Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Принятие христианства на Руси является одним из важнейших событий во всей истории России. Вместе с тем, до сих пор еще остается множество вопросов, связанных с этим событием.
В современном мире, когда идут активные процессы глобализации, а отдельные народы вплотную столкнулись с проблемой сохранения собственной национальной, этнической и религиозной само-идентификации, проблемы, связанные с принятием христианства на Руси встают особенно остро.
В частности, все чаще возникают многочисленные домыслы и рассуждения на тему о том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути ис-торического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический период (раньше или позже).
Таким образом, проблемы принятия христианства на Руси в настоящий момент являются весьма актуальными и требуют своего разрешения.
Среди основных источников, способных осветить рассматриваемые вопросы, в первую очередь необходимо упомянуть первую русскую летопись «Повесть временных лет». Повесть временных лет представляет собой общерусский летописный свод, составленный в Киеве в 1120-е годы, впо-следствии он был положен в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов.
В качестве отдельного самостоятельного памятника «Повесть временных лет» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются: Лаврентьевская летопись, где отражена вторая редак-ция «Повести», и Ипатьевская летопись, в состав которой вошла ее третья редакция.
По вопросу об авторстве «Повести» до сих пор не утихают споры исследователей, но большинство из них склоняется к мысли о том, что ее автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поскольку такое указание есть в некоторых списках «Повести временных лет».
Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть времен-ных лет» - первой русской летописью. Однако, исследования целого ряда историков показали, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама она не яв-ляется единым произведением. После своего появления «Повесть» еще дважды подвергалась пе-реработкам.
Еще одним ценным источником в контексте указанной темы является «О церемониях» Константина Багрянородного, откуда можно почерпнуть сведения о путешествии княгини Ольги в Константино-поль. Знаменитый трактат, посвящен описанию византийского придворного церемониала. Следует отметить, что трактат подвергся позднейшим дополнениям и интерполяциям, а его вторая книга носит следы позднейшей переработки, но основа трактата считается принадлежащей Константину.
Единственная сохранившаяся рукопись XI—ХII века является одной из достопримечательностей Лейпцигской городской библиотеки. Впервые сочинение Константина было издано Рейске в 1751—1754 г.
В арабских источниках также содержится довольно много информации по ранней, дохристианской истории Руси, в том числе у Абу-Али Ахмеда Бен-Омар Ибн-Даста.
Стоит заметить, что очень многие исследователи занимались указанными вопросами и разрабаты-вали различные аспекты принятия христианства на Руси.
Одним из ведущих специалистов по ранней истории Киевской Руси является Б. А. Рыбаков, который написал целый ряд работ по указанному периоду. В частности, ему принадлежит труд «Рождение Руси», где он подробным образом освещает различные аспекты ранней русской истории, в том числе, и принятие христианства.
В своей работе Рыбаков опирается на большое количество источников не только русских, но и арабских, европейских и др. Однако, стоит сказать, что его работы написана в советский период, когда вопросы религии освещались исключительно с атеистических позиций, а процесс принятия христианства рассматривался лишь в русле марксистско-ленинской классовой теории. Тем не ме-нее, его работа и по сей день остается одной из лучших по ранней истории России.
Внешнеполитический аспект принятия христианства на Руси затрагивается во многих работах, но наиболее полно он анализируется в трудах, посвященных истории дипломатических и междуна-родных отношений. Вместе с тем, другие аспекты принятия христианства в подобных работах прак-тически не рассматриваются.
Стоит сказать, что разносторонний анализ рассматриваемых проблем присутствует в общих работах по истории России. Однако, стоит заметить, что подобные работы, как правило, основаны на до-вольно узкой источниковедческой базе и недостаточно глубоко и подробно рассматривают вопро-сы, связанные с принятием христианства на Руси.
Таким образом, несмотря на довольно обширный круг исследовательских работ по рассматривае-мой теме, остается еще ряд вопросов, слабо освещенных в историографии.
Объект исследования курсовой работы – процесс христианизации Древней Руси.
Предмет исследования – последствия и значение христианства на Руси.
Цель исследования курсовой работы – изучить процесс принятия православного христианства на Руси, его значение и последствия.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть причины и предпосылки принятия христианства.
2. Проанализировать особенности принятия христианства на Руси.
3. Изучить значение и последствия принятия православного христианства на Руси.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории
В работе были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, системно-структурный, хронологический методы, позволяющие выявить основные черты исследуемого исторического периода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Введение христианства на Руси
Причины и предпосылки принятия христианства на Руси
Вопрос о причинах крещения князя Владимира и возведение им христианской религии в Киевской Руси в ранг государственной до сих пор остается одним из проблемных в исторической науке. И свя-зано это с тем, что, несмотря на подробное описание этих событий в «Повести временных лет» (ПВЛ), в ней присутствует целый ряд алогизмов. Повествование буквально соткано из противоре-чий. В большей мере в этом виновата позднейшая прогреческая цензура, которой подвергалась летопись.
Однако, несмотря на всю «былинносказочность», «легендность» ПВЛ, в ней сохранились отголоски реальных событий, ход которых воссоздается при учете внешней политики Владимира Святославо-вича. Не умаляя ни в коей мере значение внутриполитических и социальных причин, необходимо отметить, что, вероятнее всего, факторы, в большей степени определившие выбор веры и время крещения Руси, были все же внешнеполитическими.
На сегодняшний день, нет практически никаких колебаний в том, собственно, что принятие христи-анства в 988 году было необходимым многознаменательным событием и оказало воздействие на всю раннесредневековую цивилизацию. Вера с незапамятных времен служит носителем культур-ных ценностей, необходимой составляющей любой культуры.
Данная определенная концепция мыслей, вероисповеданий, представлений об индивиде, его ме-сте в мире, образе жизни. Принятие одного из глобальных вероисповеданий было исторической потребностью. К примеру, язычество не могло фиксировать верхушку власти князя, способствовать решению политических проблем, объяснять существующее неравенство в обществе [1].
Заключение
Таким образом, рассмотрев самые различные аспекты принятия христианства на Руси, на основании источниковедческого анализа, можно сделать ряд немаловажных выводов.
В первую очередь необходимо подчеркнуть несомненную важность принятия христианства для русской культуры и развития государства. Христианство принесло не только письменность на Русь, но и способствовал укреплению государства, давало толчок для зарождения и развития государ-ственных структур, юридических отношений и ряда наук (таких, например, как история).
Во-вторых, стоит еще раз подчеркнуть важность принятия христианства для Руси в плане междуна-родных отношений. Именно с этого времени Русь стала полноправным членом мирового сообще-ства, равноправным партнером в международных отношениях.
Стоит все же заметить, что еще довольно длительное время на Руси шло утверждение новой рели-гии, зачастую проходившее сложно и болезненно. Довольно долго еще сохранялось двоеверие, но постепенно языческие представления (такие, например, на праздники), стали частью христианско-го мировоззрения и традиции, образовав неповторимый симбиоз и обусловив особенности русской культуры и духовности.
В результате рассмотрения работ исследователей и источников можно также сделать вывод о том, что принятие монотеистической веры было насущной проблемой молодого русского государства X века, поскольку именно такая вера могла стать тем объединяющим моментом, который способ-ствовал и явился бы необъемлемым условием объединения в рамках государства, а также строи-тельства государственных институтов.
В этом смысле, вопрос и том, какая именно монотеистическая религия стала бы этим цементирую-щим общерусскую государственность, вероятнее всего, не стоял, поскольку были довольно серьез-ные предпосылки и обстоятельства к принятию именно христианской веры.
Крещение Руси – это процесс распространения и укоренения православного христианства в Киев-ской Руси, который относят к концу 10 века (988 год). Это период правления князя Владимира Свято-славовича.
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей. В византий-ском церковно-государственном правосознании Император считался как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Пра-вители других христианских народов получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в колею византийской государ-ственности. Крещение Руси объяснялось рядом исторических причин:
- Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племен-ными богами: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
- Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла больше оставаться языческим государством.
- В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью.
- В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности и ду-ховной жизни страны.
- В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало новой идеологии.
При монастырях появились школы и библиотеки, которые были открыты по инициативе князя Вла-димира. Здесь работали первые русские летописцы, художники-иконописцы. Также, церковь со-действовала развитию хозяйства страны. Церковные деятели и монастыри уже в 11-12 вв. получили от великих князей земельные владения и построили на них собственное хозяйство.
Церковь влияла и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц, а церковные деятели играли роль миротворцев в княжеских конфликтах.
В тоже время церковь оказывала и отрицательное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, жестоко преследовала инакомыслие, прикрывала темные дела отдельных феодалов.
Таким образом, можно сделать вывод, что принятие христианства имело для Руси огромное значе-ние, благотворно повлияло на политическую, экономическую, духовную и культурную жизнь древ-него русского государства.
Значение принятия христианства на Руси трудно переоценить: изменилось мировосприятие людей, их мировоззрение. Из глухого язычества, низвергавшего человека чуть ли не на низшую ступень в иерархии природы, люди возвысились до Божьих созданий, более того- «созданных по образу и подобию Божьему». Мир стал не враждебным, где за все ожидалось наказание от многочисленных божков, а подаренным Отцом небесным людям.
Это повлекло за собой развитие интеллекта и нравственности.
Последствия принятия христианства на Руси:
- христианство цементировало семью, вводило новую мораль с гуманным отношением к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще;
- правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти
- христианскую религию, а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывающегося феодального строя (княжеская власть – от Бога);
- идеологически закреплялось единство древнерусского государства; ускорение славянизации не-славянских элементов в русском обществе, стабилизация системы иерархических общественных ценностей;
- Русь получила письменность и возможность прио6щения к культуре Византии, наследницы антич-ной цивилизации;
- расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских наро-дов.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Абдулина А. Т. Принятие христианства на Руси // БМИК. 2014. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prinyatie-hristianstva-na-rusi (дата обращения: 06.01.2017).
Давыдов, А. Ю. Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке/ А.Ю. Давыдов // Мо-лодой ученый. – 2013. – №10. – С. 432 — 456.
История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов на/Д: МарТ, 2004.
История России. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. – М.: Юрайт, 2016.
Ключевский, В.О. Курс русской истории/ В.О. Ключевский – М.: Альфа-книга, 2011. – 1200 с.
Кожинов В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
Кожинов В. Победы и беды России. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 года. В двух книгах. – Кн. 1. – М.: Владос, 2004.
Максимова Е.Р., Муканалиева А.Р. Крещение Руси // БМИК. 2015. №12.
Масленникова Наталья Викторовна Святой Креститель: 1020- летию Крещения Руси // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. №2.
Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (Генеологическая реконструкция по немецким ис-точникам). – М., 2005.
Меркулов В.И. У истоков проблемы. Мекленбургская генеологическая традиция о Древней Руси. Доклад на заседании ученого совета ИРи РАН 6 октября 2005) [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://www.zlev.ru/67_10.htm
Мышинников, И.А. Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.)./ И.А. Мышинникова – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 102-106.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 2004.
Панов В. Н. К вопросу происхождения древнерусской государственности [Текст] / В. Н. Панов // Ак-туальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 65–70. — ISSN 2412-0510.
Помпеев Юрий Александрович Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси // Вестник СПбГУКИ. 2013. №4
Происхождение Рюриковичей // Сборник «Традиции и современность». – 2006. – №1. – С. 7–19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://varing.livejournal.com/4334.html
Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Издательство МГУ, 2015. - 240 c.
Сапожникова, Н.Д. История России с древнейших времен до наших дней: уч. пособие/ – Екатерин-бург: ФГАО ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013.
Турилов, А. А. Slavia Cyrillomethodiana. Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья / А.А. Турилов. - М.: Знак, 2014. - 808 c.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.