Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия испытывает жесткое давление со стороны ЕС, США и других стран. Введение антироссийских санкций направлены на ослабление российской экономики и для изменения позиции России по самым крупным и значимым международным вопросам. В связи со сло-жившейся ситуацией международного характера вокруг Российской Феде-рации – в России как никогда необходима четкая опора, и этой опорой яв-ляется законодательная база внутри страны, ее правовая система, позво-ляющая эффективно обеспечивать правопорядок в обществе.
Предлагаемая тема как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы, повы-шения эффективности принимаемых нормативно-правовых актов.
Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных ос-нов законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Нестабильностью внутри страны могут воспользоваться другие государства, с целью установить свое влияние, что может привести к еще более негативным последствиям, таким как провокационные действия и протесты населения, создание митингов, подрыв авторитета законодатель-ных органов, выражение недоверия к действующей власти и т.п.
Проводимые в России политические и экономические реформы по-требовали интенсивного законотворчества, и становится, очевидно насколько важен сам процесс создания закона, выработка первоначально-го законопроекта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и инте-ресов различных социальных групп, соотношение с другими норматив-ными актами, способность будущего закона адаптироваться в уже суще-ствующей правовой системе, экономические основы его существования и реальной возможности применения будущего закона на практике.
Над этой актуальной на сегодняшней день проблемой работали из-вестные авторы книг и монографии. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пи-голкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А Кривовенко Л.Т. Степанова Ту-манов В.А. Т.Я. Хабриевой Шувалов И.И. Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров Ю.А., Туманов В.А. и другие выдающиеся люди, кото-рые детально рассматривали явление «законодательного процесса».
При написании работы использовались труды ученых в области тео-рии государства и права, конституционного права, социологии права, ма-териалы периодических изданий, научно-практических конференций и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить теоретические осно-вы законодательного процесса и раскрыть их практическое применение при создании и принятии законов.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следую-щие задачи:
-. проанализировано социальное значение законодательного процес-са в России; дана характеристика стадий и элементов законодательного процесса;
- изучен круг субъектов права законодательной инициативы;
- раскрыта процедура рассмотрения и принятия законов субъектами законодательного процесса в Российской Федерации;
- рассмотрены направления совершенствования законодательного процесса РФ.
Объект исследования - законотворческая деятельность субъектов за-конодательного процесса.
Предмет исследования - процедура возникновения, разработки, при-нятия и вступления в силу законов.
Общей методологической основой исследования является диалекти-ческий метод познания. Также применялись методы исследования система-тизации, сравнения, обобщения, классификации.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и социальное значение законодательного процесса в России
Каждый день законодательные органы Российской Федерации рас-сматривают и изучают законопроекты, анализируют возможность приспо-собления будущего закона в уже существующей правовой системе, реаль-ность применения его на практике, и по итогам рассмотрения законопро-екта принимают новый закон либо отклоняют его. Процесс законодатель-ства занимает большую часть времени работы парламента. Законодатель-ный процесс тщательным образом регламентирован и строго формализо-ван.
Законопроект - первоначальный текст, предлагаемого к принятию закона, вносимый на рассмотрение законодательных органов или на рефе-рендум. Проекты законов готовятся комиссиями законодательных орга-нов, высшими исполнительными органами, специальными рабочими груп-пами, создаваемыми президентом и правительством. Законодательную инициативу могут проявлять и общественные организации.
Закон - установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на тер-ритории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном консти-туцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладаю-щих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам).
Следует отличать юридические законы страны от экономических за-конов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зави-симости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денеж-ного обращения, убывающей предельной полезности и др.), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что законодательный процесс, направленный на создание законопроектов, а также их последу-ющее рассмотрение, и как следствие принятие либо отклонение, сам по се-бе является очень сложным и трудоемким, для чего требуется обширные специальные познания и умения во многих сферах социальной жизни и де-ятельности общества, а не только в сфере юридического права.
Однако в этом и заключается проблема настоящего времени, по-скольку специалистов сейчас достаточно много, но к глубокому сожале-нию тех специалистов, которые бы профессионально и качественно разби-рались во многих отраслях права остаются в дефиците, поскольку Россий-ское право, такое же необъятное, как и наша огромная великая страна.
В связи с чем, законодатель для оказания поддержки и необходимой практической помощи законодательным органам, выступающим с инициа-тивой введения нового закона или с внесением изменений, дополнений в уже существующий закон в правой системе, в целях повышения его эффек-тивности и качественности – разработал правила подготовки законопроек-тов, утвердил необходимые требования, предъявляемые к проектам зако-нов, подготовил рекомендации к проведению юридической экспертизы за-конопроектов и прочее.
Более того, полезным и эффективным оказалось проведение семина-ров, в том числе и проведение международных семинаров. Законодатель тщательнейшим образом, разработал последовательную процедуру при-нятия законов, строго за регламентировав стадии законодательного про-цесса, дав предписания и разъяснения по соблюдению процедуры приня-тия законов, а также создание и использование словарей с собранными не-обходимыми юридическими терминами, непосредственно используемых компетентными органами в процессе своей деятельности.
Все вышеперечисленные методы способствуют законодательному процессу в принятии нового закона либо внесении изменений, дополнений в уже существующие законы в правовой системе. Хотя не вызывает сомне-ний и тот факт, что дополнительные меры, способствующие принятию за-конов, еще более повысит уровень качественности законотворческой дея-тельности.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации: респуб-лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной обла-сти, автономных округов имеют в своем научном арсенале свой сборник определений и терминов, выработанных годами и закрепленных сложив-шейся практикой применения.
Более того, даже толкование законодательства, иной раз каждым субъектом Российской Федерации толкуется «на свой лад», и соответствен-но процедура применения действующего закона может несколько отли-чаться от порядка применения этого же закона другим субъектом Россий-ской Федерации, что в свою очередь недопустимо. В связи с чем, для еди-нообразного, полного и правильного толкования и применения законов – необходимо собрать и подготовить единый терминологический словарь, в котором будут содержаться все необходимые понятия и термины, которые будут использоваться в законодательном процессе и законотворческой де-ятельности.
Кроме того, необходимо расширить использование электронной тех-ники. Так, существует электронный архив законов, а также подготовлен-ные для ознакомления готовящиеся и рассматриваемые законопроекты, широко используемые в Государственной Думе. К таким электронным ар-хивам относятся «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Указанные фирмы являются источниками правовой информации, и имеют мощнейшие базы данных как действующего законодательства Российской Федерации, так и уже устаревшего. Подобные источники необходимо связывать в еди-ные сети, что будет главным образом способствовать укреплению законо-дательному процессу и законотворческой деятельности.
В целом в настоящее время, законодательный процесс в Российской Федерации имеет достаточно прочную и хорошую правовую основу. Од-нако необходимо и дальше работать над совершенствованием существую-щей правовой системы.
В этих условиях приобретает особенный смысл проблема норматив-ного урегулирования законотворчества в качестве единой, основанной на общих принципах, целеориентированной, планомерной, технологически обеспеченной нормообразующей деятельности, а также нормативное оформление ее наиболее рациональных средств, методов и инструмента-рия.
Бесспорно, все недостатки нельзя искоренить мгновенно, однако необходимо стремиться к совершенствованию законодательного процесса. Порой, вместо принятия необдуманного нового закона, следует тщатель-нейшим образом заново проработать уже существующие законы и норма-тивные правовые акты, а также строжайшим образом следить за деятель-ностью комитетов, в свою очередь рассматривающих и дающих заключе-ния по принимаемому закону, чтобы ни в коем случае правовую базу не попал некачественных закон.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание зако-нодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание за-конодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) // "Собрание законо-дательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 03.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
5. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион-ных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // "Собрание законодательства РФ", 20.06.1994, N 8, ст. 801.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Феде-рации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2014.
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 16.06.2015) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собра-ния Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 801
Специальная литература:
8. Антонова Н.А. Конституционное право России: учебное пособие / Н.А. Антонова, Т.В. Кувырченкова, Е.А. Рязанова. – М.: НОУ ВПО «МПСУ» Воронеж: МОДЭК, 2014 – с. 118.
9. Арбузкин А.М. Законодательная инициатива: ожидания, результа-ты и перспективы / А.М. Арбузкин, И.П. Кененова, Т.К. Ковалева, А.А. Троицкая // Конституционное и муниципальное право. 2014 №1.
10. Ивлев Г.П. Участие Правительства РФ в законодательной дея-тельности: Монография / Г.П. Ивлев, Г.А. Гаджимагомедов. М., 2008;
11. Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзакон-ного акта нормативного правового акта // Государство и право. 2004 №8.
12. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенден-ция развития // Журнал рос. Права. 2000. № 3. С.22-41;
13. Казимирчук В.П. Конституция и закон, стабильность и динамизм. М., 1998. С. 43.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатей-ный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Бархатова Е.Ю.) ("Проспект", 2015);
15. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Ду-мы Федерального Собрания Российской Федерации" (постатейный) (Гри-горьева Е.А.) (под ред. Н.И. Воробьева) (Подготовлен для системы Кон-сультантПлюс, 2014);
16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современ-ный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)
17. Раздымалина Н.И., Палеха Р.Р., Павлова Е.В. Теория государ-ства и права: практикум для студентов очной и заочной форм обучения. Центральный филиал ФГБОУВПО «РАП», 2012. - 293 с.
18. Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права.2008 №2.
19. Югов А.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» / А.А. Югов, К.А. Игишев // Консти-туционное и муниципальное право.2007 №3.
Статьи:
20. Статья: Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ - институциональный компонент парламентаризма (Буринова Л.Д.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 1) // Доступ из информационно-правового портала «КонсультантПлюс».
21. Статья: Пределы осуществления права законодательной инициа-тивы высшими органами судебной власти (Ганичева Е.С.) ("Журнал рос-сийского права", 2014, N 11) // Доступ из информационно-правового пор-тала «КонсультантПлюс».