Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивная физическая культура представляет собой часть общей культуры, которая помогает удовлетворению потребностей учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Главной целью адаптивной физической культуры является осуществление личностного развития, помощи в самореализации физических и духовных сил, так как это необходимо для социализации и интеграции в социуме.
Адаптивная физическая культура – это творческая деятельность, имеющая своими направлениями:
- преобразование человеческой природы,
- оздоровление организма,
- воспитание личности,
- формирование здоровых привычек,
- развитие индивидуальных способностей.
Согласно Закону РФ «Об образовании», первоочередными становятся проблемы введения в сферу деятельности образовательных учреждений комплекса мер, которые направлены на обеспечение для каждого школьника соответствующих возрасту условий формирования полноценной личности.
Вышеуказанная проблема имеет большое значение как социальное, так и педагогическое при осуществлении работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе и для детей с расстройством аутистического спектра.
Аутизм известен уже более семидесяти лет, но до сих пор не создано эффективных методик медико-педагогической коррекции. Существует множество совершенно противоположных мнений в отечественной и зарубежной литературе, касаемо этиологии и лечения данного заболевания.
При этом все методики отмечают огромную роль адаптивной физической культуры в психолого-педагогической коррекции этих детей.
Аномальное физическое и психическое развитие такого ребенка требует специальных методик адаптивной физической культуры.
Цель работы: охарактеризовать методику адаптивной физической культуры для детей с расстройством аутистического спектра.
Для достижения цели решался ряд задач:
- характеристика детей с расстройством аутистического спектра,
- описание направлений адаптивной физической культуры для детей с РАС,
- рассмотрение методических рекомендаций по проведению адаптивной физической культуры для детей с аутизмом.
1Характеристика детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Аутизм у детей и его симптомы
Аутистическим спектром называют особую группу расстройств, характеризующихся врожденными нарушениями социальных взаимодействий. Данные патологии встречаются у детей достаточно часто.
Аутизм представляет собой клинический синдром, описание которого впервые сделано в 1943 году Л. Каннером.
Признаками аутизма являются следующие:
- ребенок имеет врожденную неспособность устанавливать контакт с помощью взгляда, жеста, мимики,
- для ребенка характерна стереотипность поведения, так как он имеет непреодолимое стремление к постоянству, сверх пристрастие к различным объектам, сопротивляется изменениям в окружающем мире,
Ребенку свойственны особенные реакции на раздражители,
- дети с аутизмом имеют характерную задержку развития речи, причем эта задержка не имеет связи в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития.
Расстройства аутистического спектра являются пожизненным комплексом расстройств развития, которые оказывают огромное влияние на социальные и коммуникационные способности человека. При этом человек, имеющий данную патологию, сигналы из окружающей среды воспринимает и обрабатывает не так, как другие люди, без этого заболевания[3, с.123].
Дети с такими расстройствами воспринимают мир только со своей точки зрения, при этом у них нет расстройств зрения или слуха.
Особенное восприятие проявляется в разных сферах:
- в общении,
- в поведении,
- в играх.
Такие дети имеют особенное воображение, с иными характеристиками. Таким образом, аутизм представляет собой врожденное заболевание, проявляющее как нарушение функции головного мозга и затрагивает:
- сферу общения,
- воображение,
- творчество,
- сферу коммуникаций с внешним миром,
По мнению экспертов, расстройства аутистического спектра наблюдаются у 1 % населения, причем от этого заболевания больше страдают мальчики.
Аутизм наиболее яркие проявления имеет в 3-5 лет, когда он может сопровождаться такими побочными явлениями как:
- страх,
- агрессия,
- негативизм.
В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития [6, с.156].
В России данное заболевание может быть диагностировано после трех лет, оно классифицируется как болезнь МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм».
Несмотря на то, что некоторые симптомы аутизма могут быть заметны уже в грудном возрасте, очевидные симптомы аутизма получают свои проявления к двум-трем годам. Именно в этом возрасте аутизм имеет самые яркие проявления, которые в более старшем возрасте слабеют, хотя не исчезают совсем.
Симптомы расстройств аутистического спектра проявляются в разных сферах:
- Коммуникации.
- Поведение.
- Нарушения социального взаимодействия.
Нарушения социального взаимодействия представляют собой наиболее важные симптомы данного заболевания. Ребенок с таким расстройством психики «погружен в себя». Ему не интересны игры с другими детьми, он отказывается играть с ними, ему сложно проявлять интерес к тому, о чем говорит взрослый человек, он не повторяет звуки и действия за взрослыми.
Ребенок имеет рассеянное внимание, может не заметить таких фактов как: дома ли его родители, вернулись ли они домой [8, с.165].
Другими внешними симптомами могут быть следующие:
- ребенок не хочет, чтобы взрослый включался в его игры,
- ребенок не зовет маму,
- не имеет интереса к играм других детей, особенно к играм на взаимодействие: прятки, догонялки и другие,
- не привлекают его внимание новые игрушки и книги,
- не реагирует на собственное имя,
- не улыбается в ответ на улыбку.
Ребенок с расстройством аутистического спектра может не любить поцелуи, не хочет, чтобы его брали на руки.
Особенно яркими проявлениями являются следующие:
- избегание контакта «глаза-в-глаза»
- повторение слов, не обращенных к другим,
- использование «управляемой руки» взрослого.
Яркими признаками расстройств аутистического спектра являются расстройства в поведении ребенка. Такие дети имеют ограниченность интересов, своеобразие в игровых проявлениях [9, с.178].
Дети, страдающие аутизмом имеют особенные поведенческие реакции:
- выстраивают игрушки в ряд,
- интересуются необычными предметами,
- совершают повторяющиеся действия,
- могут двигаться, взмахивая руками,
- могут раскачиваться на месте,
- могут бегать по кругу,
- разглядывают предметы, как будто «прилипая взглядом»,
- не проявляют интереса к игрушкам, но заинтересованно смотрят на обогреватель,
- Расставляют игрушки в ряд;
-вращают предметы, поднося их очень близко к лицу
- хотят съесть несъедобные предметы,
- перебирают пальцами перед своими глазами,
- раскачиваются на месте,
- щелкают выключателем.
У детей с аутизмом могут наблюдаться нарушения моторики, но они не являются определяющими в постановке диагноза «аутизм». Многие родители видят следующие нарушения в координации движений и моторике у детей с расстройствами аутистического спектра:
- нарушение оценки расстояния до предмета,
- хождение на цыпочках,
- трудности в хождении по лестнице,
- сложности при удерживании мелких предметов в руках,
- случающиеся явления повышенного слюнотечения из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти [11, с.90].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптивная физическая культура представляет собой часть общей культуры, которая помогает удовлетворению потребностей учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Главной целью адаптивной физической культуры является осуществление личностного развития, помощи в самореализации физических и духовных сил, так как это необходимо для социализации и интеграции в социуме.
Адаптивная физическая культура – это творческая деятельность, имеющая своими направлениями:
- преобразование человеческой природы,
- оздоровление организма,
- воспитание личности,
- формирование здоровых привычек,
- развитие индивидуальных способностей.
Аутистическим спектром называют особую группу расстройств, характеризующихся врожденными нарушениями социальных взаимодействий.
Признаками аутизма являются следующие:
- ребенок имеет врожденную неспособность устанавливать контакт с помощью взгляда, жеста, мимики,
- для ребенка характерна стереотипность поведения, так как он имеет непреодолимое стремление к постоянству, сверх пристрастие к различным объектам, сопротивляется изменениям в окружающем мире,
Ребенку свойственны особенные реакции на раздражители,
- дети с аутизмом имеют характерную задержку развития речи, причем эта задержка не имеет связи в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития.
Нарушения социального взаимодействия представляют собой наиболее важные симптомы данного заболевания. Ребенок с таким расстройством психики «погружен в себя».
На сегодняшний день работа по коррекции социальной адаптации детей с аутизмом не стоит на месте. Наиболее популярными методами коррекции в этом направлении являются:
- Структурированное обучение.
- Визуализированные расписания.
- адаптивная физическая культура.
Адаптивная физическая культура для детей с аутистическими расстройствами осуществляет не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи.
Развитие ребенка с расстройством аутентического спектра находится в искажении, сопряжено с системой нарушений:
- нарушение смысловой системы,
- нарушение системы, поддерживающей связь ребенка с миром.
Таким детям очень сложно применять их знания и умения в реальной жизни.
Движения у таких детей имеют определенные патологические особенности:
- стереотипность движений,
- затрудненность в формировании предметных действий и бытовых навыков,
- нарушена мелкая и крупная моторика,
- у них тяжелая походка,
- бег имеет искаженный ритм,
- дети совершают лишние движения руками,
- одноопорно отталкиваются при прыжке с двух ног.
Адаптивная физическая культура для детей с аутистическими расстройствами осуществляет не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие / С.В. Наврузов. - Томск. : ТГПУ, 2017.- 234 с.
Горская И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская. - М.: Наука, 2018.- 234 с.
Довлатов С.В. Специальная физическая культура для детей с расстройством аутистического спектра. / С.В. Довлатов.- М.: Педагогика, 2016.- 276 с.
Ерохина С. П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / С.П. Ерохина. - М.: Педагогика, 2018.- 376 с.
Евсеев С.В. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / С.В.Евсеев. - М.: Просвещение, 2016. - 125 с.
Захаров М.А. Особенности восприятия у детей с аутизмом / М.А. Захаров. - М.: Медицина, 2017 .- 238 с.
.Касаткин Л. Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у детей с расстройством аутистического спектра / Л.Ф. Касаткин. – М.: Медицина, 2015.- 267 с.
.Куракин М.А. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения / М.А. Куракин. – СПб.: Наука, 2015.- 267 с.
Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.Б. Герасимова - М.: Наука, 2017.- 156 с.
Лисовский В.А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / В.А. Лисовский. - М.: Просвещение, 2011.- 296 с.
Малушин Д.М. Игры для «детей дождя»/ Д.М. Малушин.- М.: Наука, 2017.- 281 с.
Мурзаев С.А. Использование подвижных и спортивных игр при занятиях в спортивных секциях с детьми с патологиями психического развития / С.А. Мурзаев. - М.: Педагогика. 2015.- 123 с.
.Некрасова П.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / П.А. Некрасова. - М.: Просвещение, 2016.- 234 с.
Новоселов А.В. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. Пособие / А.В. Новоселов. - М.: Просвещение, 2018.- 364 с.
Петров М.С. Теория и организация адаптивной физической культуры / М.С. Петров. - М.: Наука, 2015.- 176 с.
Романова А.А. Адаптивная физическая культура / А.А. Романова.- М.: АСТРА- ПРЕСС, 2016.- 112 с.
Рылин М.А. Методика адаптивной физической культуры для младших школьников с расстройством аутистического спектра / М.А. Рылин.-М.: Академия, 258 с.
Титов С.А. Методические рекомендации к урокам физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Титов С.А. - М.: Наука, 2017.- 198 с.
Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура» / Т.В. Федорова. - М.: Педагогика, 2018.- 265 с.
Чермянин С.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие / С.В. Чермянин. -М.: Наука, 2018.- 156 с.
Храмова М.А. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. Вузов / М.А. Храмова. - М.: Академия, 2016.- 254 с.
Цыстерова М.А. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / М.А. Цыстерова. - М.: Просвещение, 2016.- 266 с.
Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова. - М.: Просвещение, 2018.- 321 с.
Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Л.В. Шапкова. - М.: Наука, 2015.- 167 с.
Эскеров Ю.Б. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста / Ю.Б. Эскеров. - М.: АСТРА-ПРЕСС, 2015.- 312 с.
Якимова Н.А. Адаптивная физическая культура для детей с расстройством аутистического спектра. Методические рекомендации / Н.А. Якимова. - М.: Академия, 2016.- 211 с.