Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Следует выделить проблему воспитания ребенка в семье с официальным или латентным
разводом родителей, в которых ребенок часто чувствует себя отверженным, превращается в
средство манипуляции для родителей.
Мы рассмотрели некоторые факторы, позитивно и негативно влияющие на межличностные
отношения детей и родителей. Далее обратимся к анализу понятия «взаимоотношения». Данный
термин относится к одним из наиболее часто употребляемых и в то же время является
относительно сложным в определении.
3
Психологический словарь трактует данное понятие как «субъективно переживаемые взаимосвязи
между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний,
оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Ученые
выделяют четыре типа межличностных отношений: пара; семья, включающая сложные
межпоколенные и внутрипоколенные взаимодействия; отношения между коллегами и дружба.
Личность способна формироваться, развиваться, обогащать свой духовный мир, только
взаимодействуя с другими людьми. Иными словами, благодаря межличностной коммуникации и
социальному окружению происходит процесс социализации – принятия и усвоения определенной
системы ценностей и норм, позволяющей индивиду функционировать в данном обществе.
Предмет: Детско-родительские отношения.
Объект: Детско-родительские отношения и субъектные характеристики подростка.
Цель: рассмотреть детско-родительские отношения и субъектные характеристики подростка
Задачи:
1. Рассмотреть понятие детско-родительских отношений
2. Выделить особенности характеристики подростка
3. Разработать рекомендации
Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений и субъектные характеристики
подростка
1.1 Понятие детско-родительских отношений
Проблемы межличностных отношений много раз поднимались исследователями в разных
контекстах. Они представляют важное исследовательское поле для педагогов, психологов,
социологов при разностороннем изучении личности. Это связано с тем, что определение основ
формирования тех или иных качеств индивида невозможно без рассмотрения его в контексте
различных межличностных отношений: семейных, трудовых, этнических и т. д.
Отдельным блоком можно выделить межпоколенные конфликты, причиной которых является
расхождение в жизненных позициях родителей и подрастающих детей – консервативное и
современное видение мира. Эта проблема много лет не теряет своей актуальности, однако в
условиях современного стремительного техногенного и информационного развития общества она
приобретает все более острый характер.
Существуют различные подходы к осознанию этого явления: одни исследователи рассматривают
изменение семьи и межличностных отношений детей и родителей как естественное
положительное развитие семейных отношений [2], другие видят в этой проблеме деструктивные
процессы [3].
4
Подобные конфликты транслируются через отсутствие уважения со стороны детей, которое
проявляется в потере авторитетности мнения родителей; отсутствие постоянной коммуникации,
которое становится проблемой как для детей, так и для родителей, и приводит к обоюдному
непониманию, обидам, чувству непонятости; моральное и физическое давление родителей на
детей и наоборот. Немаловажной проблемой современных семей является также отсутствие у
родителей возможности использовать в воспитании своих детей опыт предыдущих поколений.
Семья сегодня является нуклеарной, дети уезжают от родителей и часто создают семьи вдали от
них. Однако возможность регулярного общения с бабушкой и дедушкой играет огромную роль в
развитии ребенка: так происходит передача семейных традиций и ценностей, богатого
жизненного опыта, ребенок осознает свою принадлежность к большой и крепкой семье [4].
Среди теорий, рассматривающих проблемы взаимоотношений индивидов и социума, можно
выделить психоаналитическую теорию З. Фрейда, теорию социального обмена Дж. Хоманса и П.
Блау, когнитивный подход Ф. Хайдера и Т. Ньюкома, теорию управления впечатлениями Э.
Гоффмана, теорию символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера. З. Фрейд видел
огромное влияние детских впечатлений на будущие отношения ребенка: это выражается в
представлениях о том, какое поведение демонстрировали его отец и мать [5].
Семья является той социальной системой, которая оказывает наибольшее влияние на
становление и развитие личности. Индивид учится социальному взаимодействию и вырабатывает
определенные коммуникативные образцы поведения именно в ходе общения с членами семьи.
Поэтому процесс социализации во многом зависит от специфики общения родителей и ребенка.
Согласно Дж. Уотсону, индивид обладает минимумом биологических врожденных качеств, а его
становление и развитие в большей степени зависят от социальной среды [6].
На ранней стадии ближайшей средой ребенка выступают родители и другие взрослые члены
семьи. Эта среда поставляет определенный стимул, побуждающий ребенка к тем или иным
действиям, т. е. стимулы являются своеобразными «раздражителями». Эти раздражители
выступают главными факторами, влияющими на развитие ребенка.
Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау была изначально разработана для изучения
мотивов и стимулов, детерминирующих взаимодействие индивидов в экономических
отношениях. Данный подход рассматривает взаимодействие детей и родителей в качестве
субъектов духовного и материального обмена. По Дж. Хомансу, межличностные отношения – это
взаимодействия индивидов, детерминируемые стремлением уравновесить вознаграждения и
затраты, а социальная коммуникация индивида предопределяется некоторыми
закономерностями, носящими универсальный характер [7].
Согласно гуманистической теории А. Адлера, результат воспитания важен не только для самих
родителей, но и для всего общества в целом. Особенно значима специфика отношений между
супругами, основанная на солидарности и взаимоуважении, а во внутрисемейных
взаимоотношениях подчеркивается равенство родителей и детей в области прав и
ответственности.
Таким образом, гуманистическая теория акцентирует необходимость формировать у детей
важные социальные качества, присущие взрослым, – ответственность, уважение других и
выполнение обязанностей. Для того чтобы дополнительно описать состояние межличностных
отношений детей и родителей, рассмотрим теории символического интеракционизма Дж. Мида и
управления впечатлениями Э. Гоффмана. Символический интеракционизм [8]
5
как научная концепция складывался на основе влиятельных психологических направлений, одним
из которых является бихевиоризм. Символический интеракционизм базируется на положении, что
любая форма коммуникации индивида сводится к общению. Индивиды не просто реагируют на те
или иные социальные символы, а придают им определенные значения, тем самым интерпретируя
эти символы.
Из этого следует, что личность реагирует не только на действия других, но и на их намерения [9].
Дж. Мид рассматривал межличностные отношения как процесс, направленный на получение и
обмен информацией [10]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаленцева А.С., Корюкин И.А. Дистанционная психологическая помощь подросткам /
Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде Материалы VII
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией
М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. 2018. С. 119-121.
2. Абдурахманова З., Ибрагимова Л.А. Психологическое консультирование подростков /
Развитие правового сознания в образовательном пространстве Материалы 4-ой Международной
научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы Д.М. Даудова, Д.К.
Аминова, М.М. Асильдерова. 2017. С. 24-30.
3. Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога.//Под ред. И.В.
Дубровиной. М.:МПА, 1995
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX
столетия: Теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное
использование и злоупотребление. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
6. Арпентьева М.Р. Трудные ситуации психотерапии и психологического консультирования
подростков и юношей / Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии Материалы
Всероссийской научно-практической конференция с международным участием, посвященной
памяти профессора М.Я. Цуцульковской. 2015. С. 40-46.
7. Бажин А.С., Светайло Р.В. Особенности психологического консультирования подростков с
сексуальными проблемами / Современный педагогический взгляд. 2019. № 5 (30). С. 35-51.
8. Бакшиханова С.С., Тудупова Т.Ц. Разработка психообразовательной программы для
подростков с расстройствами эмоций и поведения / Мир науки. 2018. Т. 6. № 3. С. 63.
9. Бекетова Е.А. Особенности психологического консультирования подростков "группы
риска" / Научный форум: инновационная наука сборник статей по материалам III международной
заочной научно-практической конференции. 2017. С. 5-9.
10. Белявский И.Г. Историческая психология: Методология исследования и перспективы
развития. - К. - Одесса, 1991.
6
11. Бережная А.М. Особенности психологического консультирования подростков /
Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании:
психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2016. № 4. С. 88-93.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди,
которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.
13. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. Уч. пособие для
студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.
14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. унта, 1982.
15. Бодалев, А. А. Общение и формирование личности школьника / А. А. Бодалев. - М. : Эксмо,
2005. - 305 с.
16. Болотова О.В. Психологическое консультирование подростков и родителей по проблемам
межличностных отношений / Проблемы развития полиэтничного региона: социальнополитические и психологические контексты материалы одноименной подсекции III ежегодной
научно-практической конференции преподавателей и студентов Северо-Кавказского
федерального университета. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2015. С.
21-24.
17. Боязитова Т.Д. Актуальные вопросы психологического консультирования детей,
подростков и их родителей / Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее Сборник
научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной
110-летию со дня рождения Ф. Дольто. Под ред. М.М. Решетникова. Санкт-Петербург, 2019. С. 199-
205.
18. Бурменская Г.В. Возрастнопсихологический подход в консультировании родителей по
вопросам психического развития и психологического благополучия детей и подростков / Мир
психологии. 2017. № 2 (90). С. 231-242.
19. Верёвкина Н.О. Психологические науки консультирование родителей и подростков с
признаками суицидального поведения / современные формы, методы и технологии в педагогике
и психологии сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 24-26.
20. Гаврилина Д.С. Психологическое консультирование подростков и родителей по
проблемам межличностных отношений / Психология XXI века: интеграция науки, образования,
бизнеса Материалы второй Всероссийской студенческой научной Интернет-конференции. Общая
редакция: Н.И. Медведева, Т.А. Майбород, Г.В. Строй. 2015. С. 13-16.
21. Горбатюк Р.В. Современные подходы в психологическом консультировании подростков /
проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике сборник статей
Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 19-22.
22. Двинин А.П., Романченко И.А. Диагностика и психологическое консультирование
подростков с расстройствами личности / Комплексная психологическая помощь в образовании и
здравоохранении материалы 8-й научно-практической конференции. 2018. С. 34-36.
23. Двинин А.П., Романченко И.А. К проблеме диагностики и психологического
консультирования подростков с расстройствами личности / Комплексная психологическая помощь
в образовании и здравоохранении Материалы 6-ой научно-практической конференции с
международным участием. Российский государственный педагогический университет им. А.И.
Герцена, Центр психолого-педагогического сопровождения Адмиралтейского района Санкт-
7
Петербурга; оргкомитет конференции: А.Н. Алехин, Т.И. Антонова, Е.П. Кораблина, И.А.
Романченко, Л.В. Тимошенко. 2016. С. 43-45.
24. Двинин А.П., Романченко И.А. Психологическое консультирование подростков с
расстройствами личности / Комплексная психологическая помощь в образовании и
здравоохранении Материалы VII научно-практической конференции с международным участием.
2017. С. 37-39.
25. Домашенкина А.С., Ярославцева И.В. К проблеме психологического консультирования
подростков, страдающих ожирением / Проблемы теории и практики современной психологии
материалы XVI ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической
конференции. Иркутский государственный университет. 2017. С. 372-373.
26. Жмурин И.Е., Григорьев С.М., Трофимова А.П. Анализ взаимосвязи мотивов выбора
профессии и статуса профессиональной идентичности у старших подростков / Человеческий
капитал. 2018. № 11-2 (119). С. 192-197.
27. Захарченко А.О. Комплексный подход в психологической работе с семьей подростка /
Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2018. № 13. С. 38-44.
28. Иванов Д.В., Краснова А.А. Психологическая профилактика аддиктивного поведения
подростков средствами группового консультирования / Современная наука: актуальные
проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 2 (89). С. 48-53.