Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена значимостью литературы как учебного предмета в формировании самостоятельной и творчески мылящей личности, обладающей высокой духовной культурой, ориентированной на постоянное развитие путем систематического ознакомления с содержанием различных источников: периодических изданий, художественных произведений и проч. Формирование квалифицированного, эстетически восприимчивого читателя, умеющего ориентироваться в многообразии отечественной и мировой литературы, понимающего, способного грамотно, интересно, эмоционально выражать впечатления и мысли в устной и письменной форме – одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Вместе с тем, как показывает знакомство со статьями педагогов-словесников, учителям, работающим с поколением Z, буквально не выпускающем из рук гаджеты, достаточно сложно обучать «цифровую молодежь, привыкшую выхватывать из текста суть и не вникающую в подробности.
Отсюда возникает противоречие между требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к развитию школьников средствами литературы и наличной ситуацией. Данное обстоятельство порождает проблему: как сформировать компетентного читателя на уроках литературы? Нам видится, что решение проблемы возможно благодаря обращению к возможностям образовательных технологий, одной из которых является игровая. Ее использование позволяет превратить изучение той или иной темы в яркое, запоминающееся событие, что становится особенно важно для уроков литературы. Придать современный характер играм могут интернет-ресурсы: с детства погруженные в мир виртуальных технологий, школьники тогда будут чувствовать себя в родной стихии.
Степень разработанности научного вопроса. Сущность и принципы применения игровых технологий раскрыты в работах Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимовой, Я.М. Бельчикова, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, С.А. Габрусевича, Л.Л. Графовой, Д.Н. Кавтарадзе, А.М. Князева, В.Б. Кузова, С.Д. Неверовича, П.И. Пидкасистого, И.Н. Сыроежкина, Е.А. Хруцкого и др. Концепции информатизации общества и образования раскрыты в трудах А.А. Андреева, В.П. Беспалько, А.Е. Войскуновского, Б.С. Гершунского др., В.Я. Ляудис, Е.С. Полат и др.
Объект исследования – процесс литературного развития школьников.
Предмет исследования – использование игровых технологий на уроках с привлечением интернет-ресурсов в процессе литературного развития школьников.
Цель исследования – разработать и реализовать систему мер, направленных на литературное развитие школьников, с использованием на уроках игровых технологий с привлечением интернет-ресурсов.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «интернет-ресурсы»;
2) осмыслить особенности использования игровых технологий на уроках литературы;
3) описать опыт использования игровых технологий на уроках литературы с привлечением интернет-ресурсов.
Методы исследования: теоретические (анализ источников по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (опрос, формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Содержание работы проиллюстрировано двумя таблицами и двумя рисунками.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1.1 Интернет-ресурсы: понятие и характеристика
Современный человек живет в условиях такой реальности, в которой ведущую роль играет электронная коммуникация. Какую сферу ни возьми – финансовые биржи, больницы, аэропорты, банки, магазины – везде используется Интернет. Становится очевидным: он стал частью повседневной практики. Система образования не может не реагировать на вызовы времени: еще в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стартовала программа по подключению российских школ к глобальной Сети. С этого времени образовательные организации стали использовать в обучении интернет-ресурсы. В контексте сказанного в рамках настоящего параграфа будет раскрыто понятие интернет-ресурсов и перечислены его основные характеристики.
Несмотря на общепринятый характер употребления слова «интернет», оно до сих пор не имеет однозначного истолкования. Ознакомившись со словарно-справочной литературой, монографиями, отдельными публикациями, можно увидеть: определение является дискуссионным на протяжении нескольких десятилетий. Смысл полемики заключается в том, что, определяя значение, большинство исследователей связывают содержание слова с компьютерной, Всемирной либо глобальной коммуникационной сетью, в чем, к примеру, можно убедиться при знакомстве со статьями в словарях. Так, в «Большом словаре иностранных слов» предложено следующее определение «Всемирная информационная сеть» [7, с. 241].
В «Научно-техническом энциклопедическом словаре», размещенном на Федеральном портале «Российское образование», понимание интернета связывают со «Всемирной коммуникационной системой, состоящей из сотен небольших компьютерных сетей, связанных между собой телефонными системами» [8, с. 162]. В современном экономическом словаре, составленном Б.А. Райзбергом, сказано, что под интернетом необходимо понимать: «глобальную компьютерную сеть, дающую доступ к емким специализированным информационным серверам и обеспечивающую электронную почту» [11, с. 36]. В энциклопедическом словаре, изданном под редакцией Г.И. Степанова, указано, что интернет – это «всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и правительственных организаций, образовательных учреждений, благотворительных организаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также коммерческих предприятий, которые предоставляют частным лицам доступ к сети» [16, с.187].
Даже небольшое количество определений позволяет сделать вывод о том, насколько разнится их содержание. Вместе с тем, несмотря на разницу в подходах к объяснению, нетрудно установить сходство в понимании сути интернета как глобального коммуникационного пространства, существующего благодаря технической составляющей. Истолкование содержания искомого слова дает возможность перейти к следующему этапу работы, в рамках которого мы рассмотрим, что следует понимать под ресурсами. Обратившись к тексту «Большого толкового словаря русского языка», составленного С.А. Кузнецова, увидим: заимствованное из французского, ресурсы – это «запасы, средства, которые используются при необходимости» [2, с. 1119].
Говоря о понятии «интернет-ресурс», стоит подчеркнуть, что в настоящее время существует большое количество определений, как достаточно объемных, так и совсем коротких. Например, в учебно-методическом пособии Р.Н. Абалуева, который посвятил свою работу вопросам использования интернет-технологии в образовании, сказано: интернет-ресурсы – это «вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных по вопросам помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления» [1, с. 9]. Еще одно определение мы нашли в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2007: интернет-ресурсы – это «элемент сети Интернет, например, веб-страница, почтовый сервер или поисковая машина» [9]. Иное содержится в учебном пособии В.М. Домненко, автор которого пишет о создании образовательных интернет-ресурсов. В обозначенном источнике поясняется: интернет-ресурсы – это «информационные ресурсы в электронном виде, доступные через Интернет» [4, с. 8]. Уточняется, что интернет-ресурсы нужно связывать не только с текстовыми документами, но и со звуковыми, графическими, видео и программными модулями. Н
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: учеб.-метод. пособ. / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьев, Н.И. Бойко и др. Ч.3. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012. с. – 162 с.
2) Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2013. – 1536 с.
3) Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе: монография. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 285 с.
4) Домненко В.М. Создание образовательных Интернет-ресурсов: учеб. пособ. / В.М. Домненко, М.В. Бурсов. – СПбГИТМО, 2012. – 104 с.
5) Корчагин П. В. Интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе учебного заведения // Молодой ученый. – 2015. №12. – с. 755-757.
6) Курилова Е.А. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы // Педагогика online: сетевое издание. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru/. – Дата обращения: 31.10.2019.
7) Москвин А.Г. Большой словарь иностранных слов / А.Г. Москвин. – М.: ИДДК, 2017. – 613 с.
8) Научно-технический энциклопедический словарь: Российское образование: Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/. – Дата обращения: 21.10.2019.
9) Национальный Стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2007 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52872-2007. – Дата обращения: 30.10.2019.
10) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ИЭТ, 2013. – 268 с.
11) Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 479 с.
12) Уминова Н.В. Игровые технологии на уроках литературы в старших классах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. № 3(37). – с. 31-34.
13) Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: коллективная монография / Под ред. Л.Н. Дмитриевской. – М.: Московский институт открытого образования, 2010. – 496 с.
14) Хачикян Е.И. Использование игровых технологий на уроке литературы //Учитель и время. – 2013. № 8. – с. 206-212.
15) Шевцова Л.И. Методика преподавания литературы: учебно-методический комплекс. – Витебск: ВГУ, 2019. – 135 с.
16) Энциклопедический словарь / Под ред. Г.И. Степанова. – М.: Децима, 2017. – 623 с.