсий по старости.
Методологической основой исследования являются выступили фундаментальные теории и концепции, раскрывающие теоретико-методологические основы пенсионного обеспечения, разработанные отечественными и зарубежными учеными.
Нормативно-правовой базой исследования являются нормативные и правовые акты Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования должны составлять научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме пенсионного страхования.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы Федеральной службы государственной статистики, данные, характеризующие социально-экономическое состояние пенсионного страхования России, сведения официальных сайтов органов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы, включающего 44 библиографических источников.
Глава 1. Особенности российского пенсионного страхования
1.1. Пенсионная система в постперестроечный период
Начало 1990-х годов - сложный и противоречивый этап в развитии российского общества, отразившийся и на состоянии пенсионной системы. Приватизация государственного и муниципального имущества, формирование нового слоя собственников и отказ от социалистических принципов распределения прибавочного продукта неизбежно привели существующую пенсионную модель к кризису.
Создание новой модели представляло собой длительный процесс. Обедневшее государство было более не в состоянии обеспечивать высокий уровень пенсионного обеспечения граждан, но и альтернативные, рыночные институты созданы не были.
Таким образом, в середине 1990-х годов пенсионная система России представляла собой некий симбиоз рыночного, капиталистического начала и социалистических элементов. В тот период у российских реформаторов отсутствовала системная концепция социальной политики, в том числе и в области пенсионного обеспечения.
При создании новой модели пенсионирования удалось сохранить важнейшее достижение Советского периода - всеохватывающий характер обеспечения и унаследованный рыночной экономикой высокий уровень ее огосударствления. Формирование пенсии не было заботой Советских граждан, работающее население не платило взносов из заработной платы, а пенсии полностью финансировались из государственного бюджета. Пенсионная система не испытывала на себе финансово-экономических, демографических и политических рисков.
В 1990-е годы инфляционные процессы привели к обесцениванию оборотных активов предприятий и организаций, произошло уменьшение собираемости социальных взносов в ПФР. Падение финансовой и налоговой дисциплины приводило к невозможности взыскания с частных субъектов хозяйственной деятельности социальных платежей. Вплоть до настоящего времени нередко работники, оформляющие пенсию, узнают о том, что никаких отчислений во внебюджетные фонды от их заработной платы работодателем не производилось.
Низкие цены на нефть в тот период и, как следствие, дефицит федерального бюджета вынуждал российское высшее руководство постоянно заимствовать денежные средства из ПФР для покрытия нецелевых расходов.
России предстоял переход от финансирования пенсий за счет общественных фондов потребления к новому источнику - фонду оплаты труда наемного работника.
Процессы преобразований пенсионной системы в эпоху постперестроечных реформ ориентировались, главным образом, на выполнение двух основных задач: осуществление перехода от централизованной бюджетной (солидарно-распределительной) системы к смешанной и адаптация ее к современным условиям России.
Можно выделить три основных направления реформирования прежней системы пенсионного обеспечения:
1) возрождение обязательного и добровольного пенсионного страхования;
2) возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных - государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, отсюда, социальные пенсии;
3) реорганизация государственного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Важную роль в этом процессе отводится Законам РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в Российской Федерации» и от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности в Российской Федерации» . Указанные нормативно-правовые акты устанавливали равенство различных форм собственности, регламентировали деятельность новых для страны организационно-правовых форм юридических лиц (хозяйственных обществ и товариществ), создавали условия для функционирования свободного рынка наемного труда.
С 20.11.1990 в силу вступил принципиально новый для отечественного пенсионного законодательства Закон РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» . Закон устанавливал обязательное пенсионное страхование для лиц наемного труда, работающих на предприятиях различной организационно-правовой формы собственности. Одновременно устанавливалась социальная пенсия - новый институт в системе пенсионного обеспечения. Размеры пенсионного обеспечения ставились в зависимость от трудового стажа и заработка (увеличение пенсии на 1% за каждый год сверх стажа 20 лет - для женщин и 25 лет - для мужчин, но не более чем на 20%; исчисление пенсий из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности).
В связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежали индексации путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, который определялся путем умножения размера пенсии в процентах, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчислялась пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. В трудовой стаж были включены: время учебы в вузах и аспирантуре; уход за инвалидом I группы; уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, престарелым старше 80 лет и пр. В институте пенсий по инвалидности появился новый вид пенсии - вследствие военной травмы.
Финансирование выплаты пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Исследователи дают оценку данному Закону, как первому страховому Закону, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения . Действительно, данный Закон был основан на распределительных страховых принципах. Однако в условиях инфляции, дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда, замораживание размеров пенсий привело к «уравнительности в нищете». На этом этапе пенсионная реформа «зашла в тупик», утратив страховые начала распределения пенсионных средств.
В вышеназванный Закон до 01.01.2002 было внесено более 30 поправок, одновременно практика его применения требовала обращения к сотням подзаконных актов министерств и ведомств.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, заложила основу для реформирования всей системы пенсионного обеспечения, а ее статьи 38-41 закрепляют права человека в социальном обеспечении в целом . Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Падение уровня жизни российских пенсионеров вынудило российское Правительство создать механизм индексации пенсий. Ст.2 Закона Российской Федерации от 21.10.1992 «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации» устанавливалось, что с 1 февраля 1993 года будет производиться перерасчет один раз в три месяца минимального размера пенсии по старости. Индексация пенсии напрямую увязывалась с индексацией минимального размера оплаты труда - МРОТ. Верховный Совет РСФСР рекомендовал Совету Министров внести предложения о порядке
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Российская Федерация. Законы. Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя : федер. закон [от 01.12.2014 г. № 398-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 49 (ч. VI). - Ст. 6907.
3. Российская Федерация. Законы. О накопительной пенсии : федер. закон : [от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ, в ред. от 03.10.2018 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 52 (ч. I). - Ст. 6989.
4. Российская Федерация. Законы. О страховых пенсиях : федер. закон : [от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в ред. от 03.10.2018 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 52 (ч. I.) - Ст. 6965.
5. Российская Федерация. Законы. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан : федер. закон : [от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г., с изм. от 19.02.2018 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 23. - Ст. 3266.
6. Закон РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в Российской Федерации» (утратил силу) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 11.01.1991; Консультант Плюс. - 2012. - 1 октября.
7. Закон РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности в Российской Федерации» (утратил силу) //РГ (федеральный выпуск). - 15.01.1991; Консультант Плюс. - 2012. - 1 октября.
8. Закон РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (утратил силу) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №27. - Ст.351.
9. Закон РФ от 21.10.1992 №3697-1 «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации» //Российская газета. - №234. - 27.10.1992; Ведомости СНД и ВС РФ. - 05.11.1992. - № 44. - Ст.2477.
10. Ведомости СНД и ВС РФ. - 22.04.1993. - №16. - Ст.553; РГ. - №72. - 15.04.1993.
11. Постановление Правительства от 19.06.2012 №613 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2012 г.» //РГ (федеральный выпуск). - 25.06.2012; Консультант Плюс. - 2012. - 1 октября.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 31.03.2006 №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 04.04.2006; Консультант Плюс. - 2012. - 1 октября.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2010 №332-Ф3 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах» (утрачивает силу с 01.01.2013 в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2012 №227-ФЗ) //РГ (федеральный выпуск). -13.12.2010.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 №113- ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (утратил силу) //РГ (федеральный выпуск). - 24.07.1997; Консультант Плюс. - 2012. - 1 октября.
15. Федеральные законы Российской Федерации от 07.11.2011 г. №305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», от 03.12.2011 г. №379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» //Консультант Плюс. - 2012. - 1 октября.
16. Российская Федерация. Законы. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений : федер. закон : [от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ, в ред. от 27.12.2018 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 18. - Ст. 1943.
17. Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федер. закон : [от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, в ред. от 27.12.2018 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
18. Российская Федерация. Законы. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : федер. закон : [от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, в ред. от 11.12.2018 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.
19. Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федер. закон : [от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в ред. от 04.06.2014 г., с изм. от 19.11.2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4920.
20. Андреева Е.В. Страхование жизни: социально-экономическое значение и направления развития / Е.В. Андреева, О.И. Русакова, Е.М. Хитрова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013.- 160 с.
21. Аникеева Л.В. Корпоративное пенсионное страхование как элемент управления персоналом / Л.В. Аникеева // Управление. — 2017. — № 3(17). — С. 17-20.
22. Бахматов С.А. Риск в накопительном страховании жизни: сущность и методы оценки / С.А. Бахматов, Е.В. Семенова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2. — С. 5-12.
23. Бахматов С.А. Финансово-кредитное регулирование инвестиций в транзитивной экономике : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 / С.А. Бахматов. — СПб., 2000. — 490 с.
24. Бородавко Л.С. Инвестиционное страхование жизни: первые итоги реализации программ в России / Л.С. Бородавко, Е.В. Семенова // Экономика устойчивого развития. — 2018. — № 4 (36). — С. 26-31.
25. В каких случаях пенсионеру выплачивается надбавка на иждивенцев? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 12. - С. 101.
26. Власов В.В. Принципы построения системы мониторинга и управления рисками добровольного пенсионного обеспечения / В.В. Власов, В.Ф. Шаров // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 4. — С. 60-67.
27. Галаева, Л.А. Страховые выплаты за счет средств пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании: каковы основания и условия назначения? / Л.А. Галаева // Журнал российского права. - 2018. - № 10. - С. 73-84.
28. Ждан, А. Споры о размере пенсии: подходы судебной практики / А. Ждан // Жилищное право. - 2018. - № 10. - С. 91-101.
29. Как вернуть материнский капитал, направленный на формирование накопительной пенсии? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 1. - С. 91-101. - № 1. - С. 91-101.
30. Как ветерану труда получить ежемесячную денежную выплату? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 2. - С. 25.
31. Как оформить страховую пенсию по старости? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 1. - С. 91.
32. Как получают пенсию работающие пенсионеры? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 1. - С. 77
33. Каковы порядок и случаи получения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии на дому и по доверенности? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 1. - С. 49.
34. Каковы порядок и случаи удержаний из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 1. - С. 19.
35. Кто имеет право на досрочную страховую пенсию по старости? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - № 1. - С. 91-101.
36. Мартынов А. Активный инвестор [Электронный ресурс] : блог об инвестициях и личных финансах / А. Мартынов. — М., 2014. — Режим доступа: http://activeinvestor. pro/.
37. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М., 2012. - С.63.
38. Останин В.А. Страховой рынок в концепции качества жизни населения / В.А. Останин, Ю.В. Рожков // Сибирская финансовая школа. — 2012. — № 6. — С. 111-114.
39. Самаруха В.И. Роль социальной сферы в повышении качества жизни населения /
40. Синько Ю.В. Система добровольного пенсионного страхования в экономике страны / Ю.В. Синько, Е.В. Кособокова // Век качества. — 2015. — № 3. — С. 47-54.
41. Федотов Д.Ю. Финансовая форма управления пенсионными рисками / Д.Ю. Федотов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 3. — С. 15-20.
42. Финансовый рынок: адаптация к рыночной экономике / С.А. Бахматов[ и др.] ; под ред. В.И. Колесникова. — СПБ. : Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 148 с.
43. Халатов, С.А. Совершенствование несудебной защиты прав потребителей розничных финансовых пенсионных услуг / С.А. Халатов // Арбитражный и гражданский процесс. - 2018. - № 9. - С. 5-8.
44. Центральный банк РФ. М., 2019. URL: / http://www.cbr.ru.