Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодня одна из наиболее главных проблем российского общества – это укрепление и формирование здоровья подрастающего поколения. Младший школьный возраст представляет собой время интенсивного роста и формирования тела, развития функций всех систем психики и в целом организма, раскрытия способностей личностного становления. Повсеместно с этим благоприятное время для положительного влияния на развитие детей средствами физкультуры. Именно в данный возрастной период создаются все условия для гармоничного, всестороннего физического развития, образования, оздоровления и воспитания. Развитие физических качеств, представляют собой одну из важнейших сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: ловкость, сила, выносливость, быстрота, гибкость. По мнению многих ученых, обучение физическим упражнениям при недостаточном развитии физических качеств затруднено, а в некоторых случаях и совершенно невозможно. Для детского здоровья физические упражнения является средством телесного самосовершенствования и активного развития.
На сегодняшний день проблема развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста является актуальной и в связи с этим, многие физические упражнения, применяемые на традиционных занятиях физкультурой, воздействуют на это качество только косвенно и не позволяет достигать оптимального уровня.
Таким образом, актуальной и интересной для рассмотрения и изучения была выбрана тема исследования: Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях физической культуры.
Гипотеза исследования – предполагалась, что посредством использования дополнительных упражнений в сочетании с средствами и методами занятий по физкультуре, окажет положительное воздействие на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс физического развития детей младшего школьного возраста, направленный на развитие показателей координации движений.
Предмет исследования: развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях физической культуры.
Цель исследования: определить особенности развития двигательно-координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- провести обзор научной литературы по теме исследования;
- проанализировать организацию, методы исследования и оценку развития координационных способностей детей младшего школьного возраста;
- определить результаты исследования по развитию координационных способностей детей младшего школьного возраста;
- определить эффективность использованных упражнений по развитию координационных способностей детей младшего школьного возраста в условиях занятий физической культурой.
Методы исследования определялись, исходя из цели и задач. Методы исследования:
1.Анализ научных литературных источников.
2.Педагогическое тестирование.
3.Педагогический эксперимент.
4.Математико-статистическая обработка результатов
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
1.1. Понятие координационные способности, виды координационных способностей
Под координационными способностями требуется понимать: способность целесообразно выстраивать целостные двигательные акты и способность преобразовывать выработанные формы действий либо переключаться от одних к другим, в соответствии с требованиями изменяющихся условий [2,18].
Так, под двигательно-координационными способностями понимают способности точность, быстрота, находчивость и экономность, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
Объединяя целый ряд способностей, которые относятся к координации движений, условно подразделяется на 3 группы, представленные на (рис. 1.).
Рисунок 1.1. – Ряд способностей, относящихся к координации движений [17]
Координационные способности, имеющие ярко выраженные возрастные особенности:
- дети 4 – 6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений.
- 7 – 8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью ритмичности и скоростных параметров [10,16].
Задачи развития координационных способностей. В процессе воспитания координационных способностей решают 2 группы задач:
- по специально направленному развитию;
- по разносторонне направленному развитию.
Преимущественно первая группа указанных задач разрешается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Здесь достигнутый общий уровень развития координационных способностей образует широкие предпосылки для последующего усовершенствования в двигательной деятельности [1].
Развитие координационных способностей может зависеть от различных факторов, среди которых следует отметить: степень общей физической подготовки, работу двигательного анализатора, особенностей развития двигательных способностей и др.
Глубокие процессы моторной координации способны обеспечиваться сложной системой управления и регуляции движений согласно управлению нейрофизиологических механизмов формирования информации. К элементам этой системы следует отнести ЦНС, подсистему, которая будет воспринимать органы (рецепторы) и органы движения (эффекторы).
В связи с вышесказанным, очевидным будут различия в предрасположенности к координационным способностям и кондиционным (сила, выносливость, скорость, гибкость) способностям. В свою очередь, координационные способности детерминируются морфоструктурной и энергетически-функциональной предрасположенностью (физиологическими и биохимическими процессами в мышцах и иных органах и тканях).
Так, И.М. Сеченовым (1952) и И.П. Павловым (1951-1952) было доказано, что большая роль будет принадлежать в организации произвольных двигательных действий (координации движений) ведущим структурам головного мозга, а произвольные движения обеспечены комплексной работой двигательной и других анализаторных систем.
Стоит согласиться с Н. А. Бернштейном (1966), который обнаружил функции, определяющие мозг как системный центр управления движениями и смог обосновать ряд понятий в сфере психофизиологии движений - «...цель, активный поиск, иерархический и замкнутый контур управления (схема рефлекторного кольца)».
Бернштейном Н.А. был выдвинут ряд положений, относящихся к полифункциональному и многоуровневому строению психомоторной деятельности индивида. Бернштейн Н.А. выделил пять уровней совокупность пяти уровней порядка движения их совокупность, которые связаны с ходом моторных выходов и подведомственной им периферией (непосредственным образом, мышцами).
Отметим следующие уровни:
А - палеокинетические регуляции (руброспинальный уровень ЦНС);
В - синергия (таламо-паллидарный уровень);
С – пространственные поля;
Д - предметные действа, смысловые цепи (теменно-премоторный уровень);
Е - группа высших кортикальных уровней символических координаций (письма, речи и т.д.) .
Разные субъекты могут иметь относительный уровень развития вышеуказанных уровней. Данный факт можно объяснить возможностью достигнуть более значительных результатов в воспитании координации движений ребенка с врожденной к координационным способностям склонностью путем направленных тренировок (к примеру, выполнение упражнений на метание на дальность, обучение специальным игровым упражнениям).
Рядом специалистов было установлено, что наиболее значительная степень формирования координационных способностей имеется у детей с повышенной величиной развития ведущих уровней построения движений, которые могут правильно и с находчивостью их выполнить.
По мере накопления опыта в двигательных действах и сформированности все большего числа автоматизмов двигательных действ наиболее значительный уровень развития координационных способностей будут демонстрировать индивидуумы, которые и будут иметь наибольший объем и наивысшую степень сформированности высших автоматизмов фоновых уровней. «Отлаженность» функционирования высших автоматизмов фоновых уровней «... и будет определять скорость и рациональность - ведущие критерии оценки координационных способностей на завершающем этапе освоения сложных в координационном отношении двигательных действий».
Результаты многих проведенных исследований дают возможность сделать вывод о взаимозависимости между свойствами нервной системы и КС, что у индивида, в особенности могут проявляться в в экстремальных ситуациях, а также в случаях, которые требуют стремительной перестройки двигательных действ.
Координационные способности сильно зависят от двигательного опыта человека: чем больше разных умений и навыков индивид будет осваивать, тем у него будет наиболее большой уровень координационных способностей. В свою очередь, чем выше уровень координационных способностей у индивидуума, тем стремительнее и легче он будет овладевать новыми умениями и навыками, так как управленческий и регуляционный процессы основаны на уже выработанных координационных схемах. Овладевая новыми двигательными действиями (осваивая новые умения), индивид опирается на выработанные ранее образы движений, объединяет их в другие комбинации и приспосабливает их к измененным условиям.
Немногочисленные генетические исследования подтверждают воздействие наследственных факторов на рассматриваемые нами способности личности. Анализ полученных коэффициентов парной корреляции детей и родителей по развитию определенных координационных способностей будет находиться на стадии, которая не ниже 0,50, что доказывает присутствие наследственного фактора. Следует сказать, что такие же коэффициенты коррелируют и в показателях интеллекта родителей и детей. Отметим, что научные исследования, проводящие сравнение показателей развития разных видов координационных способностей у индивидов, которые состоят в родственных связях (родители и дети, братья и сестры), на данный момент времени являются недостаточными для убедительного и аргументирован
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бишаева, А. А. Физическая культура. // А.А. Бишаева. 2012. – 304 с.
2. Борисова, М. М., Губжоков, З. Б. Специфика обучения основным элементам базовой техники каратэ-до в системе дополнительного образования.- 2015. – С. 16 – 19.
3. Волков, В.Г. Методические особенности обучения школьников специально–подготовительным упражнениям по разделу «Элементы единоборств» / В.Г Волков, М.В. Шепелев // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2010. – № 20. – С. 72–79.
4. Диннер Л.А. Инструктор по физической культуре (плавание). 2012. – С. 3 – 6.
5. Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта. КАРАТЭ. Срок реализации: 10 лет. Пенза. 2015. – 42с.
6. Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // / Г. В. Ильина и др. - Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. – С. 88-108.
7. Каташев, В. М. Совершенствование учебно-тренировочного процесса юных каратистов (стиль Шотока). Теория и методика детско-юношеского спорта. 2017. – С. 24 – 27.
8. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика – М.: Просвещение, 2011. – 93 с.
9. Мезенцев, В.В. Ситуативное обучение с элементами спортивных игр и единоборств старших школьников гимназии / Виктор Мезенцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – Научно–теоретический журнал. – 7 (53). – 2009. – С. 68–72.
10. Ноткина, Н.А., Казьмина, Л.И., Бойнович, Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./ Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 32 с.
11. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка 5-7 лет в детском саду / Рунова М.А. - М.: Мозаика синтез, 2000. – 147 с.
12. Семенова, Т. А. Ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему. Актуальные проблемы педагогики. 2015. С. 38 – 45.
13. Тычинин, Н.В. Подвижная игра как метод ранней физической подготовки дошкольников для занятий спортивной борьбой / Николай Тычинин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – Научно-теоретический журнал. – 1 (59). – 2010. – С. 117–120.
14. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
15. Шарикало, Н. А. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетное направление. Вестник. Здоровье и образование в XXI веке.2-017. т.19 (11). – С. 58 – 65.
16. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
17. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2014. – 211 с.
18. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп» /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -480 с.