Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Психологическая подготовка в спортивной психологии (психологическое консультирование спортсменов) – это комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена. Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам – мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д., но гораздо чувствительнее к различным воздействиям. И это естественно, так как именно нервная система и психика управляют всей деятельностью организма, координируя работу всех его систем. Поэтому игнорирование психологической подготовки в спорте высших достижений и особенно в подготовке олимпийского резерва просто недопустимо.
С точки зрения спортивной психологии, в системе психологического сопровождения спортивной деятельности следует выделить две части – организационную и методическую.
Организовать работу спортивного психолога – это значит определить его статус и роль в тренировочном процессе, конкретизировать задачи и условия их решения, обеспечить регулярность и единообразие психологического воздействия и т.д. До 1982 года в нашей стране не было аналогов физкультурно- оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Отсутствовала также информация об этом движении среди инвалидов с нарушением функций органов опоры и движения за рубежом. Несмотря на существенные улучшения развития физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в России, до настоящего времени данная проблема не имеет всестороннего освещения.
Вследствие этого, в стране существует большая потребность исследований данного направления. Особенно это важно для практических работников: организаторов, тренеров-преподавателей, методистов, инструкторов и т.д.
Адаптивный спорт для лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата рассматривается нами как лечебно-социально-педагогический процесс, реализующий соревновательную, оздоровительно-рекреативную, информационную и гуманистическую функции.
Адаптивный спорт оказывает положительное воздействие на здоровье инвалидов, физическое развитие, физическую подготовленность, способствует уменьшению атрофии мышц усеченной конечности, снижает фантомно-импульсные боли. Влияние адаптивного спорта на формирование личности, улучшение коммуникативной, социализирующей деятельности, психологической устойчивости, на утверждение социального статуса спортсмена-инвалида, что в итоге способствует интеграции лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в общество.
Крайне медленно наращивается научно-исследовательский потенциал по медико-биологическому и психофизиологическому обеспечению спортсменов с ОВЗ, индивидуализации технологий медико-биологического обеспечения спортсменов-паралимпийцев. Разработка инновационных технологий контроля и коррекции функциональных состояний спортсменов паралимпийских сборных команд РФ, медико-биологический контроль за использованием фармакологических препаратов создадут условия для эффективного использования резервных возможностей организма на всех этапах тренировочно-соревновательного цикла. Это будет способствовать росту командных и индивидуальных спортивных результатов паралимпийских сборных команд РФ в видах спорта, ранее не являвшихся для российских спортсменов успешными. Для этого необходимо наиболее целостно подходить к системе спортивной подготовки. Выделяются методологические, психологические, социологические, общепедагогические, медицинские, методические и дидактические аспекты с учетом индивидуально ориентированных особенностей инвалида.
В силовых видах спорта эмоциональное состояние атлета очень важно. От него зависит готовность спортсмена к тренировочному процессу, выступлению на соревнованиях и эффективности восстановления. Клинико-психологическое сопровождение спортсменов с ОВЗ в силовых видах спорта в своих исследованиях отразили Ю. Александровский, Л. И Анцыферова, Ф. Е Василюк, Д. Калшед, В.М. Кровяков, С.Ковалев, Н.И. Козлов, Н.Д. Лакосина, В.Д Менделевич, В.Н. Мясищев, Н.В.Тарабрина,Г.К. Ушаков и др.
Заключение
Данная работа актуальна тем, что подход к спортсменам с ограниченными возможностями предполагается комплексный, т.е не только физическая реабилитация, но и психологическое сопровождение на всем протяжении их деятельности. Следовательно нужно всегда вести учет их способностей, возможностей, личностных особенностей: волевых качеств, эмоциональных реакций, коммуникативных навыков, лидерских склонностей, стрессоустойчивости, направленности личности, мотивации к различным видам деятельности, уровня притязаний, темперамента и др.
Спортивный психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости планируются индивидуальная работа и групповые мероприятия, например, для сплочения команды. Естественно, что спортивный психолог должен обосновать свои рекомендации, добиваться внедрения их в тренировочный процесс и контролировать качество выполнения своих заданий. Только в этом случае он может нести ответственность за результат. Однако сегодня нередко психолога привлекают на заключительном этапе подготовки, а затем возлагают на него вину за неудачу в соревновании.
Именно в спорте в широком смысле этого слова, включая физкультурную деятельность с соревновательным компонентом и без такового, в наибольшей степени реализуются права и возможности человека на здоровый, или, точнее, культурный образ жизни. Совместная деятельность, которая является неотъемлемым компонентом спорта, особенно важна для лиц с ограниченными возможностями, социальное общение которых ограничено. Вовлеченность в сферу физической культуры и спорта помогает устранить характерные для лиц с ограниченными возможностями негативные черты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Ануфриева, Е.В. Ресурсная арт-терапия с применением пластичных материалов в работе со стрессовым состоянием клиентов // Практическая психология в России и за рубежом. Сборник научных трудов Российского университета транспорта (МИИТ). Под редакцией М.Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. Санкт-Петербург, 2018. Издательство: ООО «НИЦ АРТ» (Санкт-Петербург). – 2018. – С.71-74
2. Бабаева, З. О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике стресса как актуальное направление в социальной работе / З. О. Бабаева, Т. Н. Магдиева // Наука и Мир. – 2016. – Т. 2. – № 8. – С. 115–116.
3. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 43–48.
4. Беляева Е.А., Рыжкова И.В. Профессия и ее влияние на стрессоустойчивость личности // Специалисты АПК нового поколения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. Издательство: ООО «ЦеСАин». – 2018. – С. 66-69.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009.
6. Бондаренко, A.A. Пути повышения силовой подготовки атлетов Текст. / A.A. Бондаренко // Пауэрлифтинг. 2009. - № 6. - С. 5-7
7. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки Текст. / Ю.И. Гришина. -М.: Феникс, 2011.-288 с.
8. Гузь, С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье/ Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. -№ 12(58).-С. 40-46.
9. Гульянц А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1988. - 27с.
10. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002
11. Журова, И.А. Влияние спорта на формирование личности / ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. – 2014. – №2. – Т. 6.
12. Лапина И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 331-334. — URL https://moluch.ru/archive/133/37222/
13. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Том 25. – № 2. – С. 75-85.
14. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
15. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2016.
16. Осипова, В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
17. ОППК Методические аспекты и технологии спортивной подготовки / Система подготовки спортсменов – нвалидов в адаптивном спорте [Текст] СПбНИИФК- Канд. пед. Наук. Баряев А.А, 2017. – 21 с.
18. Статья. Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом [Текст] / Алмазова С.Л; Пушкарева И.Н.−УГПИ, 2015.−53с.