Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гюстав Флобер, являясь самым ярким представителем художественного реализма Франции в период 1851-1856 гг. пишет свою знаменитую «Госпожу Бовари», смелую, натуралистичную историю, которая задела за живое не только современное ему французское общество, но и режиссеров XX и XXI веков, экранизировавших произведение 6 раз (1933 г., 1949 г., 1991 г., 1992г., 2000 г.) режиссерами Жан Ренуаром, Винсентом Миннелли, Клод Шабролем, Кетаном Мехта, Тимом Фивеллом, Софи Бартез, соответственно [1].
Рассматриваемое в данной работе произведение «Госпожа Бовари», как и любое другое художественное произведение, это, прежде всего, форма социального бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Фактически, это - микромир, в котором живет макромир, это модель личности и окружающей ее действительности. Произведение вырастает на почве реальности, воспринятой сквозь призму культуры и включает в себя философские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура же новеллы, как художественного произведения, столь емка, что может включать и эти идеи, и подобную жизни систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира.
При этом эстетика Флобера подразумевает создание «объективной манеры» повествования в реалистической литературе. Особенно ярко, по мнению исследователей его творчества [2-5], эта манера отражена в его произведении «Госпожа Бовари».
В то же время «объективная манера» Флобера стала и средоточием главного противоречия в его творчестве. Сближая художественное творчество с наукой, писатель, в отличие от позитивистов, не сводил научное знание к фактографии, а искусство — к фотографии действительности. Ни в коей мере не идеализируя возможности науки в духовном развитии человечества, он не питал иллюзий и относительно искусства, как универсального средства духовности.
Таким образом, становится понятно, что эстетику Флобера отличает определенная парадоксальность, в связи с чем, данная работа, целью которой является исследование парадоксальности эстетики Флобера на примере романа «Госпожа Бовари», является актуальной.
Для достижения поставленной цели в данной работе были сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать творческий путь Гюстава Флобера
- Сделать выводы об истоках эстетики Флобера
- Проанализировать основные художественные характеристики романа «Госпожа Бовари»
- Дать оценку эстетической стороне произведения «Госпожа Бовари»
- Охарактеризовать суть парадоксальности эстетики Флобера на примере анализируемого произведения.
Объектом исследования является парадоксальность эстетики Флобера, а предметом – его произведение «Госпожа Бовари».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Особенности эстетики Гюстава Флобера
1.1. Факты биографии Флобера, повлиявшие на формирование его творчества
Гюстав Флобер родился в 1821 году и вырос во Франции, в Руане (Нормандия), будучи младшим сыном главного врача муниципальной больницы, служебная вилла которого соседствовала, как обычно бывало в те времена, с самой больницей, что психологически повлияло на маленького Гюстава, перед глазами которого страдали и умирали.
Кроме того, впечатления больничного детства сформировали его будущий литературный подчерк — скрупулезное внимание к деталям и натурализм. Ну, а из болезней Флобер сделал мастерскую метафору, перенеся их с плана физического на духовный. С тех пор писатель стал изображать нравственные недуги человечества.
Его считали одаренным, но мало дисциплинированным учеником, который предпочитал тратить время на чтение и письмо, но не на обучение. Среди его друзей детства были Луи Булье, который стал известным поэтом и брат Лоры Ле Пуатевен, позже ставшей матерью Ги де Мопассана. Во время летних каникул 1836 года на норманском морском курорте Трувиль-сюр-Мер Флобер влюбился в женщину, бывшую намного старше него, Элису Фуко, которая на долгие годы стала его молчаливой страстью и недостижимой любовью, которая вдохновляла его на творчество.
После бакалавриата Гюстав начал изучать право по настоянию своего отца………………………………………………………………….
Заключение
В исследовании проанализирована эстетическая сторона произведения французского писателя-реалиста Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Было показано, что эстетическая концепция писателя не возникла на пустом месте, а явилась определенным итогом развития эстетической мысли и художественной практики XIX в.
Для достижения поставленной в исследовании цели были решены следующие задачи:
Проанализирован творческий путь Гюстава Флобера
Сделаны выводы об истоках эстетики Флобера
Проанализированы основные художественные характеристики романа «Госпожа Бовари»
Дана оценка эстетической стороне произведения «Госпожа Бовари»
Охарактеризована суть парадоксальности эстетики Флобера на примере анализируемого произведения «Госпожа Бовари».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Экранизация Гюстава Флобера [Электронный ресурс] http://veleto.ru/all/actor/gyustav-flober/ (дата обращения 29.10.2019).
Зенкин С. «Госпожа Бовари»/ Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.
Моэм С. Флобер и «Madame Bovary»/ . Моэм С. Искусство слова. М., 1989.
Науман М. «Мадам Бовари» / Науман М. Литературное произведение и история литературы. Сб. избранных работ. М., 1984.
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1975.
Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М., 1955.
Реизов Б.Г. Гюстав Флобер./ Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. М., 1997.
Набоков В. Гюстав Флобер / Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
Многотомная серия «История эстетики в памятниках и документах». М., 1973 (в т.ч. публикации эстетических соч. Гёте, Шиллера, Шлегеля, Петрарки, Бёрка, Жана-Поля, У.Морриса, Шефтсбери, Зольгера, Гадамера, Ортеги-и-Гассета, Андрея Белого и др.)
Quinet E. La Génie des religions. Paris, 1842.
Флобер Г. Письма 1830–1861 гг. // Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. М., 1984а. Т. 1.
Карельский А.В. Гюстав Флобер / Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западноевропейских литератур. Выпуск 1. М., 1998.
Флобер Г. Письма 1862–1880 гг. // Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. М., 1984. Т. 1.
Модина Г. И. Традиции философии XVII века в мировоззрении и эстетике Флобера / Г. И. Модина // Мат-лы науч. конф. Вып. 8.- Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество. - 2000. - С. 93.
Мопассан Ги де. Этюд о Гюставе Флобере./ Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935.
Моруа А. Гюстав Флобер./ Моруа А. Литературные портреты. М., 1986.
Раскин Б. Гюстав Флобер./ Писатели Франции. М., 1964.