Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время являются актуальными проблемы развития
познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу
повышения требований к качеству получения знаний. Понимание данной
проблемы важно, как для педагогов школ, так и для работников дошкольных
образовательных учреждений.
Память относят к числу познавательных процессов, которые
необходимы для нормального развития ребенка относится память. Память -
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и
последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его
повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память младших школьников играет важную роль в усвоении учебного
материала, овладении новым социальным опытом: знаниями, умениями,
навыками. Возрастает значение произвольной и словесно-логической
памятью.
Существует достаточно большое количество теорий, объясняющих
развитие процессов памяти. В науке выделяют следующие теории памяти:
психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане [18]), биогенетические
(И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский). В
соответствии с темой нашей работы была рассмотрена память с
психологической точки зрения.
С точки зрения психологии память лежит в основе способностей
человека, является условием научения, формирования навыков и умений,
приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта
4
человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение
механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика,
воспитание. Память не представляет собой способность человека – напротив,
в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти
зависит от общего развития и духовного роста человека.
Но не только уровень речевого развития зависит от уровня развития
памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени
сформированности речи.
Несмотря на то, что память становилась предметом исследования
многих ученых, которые по-разному объясняли ее структуру, генез,
взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С.
Выготский, П. Жане З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Р. Лурия) вместе с тем,
число исследований, посвященных проблеме развития памяти у детей с
речевыми нарушениями младшего школьного возраста, крайне ограничено.
Поэтому, в связи с достаточно большой распространенностью речевых
нарушений у детей, наличием особенностей памяти, осложняющих
продуктивность усвоения учебного материала детьми данной категории,
проблема определения условий развития памяти у детей младшего школьного
возраста с нарушениями речи является актуальной и практически значимой
для специальной педагогики.
Цель исследования- определить особенности психологопедагогических условий развития памяти у детей с речевыми нарушениями в
младшем школьном возрасте.
Объект исследования – особенности развития памяти у детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования- психолого-педагогические условия развития
памяти у детей с речевыми нарушениями в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования- у детей младшего школьного возраста с
речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития памяти, но при
проведении целенаправленной, систематической коррекционной работы,
5
направленной на развитие процессов памяти: запоминание, забывание,
хранение, воспроизведение и видов памяти: эмоциональная, образная,
словесно-логическая и двигательная, возможно повышение качества памяти.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы исследования, были определены
следующие задачи:
1) Провести анализ научной и научно - методической литературы по
проблеме исследования;
2) Выделить критерии и уровни развития памяти;
3) Выявить особенности развития памяти детьми младшего школьного
возраста с нарушениями речи;
4) Определить специфику работы по развитию памяти младших
школьников с нарушениями речи;
5) Подобрать методики исследования и экспериментально изучить
психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего
школьного возраста с нормальным психофизическим развитием и речевыми
нарушениями;
6) Разработать и апробировать коррекционную программу,
направленную на развитие памяти у учащихся младших классов с
нарушениями речи;
7) Осуществить количественно-качественный анализ полученных
результатов, оценить эффективность коррекционной программы и определить
психолого-педагогические условия.
В соответствии с поставленной целью и задачами основными методами
исследования стали:
1) теоретический анализ научно - методической литературы;
3) метод психолого-педагогического эксперимента;
4) метод количественной и качественной обработки данных;
5) методы систематизации полученной информации.
6
Теоретическая основа исследования: концепция развития памяти
П.П. Блонского; деятельностная теория памяти (Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко и др.).
Теоретическая значимость заключается в обобщении и
систематизации научных данных по проблеме развития памяти у детей с
нарушениями речи младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что нами разработана и
апробирована коррекционная программа по развитию памяти у детей с
нарушениями речи младшего школьного возраста, которая может быть
использована учителями-логопедами в рамках коррекционной работы с
детьми с нарушениями речи младшего школьного возраста в образовательных
учреждениях различных типов и видов.
Этапы исследования:
1. Поисково – теоретический этап. На данном этапе проводилось
теоретическое изучение данной проблемы. Определялись цель, объект,
предмет, гипотеза исследования и задачи данной работы.
2. Экспериментальный этап. Работа на данном этапе предполагала
подбор экспериментальных диагностических методик, разработку
коррекционной программы, анализ результатов экспериментальной работы,
определение психолого-педагогических условий развития памяти у младших
школьников с нарушениями речи.
3. Обобщающий этап. На данном этапе проводился анализ результатов
нашей экспериментальной работы, формулировались выводы.
Организация экспериментального исследования проводилась на базе
МБОУ средней общеобразовательной школе №.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложений.
7
1. Теоретические аспекты изучения особенностей памяти у детей с
речевыми нарушениями младшего школьного возраста
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Приближается время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс.
Это очень важный период в жизни ребенка и его семьи. Беззаботность и игра
ребенка сменяются на множество требований, обязанностей и ограничений.
Он должен ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня,
подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования
учителя, заниматься на уроке, выполнять домашние задания, добиваться
хороших результатов и т.д.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но
обязательно чувствует и переживает его. Наличие «внутренней позиции
школьника» имеет для первоклассника большое значение, она помогает
маленькому ученику преодолевать трудности школьной жизни, выполнять
новые обязанности.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника»
неоценимая роль принадлежит родителям -отношение к школьной жизни,
внимание к успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний
и усилий, эмоциональная поддержка. Все это помогает первокласснику
почувствовать значимость его деятельности и повышает уверенность в себе.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным
стрессом. Все дети, наряду с чувствами радости, восторга или удивления по
поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность,
напряжение.
8
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается
сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без
повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе у одних он длится один месяц, у других -
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Т.И. Абрамова. - М.: Академия,
2014. - 208 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е
перераб. и доп.- М., 2015.
3. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Изд. 2. – М.:
Норма,
2015.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды /
П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2015
5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических
процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 2011. – C. 296–368.
6. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.:
Мысль, 1989.
7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубровина,
А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., Академия, 2015
8. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998.
9. Воробьева О.Г. Проблема развития логической памяти у младших
школьников в условиях современного обучения // Материалы 38-й научно-
9
практической конференции студентов и аспирантов КГПУ (12–13 апреля 1998
год) / под ред. Е.В. Опеваловой. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. унта,
2014.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984.
11. Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными
потребностями. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 144 с
12. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм
псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М., 1982
13. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / сост. Ю.В.
Филиппова. Ярославль, 2003.
14. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической
психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. М.: Линка–Пресс, 1998.
15. Дубравина И.В. Психология: учебник для студентов [Текст]: учеб.
пособие / И.В. Дубравина. – М., 2003.
16. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей
психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.:
Союзиздат, 1979.
17. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М.:
Союзиздат, 1985. – 379 с.
18. Зинченко П.И. Живое знание. Психологическая педагогика / П.И.
Зинченко. - Самара: Русь, 1997. - 215 с.
19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М.:
Русский дом, 1961. - 573 с.
20. Игнатьева С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой
деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.А. Игнатьева,
Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина // Воспитание и обучение детей с
нарушением развития. - 2007. № 2. - С.29-32.
21. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. – М.:
Союзиздат, 1978.
10
22. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб.
заведений.- М.: «Академия», 2007.
23. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.
24. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего /
В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2008 - 128 с.
25. Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии
речи. / И.К. Колповская / - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1990
26. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное
воспитание. – 1985. – №8. – С. 52–54.
27. Левина Р.Е. Избранные труды / Р.Е. Левина. – М., 1965.
28. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. М.:
Просвещение, 1968.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.:
Просвещение, 1981. - 290 с.
30. Линдсей П. психология памяти / П. Линдсей. - М.: ЧеРо, 2015. - 410 с.
31. Логопедия: учебник для студентов дефект. пед. выш. учеб. заведений /
Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
32. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста: / А.Р.
Лурия. - М.: Политиздат, 1968. - 218 с.
33. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. -М.: Педагогика, 1975.
34. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Издво МГУ, 1969.
35. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка / А.А.
Люблинскя // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. –547 с.
36. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 1992.
37. Мейман Н.Н. Что надо знать о памяти / Н.Н. Мейман. - М.: Академия,
2015. - 61 с.
38. Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р. А. Беловой-Давид. М.:
Просвещение, 1972
11
39. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ,
студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения
квалификации и переподготовки пед. кадров / Р.С. Немов. - М.: Просвещение,
1990.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / Обухова
Л.Ф. - М.: Педагогическое общество России. - 1999.
41. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /
под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,
1981.
42. Память и ее развитие в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготский. М.:
Психология, 1999.
43. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное
психологическое исследование / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
44. Память и ее развитие в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготский. М.:
Психология, 2014
45. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия,
1998.
46. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры
интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) / Л.И.
Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер // Вестник по
педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. - № 3
47. Развитие высших форм запоминания // под ред. А.Н. Леонтьева. М.,
1983.
48. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. М.,
2015.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: / С.Л. Рубинштейн. В 2 Т.
- Т.1. - М.: Просвещение, 1989. - 420 с.
12
50. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции :
(дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. . –– М. :
Классикс стиль, 2014. – 160 с.
51. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Ярославль: Академия развития, 2014.
52. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
Союзиздат, 1989.
53. Фролов Е.А. Логопедия / Е.А. Фролов. – М.: Просвещение, 2014.