Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из наиболее существенных проблем современного общества является реализация эффективных механизмов защиты прав и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
В свою очередь, одним из приоритетных направлений правовой политики Российской Федерации выступает закрепление незыблемых конституционных основ фундаментальности прав и свобод человека, предоставленных ему по рождению. Однако на сегодняшний день при более детальном и глубоком анализе данной тематики выявляется ряд существенных проблем, не позволяющих в равной степени человеку реализовать свои права и свободы. Одним из приоритетных инструментов реализации данных механизмов выступает как раз деятельность правозащитных организаций.
Именно поэтому рассмотрение, анализ, выявление проблем и выработка потенциально эффективных рекомендаций по их устранению в рамках развития правозащитной деятельности в Российской Федерации является актуальной, важнейшей и своевременной задачей.
Сегодня в отечественной и мировой практике существует немало правозащитных организаций негосударственного характера, а также государственных уполномоченных структур. Однако, если мы говорим о российской правозащитной системе, то можем констатировать недостаточность осуществляемых функций только государственными структурами. Ведь как показывает практика, одно лишь создание и функционирование специализированных государственных правозащитных органов не приводит к повышению уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина и эффективности правозащитной деятельности. В данной связи особое место занимают негосударственные правозащитные организации, призванные своей деятельностью оказать весомое воздействие на решение вопросов защиты прав и свобод.
Исследованию проблем и основных аспектов правозащитной деятельности посвящено немало трудов зарубежных и отечественных ученых и юристов. Так, значительный вклад в исследовании правозащитной системы и системы государственной защиты внесли труды таких исследователей, как С.С. Алексеев, М.В. Мархгейм, М.В. Баглай, Е.А. Лукашева, И.Е. Фарбер и другие ученые. Также механизмы защиты прав и свобод человека рассматривали О.Н. Булаков, В.Д. Горобец, А.П. Любимов.
Таким образом, объектом исследования настоящей курсовой работы является правозащитная деятельность.
Предмет исследования – деятельность правозащитных организаций в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – выработать рекомендации по совершенствованию системы российской правозащитной деятельности.
Для достижения поставленной цели был сформирован ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть понятийно-категорийный аппарат правозащитной деятельности и ее ключевые характеристики;
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования деятельности правозащитных организаций;
3. Описать деятельность правозащитных организаций в мировой практике;
4. Рассмотреть и проанализировать тенденции и перспективы развития правозащитной деятельности в Российской Федерации, в частности рассмотреть практические аспекты деятельности отечественных правозащитных организаций;
5. Выявить основные проблемы при реализации правозащитной деятельность и выработать возможные, потенциально эффективные пути их решения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-правовые основы правозащитной деятельности
1.1. Ключевые характеристики и нормативно-правовое регулирование правозащитной деятельности в России
По состоянию на сегодняшний день множеством ученых и исследователей даются все возможные определения правозащитной деятельности. К примеру, А.Н. Кокотов определяет правозащитную деятельность как специальный вид деятельности, осуществляемый уполномоченными компетентными субъектами, оказывающими в контексте правозащитного производства специализированную юридическую помощь для устранения соответствующих проблем в области защиты и реализации прав и свобод человека .
На основании другого определения правозащитная деятельность может быть охарактеризована как систематическая работа всевозможных субъектов правозащитной структуры, которая имеет своей целью восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Можно с уверенностью сказать, что весь спектр существующих определений имеет ряд общих черт, среди которых, к примеру: целенаправленная деятельность уполномоченных структур, защита и восстановление прав и свобод человека и гражданина. Так, правозащитная деятельность может быть определена в качестве специализированной, систематической работы государственных и негосударственных субъектов правозащитной системы, ориентированной на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также их восстановление в случае нарушения. Совершенно логично, что внутреннее содержание такого вида деятельности направлено на достижение положительных изменений не только в конкретных ситуациях, но и в общей структуре эффективности реализации прав, свобод и законных интересов человека с целью общих преобразований в структуре общественных отношений и государства в целом.
Правозащитная деятельность в обязательном порядке требует привлечения соответствующего комплекса средств и механизмов реализации, в частности, государственные органы должны опираться при реализации необходимых мероприятий на нормы и правила, закрепленные в Конституции и иных законодательных актах. То есть, подразумевается осуществление правозащитной деятельности посредством методов, закрепленных и предоставленных субъектам правозащитной деятельности Конституцией, Федеральными законами и нормативно-правовыми актами отдельных субъектов Российской Федерации.
Как правило, нормативно-правовое регулирование правозащитной деятельности и иной смежной с ней в любой стране опирается на соответствующие нормы международных регламентов.
Так, особого внимания с этой точки зрения заслуживают Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международная конвенция о запрете всех форм дискриминации и другие. Каждый из обозначенных документов в той или иной мере декларирует и закрепляет основные принципы цивилизованного поведения в обществе с учетом общепринятых нравственных и моральных норм. В основе таких документов и соответственно правозащитной деятельности находятся следующие аспекты:
Честь, достоинство каждого члена общества, равенство и неотъемлемость прав составляют основу свободы, справедливости и всеобщего мира;
Необходимость охраны прав и свобод человека властью закона;
Необходимость содействия дружественным отношениям между народами и другое.
В рамках рассмотрения международного регулирования правозащитной деятельности можно обратить внимание на документы межгосударственных организаций, к примеру, резолюции и конвенции Международной организации труда, конвенции «О свободе ассоциаций и защите права на организацию». В данном контексте необходимо подчеркнуть, что организации в области защиты прав могут быть государственными и негосударственными (неправительственными). Если с точки зрения функций, норм и правил организации деятельности государственных структур все очевидно и закономерно, то в отношении негосударственных структур отмечаются свои особенности.
Так, в настоящее время можно судить о том, что статус правозащитных организаций (именно неправительственных) законодательно не определен. Существующие при этом Федеральные законы № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 и №82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 не позволяют говорить о необходимом и достаточном регулировании деятельности организаций в области защиты прав. Это обусловлено тем, что вышеуказанные нормативные акты имеют общее значение и посвящены аспектам деятельности некоммерческих организаций как таковых, без соответствующей специализации и разграничения предметной области: они не уделяют внимания существующим особенностям и отличительным чертам института защиты прав.
Помимо этого, отсутствие специализированного нормативно-правового акта в области регулирования статуса и принципов деятельности правозащитных организаций, разграничения ответственности, прав и обязанностей участников влечет отсутствие прозрачности деятельности, неясность, возможное недоверие со стороны граждан и сложности в оценке эффективности соответствующей правозащитной деятельности.
Говоря об отечественной законодательной базе относительно аспектов регулирования правозащитной деятельности, следует отметить первостепенную роль Конституции Российской Федерации, а именно ее 1 и 2 глав. На основе Конституции также были разработаны не только упомянутые ранее законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», но и № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года. Также важно отметить существующий указ Президента РФ № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию граж