Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественно-образное мышление связано с творческими способностями человека, а
также с формированием системы ценностей, что является актуальным именно для
школьников младшего подросткового возраста.
Развитие художественно-образного мышления человека происходит в процессе
последовательной работы и накопления жизненного опыта. Изобразительное искусство
является предметом в современной школе, направленным на поиск художественнотворческих решений и общеинтеллектуальное развитие детей.
Художественно-образное мышление является сложным психическим действием,
включающим в себя процесс познания действительности, с одной стороны, и личностное
отражение своих представлений о ней на основе изобразительных знаний, умений и
навыков, с другой стороны.
Лепка как вид изобразительной деятельности совершенствует и развивает природное
чувство осязание обеих рук, активное действие, которое ведет к более точной передаче
формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к
самостоятельной творческой деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному
развитию творческих способностей.
Проблема развития мышления и творческих способностей рассматривалась в работах
многих отечественных исследователей – В.А. Левина, А.Н. Лука, А.А. Мелик-Пашаева,
Р.С. Немова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна.
Вопросы образного мышления освещаются в исследованиях советских психологов Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.
Эльконина. Исследования мышления старшего дошкольного возраста отражены в трудах
отечественных ученых, психологов Л.В. Занкова, Л.И. Божович, Н.И. Гуткиной, Е.О.
Смирновой. Методика преподавания лепки рассматривается в пособиях таких авторов –
Н.С. Боголюбова «Лепка на занятиях в школьном кружке»; Н.Б. Халезовой, Н.А.
Курочкиной, Г.В. Пантюхиной «Лепка в детском саду»; Т.С. Комаровой, Е.В. Лебедевой,
Н.Б. Халезовой, Т.Г. Казаковой «Учитесь рисовать и лепить».
3
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между
востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию
художественно-образного мышления у учащихся на занятиях по лепке и
недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса в
образовательном учреждении.
Цель исследования: изучение вопросов развития художественно-образного мышления
подростков на занятиях по ручной лепке.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть понятие и особенности художественно-образного мышления;
Выявить возможности занятий лепкой для развития художественно-образного
мышления у подростков;
Разработать конспекты занятий по теме исследования.
Объект исследования – процесс развития художественно-образного мышления
подростков.
Предмет исследования – комплекс мероприятий по развитию художественно-образного
мышления подростков на занятиях по лепке.
Глава 1. Теоретические основы развития художественно-образного мышления у
подростков на занятиях лепкой
1.1. Понятие и особенности художественно-образного мышления
На современном этапе развития общества выдвигается актуальная задача значительного
совершенствования художественного развития учащихся, которое является важным
моментом формирования всесторонне развитой личности, так как рецепция искусства
требует эмоциональной чувствительности, развитого воображения, умения пользоваться
образами, учит ощущать, реагировать, получать наслаждение от общения с прекрасным,
формирует способность к творчеству. Для того, чтобы у детей состоялось духовноэстетическое общение с произведением искусства, необходимо вооружить их навыками
«декодирования» языка искусства .
В процессе присвоения культурных ценностей своего народа и формирования характера
личности особенно важным является развитие художественно-образного мышления,
которое позволяет на основе идеи «прекрасного» более эффективно формировать
внутреннюю культуру учащегося и его убеждения . Художественно-образное мышление –
сложный психологический процесс познания, связанный с открытием нового
субъективного знания и направлен на создание художественного образа как результата
развития ребенка-реципиента и ребенка-творца, способного эмоционально реагировать на
окружающий мир и выражать к нему субъективное отношение .
Художественно-образное мышление является сложным психическим действием,
включающим в себя процесс познания действительности, с одной стороны, и личностное
отражение своих представлений о ней на основе изобразительных знаний, умений и
навыков, с другой стороны.
Проблема развития художественно-образного мышления детей весьма разноаспектна. Она
отражена в исследованиях философов, психологов, педагогов, искусствоведов.
Философские и эстетические проблемы исследовались разными учеными, И.А. Гризовой
открыт внутренний механизм художественного мышления , C.Х. Раппопортом обоснована
особая функция художественных эмоций при создании и осмыслении художественных
творений .
В педагогике проблема художественного образа и художественно-образного мышления в
искусстве рассматривается в качестве предпосылки успешной организации учебно-
4
воспитательного процесса, направленной на развитие творческой личности (Михайлова
М.В.) .
Некоторые стороны формирования художественно-образного мышления нашли
объяснение в современных диссертационных исследованиях и публикациях О.М.
Беляевой , Т.И. Кучиной , Е.А. Лупандиной , А.О. Цаплина . Данная проблема изучается в
этих работах не монографически, а в связи с вопросами творческой деятельности,
формирования эстетических оценок, художественных взглядов, эстетического восприятия,
организации представлений о художественном образе.
Художественно-образное мышление развивается на основе таких психических процессов
и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность,
креативность, синестезия, память, эмпатия, анализ и сопоставление, наличие личностно
значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного
мышления, сензитивность, ассоциативность, волевые операции.
Процесс создания художественного образа начинается со зрительного восприятия, и, чем
больше багаж впечатлений и представлений об объекте, тем более выразительным будет
его изображение. Е. В. Шорохов , исследуя эту проблему, указывает, что «основой для
создания художественных образов в процессе изобразительной деятельности являются
зрительные образы, которые создаются во время активного познания реальной
действительности», в результате чего происходит не просто копирование, а
преобразование зрительных образов в художественные.
Л. Г. Медведев и А. В. Голосай особо подчёркивают значение этапа вербализации в
процессе создания художественного образа, обеспечивающего «целенаправленность и
последовательность изобразительных действий» . Выделяют две категории образов:
непостоянные (быстро возникающие и исчезающие) и более глубокие и устойчивые,
которые «формируются постепенно, опираясь на анализ при изучении окружающей
жизни» .
Важную роль в познании внешнего мира играют зрительные образы. Пространственные
представления школьника развиваются в процессе наблюдения – целенаправленного
восприятия для выявления характерных признаков воспринимаемого предмета. Создание
художественного образа
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев Ю. Б. Методологические основы вокально-педагогического творчества : в 2-
х ч. / Ю. Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 1993.
2. Батюк Н. А. Формирование художественно-образного мышления детей, как
средство активизации воспитательной функции урока музыки / Н. А. Батюк // Наша
школа. – 2002. – № 4. – С. 137 – 141.
3. Беляева О. М. Художественно-образное мышление и его особенности в
изобразительной деятельности / О. М. Беляева // Пути и средства повышение качества
художественного образования и эстетического воспитания. – М.: МГПУ, 2010. – С. 78 –
83.
4. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников в 4–5
классах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.
И. Герцена. 2010. № 125. С. 176–189.
5. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4–5
классов / В. Ю. Борисов // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 125. – С. 176 – 188.
6. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. 507 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь : хрестоматия по общей психологии.
Психология мышления / Л. С. Выготский. – М., 1981. – 153 с.
5
8. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое
общество России, 2004. 276 с.
9. Гризова И.А. Художественное мышление и художественный образ [Текст] :
Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. (09.623) / Ленингр. гос.
ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : [б. и.], 1970. - 20 с.
10. Дударева Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного
образования детей и взрослых // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 767-771. — URL
https://moluch.ru/archive/110/26813/
11. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование М.: Филол. о-во
«СЛОВО»: ООО "Изд-во «ЭКСМО», 2003. - 672 с.
12. Коптев Л.Н. Станиславский «Станиславский о человеческом духе роли».
[Электронный ресурс].–Режим доступа: КиберЛенинка:
https://cyberleninka.ru/article/n/stanislavskiy-o-chelovecheskom-duhe-roli
13. Корсаков С.Н. В.Ф. Асмус: коррективы к образу. – М.: «СФК-офис», 2017.
14. Кошелева Л. Ю. Развитие художественно-образного мышления студентов
средствами изобразительной деятельности [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры,
образования: сборник научных статей. № 6 (37). 2012. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniyastudentovsredstvami-izobrazitelnoy-deyatelnosti
15. Медведев Л. Г., Голосай А. В. Развитие профессиональных умений рисования
портрета // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 229–230.
16. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. 96
с.
17. Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие
для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и
черчение». М.: ВЛАДОС, 2013. 399 с.
18. Торшилова Е. М. Эстетическое мировосприятие детей и подростков: тестирование
и результаты // Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: сборник
научных статей / под ред. Е. М. Торшиловой. М.: Петрогрупп, 2007. С. 5–30.
19. Шмелев Д. Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. 120 с.
20. Шорохов Е. В. Художественный образ и композиция // Пути повышения
эффективности преподавания изобразительного искусства: межвузовский сборник
научных трудов. М.: Прометей, 1995. С. 5–11.