Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играют знания об объективной действительности в развитии личности. Чем шире представления человека о разных аспектах реальности, тем проще объяснить причинно-следственные связи, а на этой основе – перенести имеющиеся представления на социальный мир. Составным компонентом объективной действительности является природа, с которой ребенка знакомят на этапе дошкольного детства. Формирование умений и навыков взаимодействия с природными объектами тесно связано с проблемой содержания комнатных растений. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать зависимости, существующие в мире растений, связь организма и окружающей среды. Это достаточно просто осуществить, ведь комнатные растения являются постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, экологического, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. Вместе с тем полноценному усвоению знаний препятствуют многие факторы, один из которых – специфика возраста. Разрешить проблему может использование наблюдения. Целесообразнее всего организовывать работу по формированию знаний о комнатных растениях посредством наблюдения в среднем дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс формирования у детей 4-х лет знаний о комнатных растениях. Предмет исследования – процесс формирования у детей 4-х лет знаний о комнатных растениях посредством наблюдения.
Гипотеза исследования – процесс формирования у детей 4-х лет знаний о комнатных растениях посредством наблюдения будет эффективным, если разработать и реализовать систему мер, направленных на родителей (индивидуальные консультации) и дошкольников.
Цель исследования – разработать и реализовать систему мер, направленных на формирование у детей 4-х лет знаний о комнатных растениях посредством наблюдения. Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать ряд задач:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей 4-х лет;
2) описать методику формирования у детей 4-х лет знаний о комнатных растениях посредством наблюдения;
3) организовать и провести исследование сформированности уровня представлений детей 4-х лет о комнатных растениях;
4) обобщить собственный опыт формирования знаний о комнатных растениях у детей 4-х лет посредством наблюдения.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы) и эмпирические (наблюдение, беседа, формирующий педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в обобщении методического опыта по формированию у детей 4-х лет знаний о комнатных растениях. Данная информация может стать полезной студентам, готовящимся к семинарским занятиям по предмету (теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой).
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария, с помощью которого осуществляется исследование сформированности представлений детей 4-х лет о комнатных растениях. Кроме того, практическая ценность состоит в описании системы мер, поэтапная реализация которых дает возможность воспитателю организовать занятия, направленные на формирование знаний о комнатных растениях посредством наблюдения. Данная информация может стать полезной воспитателю средней группы.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Содержание работы проиллюстрировано шестью таблицами и двумя рисунками.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-Х ЛЕТ ЗНАНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 4-х лет
Дети 4-х лет относятся к среднему дошкольному возрасту. По сравнению с предыдущим этапом развития (младший дошкольный) происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребенка. Координация становится более совершенной, в движениях наблюдается большая естественность, ритмичность. В сравнении с младшими дошкольниками, дети пятого года жизни гораздо лучше «удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды» [10, с. 97]. Поскольку движения преимущественно слаженны, это дает возможность освоить езду на трехколесном велосипеде. А уровень развития мелкой моторики позволяет неплохо справляться с рисуночной деятельностью.
В среднем дошкольном возрасте возрастает уровень самостоятельности. Благодаря хорошо усвоенному алгоритму дети легко умываются, одеваются, купаются, принимают пищу, убирают помещение (имеется в виду, что они способны раскладывать вещи по местам). Дошкольники пятого года жизни знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие культурно-гигиенические навыки: «мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы» [3, с. 19]. В этом возрасте дети аргументированно обозначают гендерную принадлежность, например: «Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа» [3, с. 19].
От своих младших товарищей дошкольники 4-х лет отличаются особенностью эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное состояние от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. В этом возрасте дети отличаются повышенным вниманием к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. В том случае, когда окружающие произносят похвалу, ребенок радуется, а вот на замечание часто реагирует болезненно – вспышками гнева, слезами. Поэтому ранимость ребенка пятого года жизни является особенностью возраста.
В этом возрасте продолжается усвоение социальных норм, благодаря чему дети начинают проявлять интерес к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то из ребят не выполняет некое требование (например, не помыл руки) либо делает что-то неправильно (не так выполнил поручение). Попытки уведомить взрослого о происходящем – это не ябедничество, а желание подтвердить, что ребенком хорошо усвоены общепринятые нормы. Говоря иначе, он хочет услышать авторитетное мнение взрослого о границах действия правила.
Важным психическим новообразованием детей пятого года жизни является умение оперировать в уме представлениями о предметах, их обобщенных свойствах, связях и отношениях между событиями. Развивающееся мышление пробуждает широкий интерес к окружающему миру. Нередко дети многократно обращаются с одними и теми же вопросами, чтобы дойти до сути явления. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. В этом возрасте дети уже способны анализировать объекты по нескольким признакам одновременно: цвету и форме, цвету, форме и материалу.
Обозначая особенности восприятия, можно сказать что на данном этапе развития характерно видение целостного образа предмета: дети «обычно не замечают даже основных частей, из которых состоит предмет, и их отличительных признаков» [1, с. 17]. Другими словами, они переходят к беспорядочному «выхватыванию» отдельных частей и свойств предметов. Но ближе к 5-ти годам формируется способность не только видеть, но и осознавать фрагменты. Созерцая некий объект, дети могут получать элементарное эстетическое удовольствие, поясняя при этом, что именно понравилось – цветовые сочетания или форма.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бочкарева Е.А. Играем – развиваемся: методическое пособие по развитию познавательных способностей детей посредством дидактической игры от 3-х лет до 7-ми лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 104 с.
2) Детский сад 2100. Основная образовательная программа дошкольного образования. В 3-х ч. Ч. 1. / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с.
3) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
4) Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.
5) Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособ. для работников дошк. учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 56 с.
6) Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. Л.А. Парамонова. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
7) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – изд. 7-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
8) Кошелева О.А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. №1. – с. 48-53.
9) Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
10) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.
11) Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
12) Самбыла Ч.Н. Условия формирования представлений о способах вегетативного размножения комнатных растений у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета. – Кызыл, 2015. – с. 72-74.
13) Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
14) Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада: методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
15) Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. для студ. вузов. – 8-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
16) Чикаткова А.А. Организация наблюдений в природе // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. №7. – с. 19-21.