Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Репортаж был и остается не просто одним из популярных жанров – с ним чаще всего и
ассоциируется сама журналистика: с военными корреспондентами, с теми, кто всегда в гуще
событий, с людьми, которые готовы всё испытать на себе, чтобы иметь возможность рассказать об
этом другим.
Репортаж является также одним из самых сильных по воздействию жанров журналистики.
Это влияние обусловлено спецификой жанра – «эффектом присутствия». Автор репортажа
передает то, что видел собственными глазами, и в этом заключается главное отличие репортажа
от прочих новостных жанров.
Важной составляющей репортажа является не столько информация, сколько эмоции, которые
можно пережить, лишь оказавшись на месте событий.
Новостную заметку можно написать, даже не выезжая на место события, а интервью взять, не
выходя из кабинета – современные средства связи позволяют делать все это. Однако, жанр
репортажа по-прежнему остается востребованным.
Причина этого в том, что репортаж является точкой зрения отдельного человека, это способ
рассказать о произошедшем не официальным языком, а сквозь авторскую призму восприятия.
3
Репортаж – один из самых древних жанров в журналистике, и появился задолго до самой
журналистики. Первым примером репортажа считают рассказы о путешествиях древнегреческого
ученого Геродота. Уже в этих путевых заметках прослеживается тенденция будущего жанра –
репортаж должен рассказывать о том, что удалено либо в географическом смысле, либо в
социальном.
Телерепортаж предполагает, что журналист находится на месте событий. Современное вещание
переходит от информационной функции СМИ к развлекательной, зрелищной. Поэтому сегодня
корректируется традиционная типология жанров, изменяется производство эфирного контента.
Получается, что эфир складывается из набора внешне очевидных признаков, образующих понятие
«формат».
Жанры помогают «вписать» информационный продукт в рамки канала, в програмную сетку, в
принципы политики телекомпании. Поэтому меняются функции репортажа. Если во времена
цензуры телерепортаж был едва ли не единственным источником информации о событиях, то в
новом веке телевидение сильно проигрывает. Об обстреле боевиками российского госпиталя в
Алеппо и о трагическом ДТП в Югре миллионы людей узнали прежде, чем об этом подготовили
сообщения на телеканалах.
Фактор времени при доставке информации сегодня играет решающую роль. Если проследить
распространение информации в телеэфире, то будет очевиден зазор между временем
совершением события и временем выхода в эфир репортажа. Сначала каналы ограничиваются
текстовым сообщением (если повезёт, то оно сопровождается видео, снятым на камеру
мобильного телефона), а только потом информацию разместят в выпуске вечерних новостей.
Современные репортеры проникают сквозь барьеры, которые читатели или зрители преодолеть
не могут, открывают дверцу в неизвестный и закрытый для большинства мир.
В настоящее время когда мы слышим слово «репортаж», чаще всего мы представляем его
телевизионную версию, хотя жанр исторически сложился в периодической печати. Репортаж
телевизионный и газетный существуют параллельно и безусловно имеют схожую структуру.
Однако есть особенности, присущие каждому из типов репортажа.
Данная курсовая работа посвящена изучению стилистических особенностей жанра «репортаж».
Эмпирическая база данной курсовой работы – материалы сайта
Объектом исследования функционирование телевизионного репортажа.
Предметом стилистика телевизионного репортажа.
Цель курсовой работы выявить особенности стилистики телевизионного репортажа.
Задачи:
- Рассмотреть понятие и функции репортажа
- Рассмотреть стилистику телевизионного репортажа
Методы исследования: описательный метод, метод лексического, синтаксического и
стилистического анализа.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как М.Эйнштейн,
Данилова Е.Д., Баженова, Е.А.
4
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты стилистики телевизионного репортажа
1.1 Репортаж: общая характеристика, виды, технология создания
Репортаж это жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем
или участником которого является журналист. Главными в телерепортаже становятся два
обстоятельства: факт присутствия журналиста на месте события и наличие «картинки».
В подобных репортажах, конечно, речь не идёт об информировании аудитории. Это
доказательство того, с какими ужасами сопряжены любые военные действия. И вряд ли в
условиях немирного времени корреспондент (пусть даже и самый профессиональный) способен
сохранить нейтралитет. Чаще всего он «заходит» на территорию конфликта и располагает к одной
стороне.
Виды репортажа:
1. Событийный
Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые
события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам
событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность.
2. Аналитический (проблемный)
Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не
ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу,
сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия.
3. Познавательно-тематический
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на
специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание
интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива,
научной лаборатории и т. д.
Кроме того, существует противостояние отечественных СМИ антироссийскому тренду в
зарубежных медиа, что понятно по новостным выпускам. Стилистически такие репортажи
акцинтируются на объективности, хотя выразительные средства журналистов открывают скрытую
публицистичность. Так у аудитории формируются нужные представления о событии и картине
реальности в целом. Если в телерепортажах о внутрироссийских событиях содержание сюжетов
всё ещё можно определить как иллюстративно-назывное, то в материалах международной
направленности изменяют жанр из информационно-иллюстративного в интерпретационнопублицистический. Создается информация, которая, по мнению топ-менеджеров вещателя,
привлечет больше внимания аудитории.
5
1.2 Стилистика телевизионного жанра
Стиль репортажа представляет журналисту большую возможность раскрыть свою творческую
индивидуальность
Наш язык для нас естественен и привычен, даже, можно сказать, в какой-то степени однообразен.
Для того чтобы скрыть скудность речи, привлечь внимание окружающих, читателей, мы
используем разные приемы. Эти слова и выражения светят, как лучики солнца на фоне будничной
жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова И.Г. Авторская индивидуальность в телевизионном репортаже /
Мультимедийная журналистика Евразии - 2015: медиатизация социально-культурного
пространства и медиакратия в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Евразия
молодая - 2015 Сборник материалов и научных статей IX Международной научно-практической
конференции. Научный редактор Е.С. Дорощук. 2016. С. 8-16.
2. Азизулло Н. Профессионализм в телевизионной журналистике / Вестник Таджикского
национального университета. Серия филологических наук. 2017. № 4-3. С. 279-282.
3. Анисимова Е.Д. Становление информационных программ на французском телевидении
(1950-1980-е гг.) / Медиаскоп. 2019. № 1. С. 4.
4. Ахунова Д.Н. Особенности новостного телевизионного репортажа на региональном
телевидении (на примере телеканала "первый крымский") / Межкультурные коммуникации
Сборник студенческих научных работ №10 Международной научной конференции. 2019. С. 3-9.
5. Бобырева Н.Н. Языковые средства телевизионной графики спортивных репортажей (на
материалах трансляций с летних олимпийских игр 2016) / Культура и цивилизация. 2016. Т. 6. №
5А. С. 55-64.
6. Долгова Л.В. Специальный репортаж как современный телевизионный формат / Молодой
ученый. 2017. № 23 (157). С. 346-348.
7. Журавлева С.И. Роль изобразительно-выразительных средств в телевизионном репортаже
/ Экология языка Сборник статей Х Международной научной конференции. Под редакцией Е. Н.
Сердобинцевой. 2017. С. 133-138.
6
8. Заливухина А.В. Показатели эффективности работы телевизионного журналиста / Век
информации. 2017. № 1. С. 47-61.
9. Иссерс О.С., Малышева Е.Г. Современные дискурсивные практики как источник
лингводидактического материала при обучении филологов и журналистов / Сборник научных
трудов международной научно-практической конференции "Образовательное пространство в
информационную эпоху" Под редакцией С.В. Ивановой. 2018. С. 412-424.
10. Куранова Т.П. Индивидуально-авторские метафоры в телевизионном спортивном
репортаже / Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 2. С. 78-83.
11. Куранова Т.П. Стилевой контраст как средство экспрессивизации в дискурсе
телевизионного спортивного репортажа (на материале хоккейных репортажей комментатора
телеканала "первый ярославский" с. Курицына) / Филологические чтения ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Составитель Е.А. Федорова, под редакцией М. В. Шамановой, Л. Г. Антоновой, Н. Ю. Ивойловой, Е.
Ю. Колтышевой; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2018. С. 170-177.
12. Лапунова О.В. Просодическая организация разновидностей французского телерепортажа /
Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире сборник
статей по итогам III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 22-27.
13. Леонова Т.В. Жанровая специфика телевизионного репортажа (на примере
комментирования чемпионата мира по фигурному катанию) / Вестник Тверского государственного
университета. Серия: Филология. 2018. № 1. С. 210-213.
14. Лисицкая Л.Г., Молчанова М.М. Телевизионный репортаж как феномен медиакультуры /
Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. № 8. С. 121-127.
15. Макарова Н.Я., Махнева Д.О. Журналистика виртуальной реальности: изменение
телевизионного репортажа и профессиональных компетенций журналиста / Вестник РГГУ. Серия:
История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 1 (34). С. 65-74.
16. Матякубов А.Ж., Гафурова П.А.К. Развитие новостного телевидения в узбекистане на
современном этапе (на примере программы "ахборот") / Мировая журналистика: единство
многообразия Сборник научных статей. В 2-х томах. Москва, 2018. С. 45-51.
17. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / Учебник и практикум /
Москва, 2018. Сер. 64 Авторский учебник (2-е изд., испр. и доп)
18. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / Учебник и практикум /
Москва, 2018. Сер. 64 Авторский учебник (2-е изд., испр. и доп)
19. Никитина Э.Г. Модель речевого воздействия спортивного репортажа регионального
телевидения на молодежную аудиторию (на примере спортивного репортажа башкирского
телевидения) / Теория языка и межкультурная коммуникация. 2016. № 3 (22). С. 105-110.
20. Никитина Э.Г. Статистический метод обработки результатов экспериментального
исследования воздействия поликодово-полимодального текста на аудиторию (на примере
спортивного репортажа регионального телевидения) / Научные исследования и разработки.
Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 4. С. 27-31.
21. Никольская Э.С. Телевизионные журналы новостей канады, сша и австралии в условиях
трансформации формата / МедиаАльманах. 2017. № 1 (78). С. 102-113.
7
22. Попова Е.Д. Теоретические аспекты изучения стилистики телевизионного спортивного
репортажа / Студенческий вестник. 2018. № 13-1 (33). С. 50-52.
23. Садуллоев С.И. Специфические особенности телевизионного репортажа / Вестник
университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2016. Т. 2. № 3 (55). С. 223-229.
24. Сафарзода М.Н. Особенности телевидения в новом периоде развития общества / Вестник
Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2017. № 4-7. С. 277-280.
25. Сафарзода М.Н. Пересмотр формы и содержания телевтзионных программ в соответствии
с проблемами развития общества / Вестник Кулябского государственного университета имени
Абуабдуллох Рудаки. 2018. № 1 (18). С. 112-118.
26. Удалов Н.В. Характеристика языка спортивного телевизионного футбольного репортажа /
Социальные варианты языка. 2016. № 9. С. 161-163.
27. Федоров И.И. Мобильный репортер: возможности и перспективы / Журналист.
Социальные коммуникации. 2017. № 3 (27). С. 69-78.
28. Чайка О.С. Дифференциальные признаки телевизионного специального репортажа при
освещении чрезвычайных происшествий / Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 8. С. 200-
204.
29. Чичкин Д.И. Работа ведущего телерепортажа из горячей точки / Теория и практика
современной науки. 2018. № 6 (36). С. 671-674.
30. Чупалова Д.М., Булейко Н.А. Средства выразительности телевизионного репортажа /
Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3-2 (57). С. 52-54.
31. Шеваршинова Е.И. Формирование межкультурной компетенции у студентов языковых
факультетов средствами англоязычных телевизионных новостных репортажей / Научные труды
Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов
гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер.
"Гуманитарные науки" 2017. С. 466-472.
32. Шишкин И.А. Телевизионный репортаж как информационный жанр журналистики / XIX
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского
государственного университета Сборник статей. 2017. С. 393-395.
33. Щербакова М.В. Концептуальные доминанты современного военного репортажа (на
примере телевизионных репортажей а. Поповой) / Молодёжь третьего тысячелетия Сборник
научных статей. 2016. С. 622-624.