Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Транспортная система служит гарантией повышения конкурентоспособности государственной экономики, уровня жизни населения и экономического роста.
Связь страны с мировым сообществом обеспечивают транспортные средства сообщения, являясь материальной базой обеспечения внешнеэкономических связей Российской федерации и ее соединение в глобальную экономическую систему, что определено Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р . Рост объемов перевозок требует усовершенствования его правовой базы и оптимизации деятельности железнодорожного транспорта. Это обусловлено также проводимой в России формой железнодорожного транспорта. Поправки в расстановку приоритетов развития законодательства в сфере железнодорожного транспорта, фиксирование формирующихся правоотношений в связи с использованием инфраструктуры железных дорог, усовершенствования норм, устанавливающих функционирование железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также определяющих договорные отношения сторон в связи с перевозками, их ответственность при нарушении обязательств, внесло его акционирование.
В гл. 40 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) (далее — ГК РФ) «Перевозка» договору об организации перевозок посвящена одна статья. Отсюда возникает вопрос: договор об организации перевозок является видом договора перевозки или имеет самостоятельный правовой статус? Для того чтобы разобраться в природе данного договора, обратимся к законодательству.
До введения ГК РФ в гражданском законодательстве не было определения договора перевозки. В условиях рыночной экономики договор служит основным юридическим фактом, порождающим возникновение обязательственных правоотношений. Договор перевозки грузов автотранспортом в Российской Федерации является самостоятельным видом транспортного договора, задачей которого считается оформление правоотношений, которые складываются в процессе перевозок грузов. Данный вид договора имеет также характерные особенности, присущие только ему. На данном этапе содержание договора международной автомобильной перевозки грузов, его юридической природы не отвечает существующим международным экономическим связям, в связи с чем нуждается в доработке.
В разные годы по вопросам юридической природы и совершенствования правового регулирования международных автомобильных перевозок в юридической литературе высказывались различные мнения. Актуальность данной темы заключается в том, что транспорт — это сфера самостоятельной экономической деятельности, основой которой является оказание услуг, связанных с перевозкой товаров.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при заключении договора перевозки груза.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства по регулированию договора перевозки.
Целью исследования является изучение законодательства, регулирующего договор перевозки груза.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития договора перевозки груза;
- изучить теоретические основы правового регулирования договора перевозки груза;
- выявить проблемы, связанные с перевозкой груза.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как, М.И.Брагинский, В.В.Витрянский, О.Н.Гладырь, В.Ф.Попондопуло, В.В.Лаптев, Ю.А. Лончакова, В.В.Ковалев, А.М.Бянкина, О.С. Иоффе, О.Н. Припузова, С.С.Сергеев, Ю.К.Толстой и др.
Методы исследования: анализ, синтез, систематизация и системного анализа юридических явлений, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Историко-теоретические основы регулирования договора перевозки груза
1.1 История развития договора перевозки груза в России
До революции 1917 г. российское гражданское законодательство рассматривало договор перевозки в качестве отдельного вида договора подряда (Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. 1. Ст. 1738), не признавая его самостоятельным договором . Что касается уровня правового регулирования отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, то, как отмечал Г.Ф. Шершеневич: «Кроме железнодорожной, в законодательстве русском уделяется внимание морской перевозке. Перевозка же по внутренним водным сообщениям, рекам, озерам, каналам остается до сих пор совершенно ненормированной, если не считать уставов пароходных обществ и правил, на основании которых они производят свои операции» .
Правила о перевозке, содержащиеся в проекте Гражданского Уложения, как отмечалось в материалах Редакционной комиссии, «имеют в виду определить договорные отношения, которые возникают между грузоотправителями и самостоятельными перевозчиками, принимающими на себя исполнение перевозок от своего собственного имени и своим иждивением, но за счет отправителей либо получателей груза» .
Согласно проекту Гражданского Уложения (ст. 1993) по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную плату) доставить сухим путем или водой в указанное
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в действ. ред.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в действ. ред.) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019)// "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в действ. ред.)// «Российская газета», № 137, 27.07.2002
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в действ. ред.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)// "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в действ. ред.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (в действ. ред. «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2008, № 50, ст. 5977,
10. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (в действ. ред.) О Транспортной стратегии Российской Федерации// «Собрание законодательства РФ», 15.12.2008, № 50, ст. 5977
11. Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
12. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
13. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
14. Витушко В.А. Понятие и социальная природа института прекращения обязательств // Современные проблемы права и управления Сборник докладов 8-ой Международной научной конференции. 2018. С. 30-35.
15. Елисеев Б.П. Воздушное право. М., 2012. С. 17-18.
16. Карпеев О.В. «Транспортные общества» в системе организации перевозки в прямом смешанном сообщении (Россия, конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2012. № 2. С. 24 - 25.
17. Кесаева В. А. Система оснований прекращения обязательств // Новая наука: современное состояние и перспективы развития: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А. И. Вострецова. 2017. С. 448-453.
18. Краус А. М. Определение понятия невозможность исполнения обязательств // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 184-186.
19. Лукьянова И. Н. Сделки, направленные на прекращение обязательств // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 5 (57). С. 131-155.
20. Магомадова Э.И. Основания прекращения обязательств в гражданском праве // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб, 2019. С. 406-410.
21. Надбитов Б. С., Рубеко Г. Л. Проблема понятия «способ обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве» // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 141-143.
22. Некоторые проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов // Административное и муниципальное право. – 2019. – № 4. – С. 1 - 6.
23. Никитин Е.А. Понятие оснований прекращения обязательств в российском гражданском праве // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы экономики, достижения и инновации: Материалы международной студенческой научной конференции: в 5 частях. 2018. С. 565-569.
24. Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Судебного Департамента Верховного Суда Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/i№ dex.php?id=79&item=4430
25. Резникова Е. А. Понятие и правовое значение прекращения обязательств в гражданских правоотношениях // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной заочной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 422-426.
26. Романова О.И. Анализ судебной практики по вопросу момента прекращения обязательств зачетом // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 9. С. 172-188.
27. Углова И.А., Мамонова И.В. Новация обязательств как инструмент договорной политики // Вестник современных исследований. 2017. № 1-2 (4). С. 171-181.
28. Федоров И.С. Зачет взаимных требований как способ прекращения обязательств // Студенческий вестник. 2019. № 41-2 (91). С. 45-47.
29. Шабаев В. В., Автайкина Ю. И. Отступное как способ прекращения обязательств // Трансформация социальных систем: проблемы и поиски путей решения: Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / Ответственный за выпуск: Т. Н. Потапова. 2017. С. 499-502.
30. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права: по изд. 1914 г. М., 2007. С. 212.