Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее десятилетие ускорилось развитие высокотехнологичных отраслей науки и
экономики. Изменились требования к профессиональности учителей естественнонаучных
дисциплин. Это требует анализа и переосмысления роли и места исследования в современном
образовании на разных уровнях [6].
Актуальность. Исследовательская деятельность в школе ориентирована на развитие
познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний, ведение проектной
работы. При этом учебно-исследовательская деятельность позволяет школьникам учиться
приобретать знания самостоятельно, использовать их для решения конкретных познавательных и
практических задач, приобретать коммуникативные навыки и умения, овладевать практическими
приемами исследовательской работы.
Цель работы: изучить организацию исследовательской деятельности школьников на уроках
географии и применить полученные результаты в профессиональной работе учителя.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить исследование как форму организации учебно-познавательной деятельности.
2. Выявить место учебно-исследовательской деятельности на уроках географии.
3. Разработать и апробировать учебное мероприятие, направленное на формирование
практических приемов исследований учащихся при изучении географии.
Объект исследования: организация исследовательской работы школьников.
Предмет исследования состоит в выявлении возможностей применения учебноисследовательской деятельности по географии в формировании практических приемов
исследований школьников.
В результате первичного анализа литературы нами выдвинута гипотеза - исследовательская
деятельность обучающихся в школьном курсе географии способствует расширению знаний
обучающихся о своей малой Родине.
Методы исследования:
1. обзор литературных источников по изучаемой проблеме;
3
2. описательный;
3. сравнительно-географический;
4. исторический;
5. картографический.
База исследования и эксперимента: МБОУ СОШ № 8 г. Бийска. Практическая значимость
исследования. Данные, полученные в ходе выполнения исследований могут быть использованы в
работе учителя географии.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
Глава 1. Исследование как одна из форм организации учебной деятельности
1.1 Сущность исследовательской деятельности в процессе обучения
Исследовательская деятельность учащихся предполагает выполнение научных задач творческого
плана, прежде всего самостоятельных, которые должны иметь формирование у детей
собственного взгляда на окружающий мир. С точки зрения ученых, исследования могут
дублироваться или иметь одинаковый конечный результат. Обязательным условием
исследовательской деятельности школьников является самостоятельный характер проведения
работ в соответствии с поставленной целью и задачами. Предполагается, что роль научного
4
руководителя очень важна, так как он консультирует, советует, направляет, и в конечном итоге,
наталкивает юного исследователя на возможные выводы. Известно, что проведение учебных
исследований в первом приближении схоже с научной работой, прежде всего за счет построения
структуры, этапов и методики исследования, однако учебное исследование отличается от
научного тем, что не открывает новые для человека знания[8]. Оно не ставит этого своей целью.
Как правило, результаты учебных исследований узко прикладного, характера в таких областях как
географические науки , могут нести в себе определённую объективную новизну если базируется
на экспериментальном подходе.
Главная составляющая при проведении исследования это то, что оно является учебным, но при
этом возможен и творческий подход с элементами научности. Сие предполагает, что главной
целью школьных исследований является комплексное развитие творческой личности, а не
наличие серьезных результатов, как в классической науке. Да и вообще, школьная
исследовательская деятельность является обязательной частью обучения, сообразно
современным концепциям об образовании, а истинная наука в большинстве своем использует
индивидуальный подход, в том числе в специфических отраслях, которые многим школьникам
еще не интересны в силу возраста или индивидуальных склонностей в обучении. В
фундаментальных сферах науки основной целью являются открытия и изобретения, несущие в
итоге новые знания. При получении школьного образования исследовательские задачи сводятся к
возможности приобретения знаний и умений, переходящих в навыки, которые несут характер
функциональных навыков. Это универсальный способ освоения и осознания окружающей
действительности, а так же развитие способностей к исследовательскому мышлению. Не
последнюю роль играет активизация личностной позиции у большинства детей в процессе
школьного образования. Под этим чаще всего подразумевают формирование самостоятельности,
в том числе, в процессе принятия решений в ходе исследовательской деятельности. Поэтому при
организации образовательного процесса в школе на основе исследовательской деятельности
важное значение приобретает задача проектирования [9].
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется
модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние
десятилетия. Эта модель характеризуется несколько стандартных этапов, присутствующих в
любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой он развивается.
При этом развитие исследовательской деятельности школьников нормируется традициями,
сложившимися в научном сообществе. Учитывая специфику педагогических исследований в
школе опыт, накопленный в научном сообществе, чаще всего используется через постановку
задач на этапе организации исследовательской работы.
Прежде чем начать со школьных исследований, необходимо четко определить цели и задачи.
Главная цель всегда должна быть одна. Потому что человек не может направить внимание на две
цели одновременно, так же как невозможно идти по двум дорогам в двух разных направлениях
сразу.
Поэтому одновременно нет смысла ставить любую другую цель, в этом случае часто происходит
подмена истинной цели на ложную, и сам исполнитель может этого не заметить. Вообще,
отличительной чертой любой ложной цели является то, что ее можно достичь достаточно быстро,
в то время как истинная цель учит новому, остается всегда, независимо от того, чего достиг
школьник в своих исследованиях [4].
5
Основной целью организации научных исследований учащихся является развитие у них
исследовательской позиции, навыков аналитического мышления и использования жизненного
опыта. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную
свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, иначе исследование, главный
смысл которого заключается в повышении познавательной активности учащихся, может
постепенно превращаться в нормальную последовательность стандартных учебных этапов в
образовательной сфере [13].
В типичной школьной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса,
реализуется стандартная позиционная схема "учитель" - "ученик" [10]. Первый преподает знания,
второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной схемы классного урока. В
развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реальной жизнью: нет
готовых эталонов знания, которые привычны в повседневности: явления, увиденные в живой
природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют собственного анализа в
каждой конкретной ситуации. Это создает прецедент в образовательной деятельности, близкий к
ситуации совместного понимания окружающей действительности. Другая составляющая
деятельности предполагает ситуацию передачи навыков исследовательской деятельности,
связанных с развитием действительности от педагога к ученику. Эта передача происходит в
тесном личностном контакте,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философскометодологического анализа // Педагогика. - 2015. - №4. - С.1927.
2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. для
вузов. - М.: Просвещение, 2014. - 574 с.
3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для
вузов / - М.: Просвещение, 2013. - 587 с.
4. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Просвещение, 2011. - 410
с.
5. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии / Под ред.
Бариновой И.И. - М.: Просвещение, 2018. -157с.
6. Беловолова Е.А. От практических работ к практикоориентированным проектам / География
и экология в школе XXI: науч.- метод. журнал / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Изд-во ГЕО-ЭКО,
2016 - № 3.
- С. 61-65.
7. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии // Москва. -
«Вентана- Граф». - 2012. - С. 167-172.
6
8. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская
работа школьников. - 2016. - №18. - С. 68-74.
9. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Научно-исследовательская работа студента как
гуманитарная технология: Учебное пособие. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. - 208 с.
10. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и
компетентностный подход в учебном процессе // Педагогические технологии.
- 2019. - №4. - С.89-94.
11. Бордовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. - СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 359 с.
12. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе / Педагогика. - № 10. - 2013. - С. 26.
13. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в
школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности
учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2011. - С. 80-88.
14. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история,
содержание, проблемы реализации // Начальная школа. - 2019. - №3. - С.8692.
15. Векшина Н. З. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектноисследовательскую деятельность [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2014/0627-
08.htm
16. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н.Общекультурная
компетентность в географическом образовании: теоретико
методологические аспекты и практика реализации // География и экология в школе XXI века. -
2018. -№3. - С. 47-50.
17. Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Издво КноРус, 2019. - 432 с.
18. География и экология в школе XXI: научно-методический журнал / Под ред. И.И.
Бариновой. - М.: изд-во ГЕО-ЭКО, 2017. - №4. - 80 с.
19. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования
представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования
ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.:
Народное образование,
2012- С. 68-80.
20. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебноисследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся:
Методический сборник. - М.: Народное образование, 2012. - С. 127-134.
7
21. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? //
Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №2. - С.42-47.
22. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум, 2011.
23. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В. Б. Методики и технологии обучения географии в
школе. — М.: ACT Астрель, 2012. - 203 с.
24. Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы
и решения // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном
пространстве: Сб. статей. - М., 2016. - С. 205-214.
25. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //
Народное образование, 2011. - № 3. КавГТИ, 2008. - 166 с.
26. Карпов Е.М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы
педагогической прессы. - 2011. - № 6. - С. 54-63.
27. Козлова Г.В. Методические рекомендации по организации исследовательской работы
школьников. - Курск, 2013. - 46 с.
28. Криволапова Н.А. Компетентностный подход в образовании: Теория и практика // Институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. -
Курган, 2015. - 79 с.
29. Куртяник М.А. "Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе
внедрения информационных технологий" / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова // Педагогика:
семья-школа-общество. Кн. 19. - Воронеж: ВГПУ, 2019. - С. 289-300.
30. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель
педагогической технологии // Школьные технологии, 2019. - № 1-2.
31. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения
эффективности учебного процесса // Молодой ученый,
2012- №11. - С. 166-168.
32. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //
Народное образование, 2012. - № 10. - с. - 34-41.
33. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.:
Народное образование, 2011. — 272 с.
34. Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый
ребёнок. - 2015. - № 1. - С. 30-33.
35. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2016. -
№2. - С.21-26.
36. Степанкова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном
обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО,
2015. - 96 с.
8
37. Татаренкова И.В. Организация исследовательской работы в школе г. Курска и Курской
области. - Сборник «Практика как основа выполнения научно-исследовательской работы
студентов и магистрантов». - Курск: гос. ун-т, 2012. - С. 36-39.
38. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного
образования // Народное образование. - 2013. - №2. - С.58-64.
39. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения: пособие для учителя. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 298 с.