Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
Актуальность данной курсовой работы определяет важность владения ребенком правильной речью,
так как речь является одним из основополагающих факторов полноценного психофизического развития и успешности в освоении школьной программы. Поэтому важно вовремя выявлять и корректировать недоразвитие речи ребенка еще в дошкольном возрасте.
Речь как у взрослого, так и у ребенка развивается в процессе общения, и любые отклонения речевой
функции отрицательно влияют на процесс формирования коммуникативных навыков, что в свою очередь приводит к формированию ряда отрицательных психологических особенностей в общем и речевом поведении.
В проблеме преодоления речевых дефектов у дошкольников в аспекте формирования коммуникационных навыков в настоящее время существует ряд нерешенных вопросов, особенно в области корреляции характера общения и правильного формирования речевых функций.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность данной курсовой работы и показывает необходимость повышения эффективности в психокоррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста.
Целью данной работы является изучение прикладных методик по формированию правильных и полных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Объектом выступят трудности в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет курсовой работы – процесс психокоррекции по формированию устойчивых коммуникационных навыков у детей дошкольного возраста.
Для выполнения поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. Сформулировать условия и закономерности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;
3. Определить методики формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
4. Провести анализ методик и дать научное обоснование направлений и содержания логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературных источников. В главе 1 рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе условия и закономерности формирования
коммуникативных навыков в дошкольном возрасте, состояние вопроса о нарушении коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а также проблемы содержания логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с
нарушениями речи.
Во второй главе описаны методические основы формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями речи, включая обоснование и описание методики исследования уровня
речевого развития дошкольника, состояние коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи, а также на основании параграфов 2.1 и 2.2 приведено обоснование
направлений и содержания логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Условия и закономерности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
Коммуникативно-речевое общение играет важную роль в довольно сложном и многообразном процессе социализации общества.
Одной из главных потребностей человека является речь. Андреева Г. М. отмечает, что речь человека
обладает рядом функций, одной из которой коммуникативная функция – наиболее ранняя [3].
Данная функция речи формирует и развивает умения и навыки коммуникации, способствует межличностному общению, помогает установлению контактов как с другими детьми, так и со взрослыми.
Коммуникативная функция играет ключевое значение для формирования правильного поведения во
всех видах деятельности, влияет на формирование эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Формирование коммуникативных умений имеет прямую корреляцию с коммуникативной функцией так как у дошкольников со сложными нарушениями речи формирование коммуникативных
умений и навыков крайне затруднено. При наличии сложных речевых нарушений у детей старшего
дошкольного возраста как правило, диагностируется средний и низкий уровень коммуникативных
навыков [3].
Волкова А. И говорит, что понятие «коммуникация» подразумевает обмен какой-либо информацией
в любой форме [4].
Речевое общение, коммуникативные способности и речевое развитие являются предметом значительных теоретических и практических исследований ученых, специального анализа. Это касается как
детей дошкольного возраста, так и других возрастных групп.
В последние годы проблема коммуникабельности, речевого общения детей, их коммуникативные
способности и речевое развитие стали предметом значительных теоретических и практических исследований ученых, специального анализа. Как отдельная категория, проблема общения и коммуникация детей стала предметом всестороннего изучения
• философов (Л. П. Буева, Б. Д. Прыгин, В. М. Соковнин, А. А. Брудный) [3, 5];
• социологов (Я. Щепаньский, Г. М. Андреева, И. С. Кон, Н. В. Телюк, В. М. Тисленко) [4, 16, 19];
• психологов (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Ю. Л. Ханин) [9, 11, 18];
• педагогов (С. В. Кондратьева, Т. Е. Конникова, Т. А. Мальковская) [6];
• психотерапевтов (В. Н. Мясищев, В. Л. Левин, А. В. Добрович) [16, 17].
Повышенный интерес к проблеме общения и коммуникации детей проявили ученые, которые вплотную занимались разработкой теоретических и практически-методологических основ отечественной
психологии. Среди них К. К. Платонов, А. В. Брушлинский, Г. В. Гусев, А. А. Бодалев и ряд других. Коммуникативные проблемы у детей рассматривается как одна из основных тенденций в развитии психолого-педагогической сфере [8].
4
Если говорить о теории общения и коммуникации у детей- дошкольников, то существенный вклад в
данную область внесла М. И. Лисина, которая в 1982 году выделила и обосновала основные формы
общения, свойственные человеку. Причем, для детей дошкольного возраста, по мнению, М. И. Лисиной, характерны следующие формы:
• ситуативно-личностное, которое предусматривает сиюминутное, эмоциональное, кратковременное взаимодействие ребенка и взрослого;
• ситуативно-деловое, которое предусматривает потребность ребенка не только в чисто эмоциональном контакте, общении, но и в каком-то сотрудничестве со взрослым или ребенком потребностей.
Согласно утверждению Л. С. Выготского, в его научных трудах «Общение важнейший фактор развития
ребенка как в онтогенезе, так и в условиях дизонтогенеза
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.12.2019)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N1155)
https://base.garant.ru/77677348/ (дата обращения: 11.12.2019).
Литература:
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. уч. зав. - Москва: Аспект Пресс,
2009. -363c.
4. Волкова А. И. Психология общения. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.445 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития человека. – Москва: Смысл, Эксмо, 2005. 136с.
6. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией //Дефектология. – 1995. – 12 с.
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие для вузов /под
ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2014. – 237 с.
8. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
– 320 с.
9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: – Москва: Педагогика, 1986. –320 с.
10. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном
образовательном учреждении: учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2012. – 150 с.
11. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009. 576с.
5
12. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – Москва: Политиздат, 2011.
– 319с.
13. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов. –
Москва: Рипол Классик, 2012. – 320с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. –Москва: Смысл, Академия, 2005. – 352с.
15. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 174с.
17. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды /под ред. А. А. Бодалева. – Москва: Из-во Института Практической Психологии, 2009. – 356с.
18. Основы теории коммуникации /сост. Ж. В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 274с.
19. Павлова О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – Москва: МОСУ, 2007. – 97 с.
20. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др. –
Москва: Просвещение, 2013. – 117 с.
21. Реан А. А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 416с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 713.
23. Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями
//Дефектология. – 2007. – 45 с.
24. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада /Г. А. Урунтаева,
Ю. А. Афонькина. – Москва: Просвещение, 2010. – 291 с.
25. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. 2003. – 60 с.
26. Феоктистова С. В. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психологическое развитие дошкольника /С. В. Феоктистова, М. А. Хмелькова //Актуальные проблемы психологического знания. 2012. – 103 с.
27. Чекушкина Е. Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества //Теория и практика общественного развития. – 2014. –25 с.
28. Чистякова М. И. Психогимнастика /под ред. М. И. Буянова. Москва: Просвещение, Владос,
1995. – 160с.
29. Щетина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб. -методич. пособие. – Великий
Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.
30. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – СПб: Детство-Пресс, 2013. – 384 с.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва.: Изд. центр «Академия», 2014. - 344 с.
6
Интернет-ресурсы:
32. Доронина В. С. Особенности речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат.
XVIII междунар. студ. науч.практ.конф.№11(17).Режим доступа:
URL:https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11. (дата обращения: 11.12.2019)
33. Поцелуева Галина. Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-formy-metody-i-sredstva-razvitijakomunikativnoi-kompetenci-doshkolnikov.html (дата обращения: 11.12.2019).