Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования продиктована глобальными изменениями, происходящими в общественной жизни на мировом и российском уровне. Они оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование познавательных универсальных учебных действий. Они формируются в начальном звене школы и создают возможность самостоятельного успешного присвоения новых знаний, умений, навыков, на что указано А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарским, Т.В. Облазовой, Н.А. Чулановой и др. Магистральная цель образования – научить младших школьников ставить и решать возникающие проблемы, а для этого – ориентироваться в информационном пространстве, находить, перерабатывать, использовать найденные сведения в том объеме, который необходим для саморазвития и самосовершенствования. Именно познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, а овладение умением учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся в различных областях знаний. К их числу относится предмет «Окружающий мир», благодаря которому младшие школьники узнают о флоре и фауне, местах их распространения и проч. Отношение учащегося к миру живого должно стать личностной ценностью, оказывающей влияние на мировоззрение растущего человека.
Объект исследования – процесс освоения познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками. Предмет исследования – организация проектирования и освоения познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками при изучении животных.
Цель исследования – спроектировать и реализовать систему мер, направленных на освоение познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками при изучении животных. Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «познавательные универсальные учебные действия» и описать методику проектирования в начальном звене школы;
2) выявить потенциал предмета «Окружающий мир» для формирования представлений о животных у младших школьников;
3) организовать и провести исследование уровня сформированности представлений младших школьников о животных;
4) представить опыт проектирования и освоения познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения животных младшими школьниками, обобщить результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы) и эмпирические (беседа; формирующий педагогический эксперимент; качественная и количественная оценка полученных результатов).
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в обобщении научных представлений об использовании потенциала учебной дисциплины «Окружающий мир» для формирования представлений о животных у младших школьников. Данная информация может стать полезной студентам при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания соответствующего предмета в рамках вузовского обучения.
Практическая значимость заключается в проектировании содержания системы мероприятий, направленных на освоение познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками при изучении животных. Данная информация может стать полезной учителям, работающим в начальных классах, а также при подготовке педагогов к аттестации.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 30 источников, приложения. Содержание работы проиллюстрировано двумя рисунками.
Глава I. Теоретическое осмысление проектирования и освоения познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения животных младшими школьниками
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст определяется в рамках, приходящихся на период от 6 – 7 до 10 – 11 лет, что соответствует периоду обучения в начальных классах. Данный этап является наиболее ответственным, потому что за четыре года ребенок приобретает важные социальные качества, позволяющие ему осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и людьми более старшими. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные компетенции, на основе которых осуществляется учение. Родители, школьные учителя, педагоги системы дополнительного образования стараются максимально обеспечить разносторонне развитие учащихся 1-х – 4-х классов, что объясняется «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [9, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов. Как отмечается в книге А.А. Реан [22], посвященной характеристике всех стадий взросления человека, с физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое.
На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанностей психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Однако при проведении систематической работы, направленной на регуляцию психических процессов, оно становится более подконтрольным. Об этом говорится в публикации М.К. Апетян, представившей в рамках своей статьи возрастную характеристику детей 7 – 11 лет. Она пишет о том, что одним из новообразований возраста становится произвольной внимание: это «фактор который имеет значение не только для хорошей учебы, но и для будущей жизни. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята» [3, с. 243].
Восприятие учащихся начальных классов определяется особенностями самого предмета, поэтому дети осознают то, что наиболее выпукло (ярко) выделяется на фоне других предметов, хотя и несущественно. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что школьники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Возможности памяти детей 7-ми – 11 лет очень велики, считает автор книги по психологии младшего школьника. Вместе с тем учащиеся не умеют распорядиться ею. Впрочем, дети могут безошибочно запомнить яркий конкретный материал [7]. Как и на этапе дошкольного детства, воображение младших школьников образное. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества.
Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных научных областей, на что указано в публикации Д.С. Елисеевой: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [8, с. 20].
Для младшего школьника обучение наполняется не только особой социальной значимостью, но и опосредованностью отношений со взрослыми: он перенимает образцы поведения, демонстрируемые учителями, родителями, окружающими людьми, следует правилам, общим для всех, совершенствует навык взаимодействия с людьми разных возрастов. Отношение учащихся начальных классов к самим себе положительное, потому что ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид деятельности, что поощряется и в школе, и в семье. Дети, обучающиеся в младшем звене школы, отличаются известной податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию.
Чем младше ребенок, пришедший в начальный класс (например, когда на момент поступления ему не исполнилось и 7-ми лет), тем большую старательность он проявляет в получении положительных оценок, на что его настраивали еще в детском саду. Ориентирующиеся на эту установку, многие школьники сознательно пытаются добиться хороших оценок, что дает им возможность заслужить авторитет у товарищей. Но по мере взросления начинают осознавать, что помимо старательности, должны обладать и другими социальными качествами. Это происходит приблизительно во втором – третьем классе. Так, в публикации М.Е. Сачковой [26], охарактеризовавшей особенности развития коммуникативной сферы учащихся, говорится о том, что если педагог делает особый акцент на личностных качествах, то для младших школьников особую ценность будут иметь такие черты, как дружелюбие, готовность помочь, отзывчивость.
И напротив, непричастность к общей к группе сверстников, непостоянство в дружбе, плохая учеба и дисциплина, плаксивость вызывают неприятие. Сходные выводы делает и другой автор статьи, И.Н. Минькова, также посвятившая свою публикацию особенностям межличностных отношений младших школьников. По ее наблюдениям, для детей важно