Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Внимание дошкольников связано с реализацией психической функции в развитии интеллекта и речи. На сегодняшний день внимание занимает особое место в жизнедеятельности. Способность управлять вниманием складывается на протяжении всего дошкольного детства и продолжается в младшем школьном возрасте. Развитие внимания проходит путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и сложные формы его проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Развитие внимания дошкольника связано с появлением у него новых интересов, направленности, мотивов и потребностей, установок. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения сферы внимания связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы личности и самосознания.
Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (далее - ОНР). Современные теоретико-экспериментальные исследования проблемы ОНР отражают характер нарушений формирования различных компонентов речевой функциональной системы при данном виде речевой патологии, приводящих к трудностям усвоения навыков чтения и счета.
Проблема диагностики и развития процессов внимания у дошкольников с ОНР происходит в группе и представляется достаточно актуальной на сегодня проблемой, вызывает огромный интерес к изучению у психологов и педагогов, социальных педагогов. Однако вопросы изучения особенностей внимания как психического процесса и свойства психических процессов, его проявлений вне других процессов (слушать, смотреть, думать, делать) требует дополнительного изучения.
Объект исследования – внимание.
Предмет исследования – особенности внимания дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) Определить сущность понятия «внимание», его структуру, виды и свойства;
2) Выявить проблемы диагностики внимания дошкольников в психолого-педагогической литературе;
3) Изучить особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4) Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей внимания детей с общим недоразвитием речи;
5) Реализовать программу развития внимания дошкольников и проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
– теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: тестирование по методикам Р.С. Немова и Р.Р. Калининой.
Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи продуктивность, устойчивость и произвольность внимания, ниже, чем у нормативно развивающихся детей. Разработка и реализация программы развития внимания дошкольников с ОНР позволит повысить основные свойства внимания.
Экспериментальная база исследования: Детский сад № 143, г. Рязань.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области развития внимания дошкольников, в частности, Р.С. Немов [28], Теплов М.Б. [35], С.Л. Рубинштейн [34], М.А. Панфилова [29], П.Я. Гальперин [8].
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут найти свое применение в преподавании учебных курсов в вузах по таким дисциплинам, как «Педагогика», «Психология», на лекциях и семинарах.
Структура работы отвечает общей логике исследования и состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников, приложения.
1.Теоретические аспекты особенностей внимания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Сущность понятия «внимание», его структура, виды и свойства
Внимание – понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость. Внимание – это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него [2].
Любая деятельность человека не может быть целенаправленной и продуктивной, когда данный человек не сосредоточен на том, что он делает.
Внимание индивида обладает направленностью. Так, направленность является избирательным характером психической деятельности, преднамеренным или непреднамеренным выбором ее объектов [26, с. 18].
Следует учитывать и такие характеристики внимания, как сосредоточенность, углубленность в деятельность [19, с. 19]. Если задача сложная, то более интенсивно и тяжелее станет внимание человека к решению такой задачи.
Сосредоточенность также имеет тесную связь с отвлечением от постороннего. Чем больше индивид сосредоточен на выполнении какой-либо задачи (проблемы), тем в меньшей степени он замечает окружающую среду.
Итак, при внимательном отношении к какому-либо предмету (данный предмет) занимает центральную позицию в сознании человека, остальное же воспринимается слабо. В этой связи, отражение более ясное, отчетливое [23, с. 58].
Внимание зачастую выражается в мимике, в позах, движениях. Внимательный слушатель различается от невнимательного. У невнимательного человека рассеянный и отвлеченный взгляд. Иногда внимание ориентировано на мысли и образы, которые находятся в сознании человека. Данное свидетельствует об интеллектуальном внимании.
Если индивид проявляет достаточно высокую сосредоточенность на физических действиях, следует говорить о моторном внимании. Данное свидетельствует о том, что внимание не имеет собственного познавательного содержания.
Трактовок понятия «внимание» существует множество, каждый автор понимает его по-разному. Проблема внимания рассматривается с точки зрения различных подходов. Ряд психологов утверждает, что внимание не самостоятельный психический процесс, а является ключевым элементом иных, наиболее сложных психических процессов. Иные психологи считали, что внимание – отдельный психический процесс, имеющий свои закономерности [2].
По мнению В.Вундта, внимание – фиксационная точка сознания или поле ясного видения. С точки зрения Э. Титчинера, внимание – это свойство ощущения. Д. Милль изучал внимание в качестве результата эмоций. Т.К, Комарова рассматривала внимание как уровень бодрствования [20, с. 10].
По мнению Ф.Н. Гоноблина, внимание можно сопоставить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, которая представляет собой центр двух кругов, то меньший круг видно яснее. Малый круг наглядно изображает зону внимания [9, с. 3].
Согласно современным психологам, внимание - концентрация сознания на одном объекте при отвлечении от иных объектов.
Интерес к проблеме внимания остается актуальным и по сей день. Внимание рассматривается и как психическое явление, а также в трактовке разных форм и уровней внимания и пр. Раньше внимание определялось только в качестве сенсорного феномена.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна, внимание - фактор, обеспечивающий селективность протекания всех познавательных процессов [34, с. 27]. А. Р. Лурия [26, с. 58] рассматривает внимание как фактор, способствующий селективности протекания психических процессов.
По концепции П.Я.Гальперина[8, с. 169]:
- внимание – один из моментов исследовательской деятельности. Внимание - психологическое действие, ориентированное на содержание образа, мысли, иного феномена, который имеется в определенный момент в психике человека;
- внимание - контроль за этим содержанием. В каждом действии индивида имеется ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием;
- внимание не обладает особым результатом;
- все конкретные акты внимания - результат формирования новых умственных действий.
Структура внимания – это свойства внимания по разным его основаниям[7, с. 35]:
1) внимание произвольное и непроизвольное;
2)устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внимание – это фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых (А. Р. Лурия).
Помимо этого, рассмотрели различные взгляды ученых в вопросе определения понятия внимания, дали определение структуре внимания.
Следует выделить два ключевых вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание - более простой вид внимания, устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание — наиболее низкая форма внимания, возникающая по итогу влияния раздражителя на какой-либо из анализаторов [9, с. 18]. Возникновение связывается с разными причинами, которые условно следует выделить в категории.
К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя (сила или интенсивность, новизна). Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Третья группа причин связана с общей направленностью личности.
В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью [9, с. 25]. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых у
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Беркинблит М.Б., Фантазия и реальность. - М., АСТ, 2009. 74с.
2. Внимание дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/razvitie_vnimaniya/ (дата обращения: 25.10.2019)
3. Внимание: понятие, виды, свойства. [Электронный ресурс].URL: https://studfiles.net/preview/5254635/page:11/ (дата обращения: 25.10.2019)
4. Выготский Л.С. Внимание и творчество в детском возрасте. / Психологический очерк. // Книга для учителя. - М., Просвещение, 2016. - 78с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1960. – 180 с.
6. Введение в психологию. / ред. А.В. Петровского. - 2-е изд. - М., Просвещение, 2015. - 120с.
7. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. // «Вопросы психологии». - 2017. - № 6. - С.7-15.
8. Гальперин П.Я. К проблеме внимания.// Хрестоматия по психологии/ Под.ред. А.В. Петровского. М.,1987. – 215 с.
9. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Педагогика, 1972 . – 185 с.
10. Гильбух Ю.З. Внимание. - М., Знание, 2016. - 69с.
11. Диагностика внимания. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/razvitie_vnimaniya/ (дата обращения: 30.10.2019)
12. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф.Добрынин. – М.: Просвещение, 1958. – 325с.
13. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - Москва, 2015.- 225 с.
14. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития внимания. // «Вопросы психологии». - 2016. - № 2. - С. 7-16.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М. Просвещение, 2016. - 145с.
16. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: АСТ, 2015. -141с.
17. Игровые упражнения на развитие внимания. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/31/ispolzovanie-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 25.10.2019)
18. Игры на внимание. [Электронный ресурс].URL:http://fb.ru/article/128631/korrekturnaya-proba-burdona-opredelenie-ustoychivosti-vnimaniya(дата обращения: 25.10.2019)
19. Калинина Р.Р. Психологические тесты внимания. - Спб., Фолио, 2016. – 120 с.
20. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. - Гродно, 2017. – 125 с.
21. Коршунова Л.С. Внимание и его роль в познании. - М.: МГУ, 2017. - 98с.
22. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети // «Семья и школа». - 2016. - № 3. - С. 3-18.
23. Лейтес Н.С. Воспоминания, размышления, беседы // «Психологический журнал». - 2015. - № 1. - С. 14-16.
24. Лейтес Н.С. Легко ли быть одарённым? // «Семья и школа». - 2016. - № 6. - С. 34-36.
25. Литке С.Г. Общая психология: учебное пособие/ С.Г. Литке. – Челябинск, 2016. - 188 с.
26. Лурия А.Р. Умственные способности и возраст. - 2-е изд. - М., Педагогика, 2015. - 75 с.
27. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости и внимания// «Вопросы психологии». - 2017. - № 5. - С. 86-95.
28. Немов Р.С. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. - 104 с.
29. Панфилова М.А. Особенности развития детей с общим недоразвитием речи. – М.: ГНОМ и Д, 2015. - 160 с.
30. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2016. - 688 с.
31. Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-6 лет: Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2016. - 210 с.
32. Развитие внимания дошкольников. [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/diaghnostika-vnimaniia-mladshikh-shkol-nikov.html(дата обращения: 25.10.2019)
33. Развитие мышления, внимания, памяти. [Электронный ресурс].URL:https://studfiles.net/preview/5254635/page:11/ (дата обращения: 24.10.2019)
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., Питер, 2009. - с.42.
35. Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х т. - М., Просвещение, 2016. – 89 с.
36. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. – М.: Рольф, 2016.- 160с.
37. Чурикова Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика [Текст]/ Н.И. Чурикова// Вопросы психологии. - 2018. - № 5.- С.13-30.
38. Шадриков В.Д. Психологическое описание человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) // Психология. - 2015. -№ 10. - С.15-18.
39. Шуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. - 3-е изд. - М., Новая школа, 2016. - 77.