Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенность современного мира в том, что он меняется все быстрее и быстрее. Каждые десять лет количество информации в мире удваивается. В результате знания, приобретенные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в исправлении, а результаты обучения приобретают форму не конкретных знаний, а способности к обучению, которая сегодня становится все более востребованной. Исходя из этого ФГОС определяется как результат как субъекта, так и личности, и мета-субъекта, составляющего универсальные образовательные мероприятия (УУД) в соответствии с программой их развития на уровне общего базового образования. Важнейшей задачей современной системы образования является создание всеобщего образования, которое дает учащимся возможность учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Все это достигается за счет сознательного, активного приобретения школьников с опытом. Кроме того, знания, навыки и способности (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих типов целевых действий, т.е. они формируются, применяются и поддерживаются в тесной связи с активными действиями самих школьников. Логика разработки универсальных педагогических мер, которая помогает ученику буквально понять необъятность, основана на логике А.Г. Асмолова: от действия к мышлению [1].
Актуальность рассмотрения данной проблемы в связи с тем, что уровень их развития существенно способствует решению проблемы повышения эффективности и качества образования, определяет успех всей последующей подготовки, поскольку его польза будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», но насколько «взято» он способен применить на практике. Следует выделить группу нормативных универсальных образовательных действий, поскольку они являются основой для формирования компетентности в общении, в том числе сознательной ориентации учащихся на положение других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в членах общества, владеющих универсальной образовательной деятельностью, в том числе нормативной, в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и недостаточным количеством методических разработок и рекомендаций по формированию. разработка универсальных образовательных мероприятий для учащихся начальных классов, в частности на уроках информатики. Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: как нужно планировать и проводить уроки информатики в основной школе, чтобы они способствовали развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся.
Выводы по главе 1
Изучив теоретические основы развития универсальной образовательной деятельности в начальной школе, мы пришли к следующим выводам:
Развитие личности в процессе обучения обеспечивается, прежде всего, за счет формирования УУД, которые составляют основу образовательного процесса. Владение учащимися УУД - это способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта.
В соответствии со стандартом образования страны выпускники начальной школы должны проводить познавательную, нормативную, коммуникативную и личностную образовательную деятельность, основанную на их основных и дополнительных предметах, а также внешкольную деятельность, которая является основой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими обучение.
Выводы по главе 2
Подводя итог, отметим, что в результате проделанной работы были установлены этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения: установочно-диагностический…….
Заключение
Были определены требования нормативных документов (ООО «ФГОС», примерная программа начального образования для детей начальной школы), в соответствии с которыми должна быть сформирована общая базовая образовательная программа, а также внеклассные мероприятия должны включать личное, познавательное, коммуникативное и неформальное образование. официальное всеобщее образование.
Анализ технологий обучения показал, что использование таких технологий, как организация образовательного сотрудничества, выявление проблемного обучения, оценка успеваемости, проведение дискуссий и обучения, а также технологии способствуют формированию всеобщего образования, направленного на повышение способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствование через осознанное и активное назначение новых для развития социального опыта.
Проектная деятельность с внедрением междисциплинарных «жизненных задач» является фундаментальным методом формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий, в которых школьники лично заинтересованы в результатах обучения.
После изучения теоретических основ формирования и развития всеобщего образования в начальной школе была разработана и апробирована система задач для формирования всеобщего образования (на примере группы регулятивных) в начальной школе. Разработанная система задач сопровождается описанием методических рекомендаций по их применению в реальной школьной учебной практике школы. Таким образом, разработанная система заданий может использоваться непосредственно преподавателем на уроках информатики и стать основой для создания собственных учебных материалов.
На основе анализа научно-методической литературы, проведенных опросов определены особенности методики обучения программированию, выявлены основные ее особенности для развития регулятивных учебных действий. Во-первых, развитие регулятивных учебных действий должно быть поэтапным и основываться на полученных в ходе диагностики результатах; во-вторых, развитие регулятивных действий должно быть на каждом уроке; в-третьих, следует обратить внимание на взаимоконтроль и самоконтроль в процессе решения задач. Кроме того, следует учитывать, что обычно у обучающихся плохо развиты действия планирования и коррекции, на них нужно обратить особое внимание.
В соответствии с выделенными особенностями развития и оценки регулятивных универсальных учебных действий на уроках информатики предлагается использовать в качестве основополагающего подхода системно-деятельностный и следующие методы обучения: задачный метод, метод проблемных ситуаций, кейс-метод, проектные задания, проектное обучение.
Созданные элементы методики обучения программированию были апробированы на базе МБОУ СОШ №25 г. Владимир. Было проведено 20 уроков. Всего в опытно поисковой работе участвовало 29 обучающихся. Класс был разбит на две группы по 15 и 14 человек. По уровню обученности обе группы однородны, средний балл в контрольной группе - 3,9; а в экспериментальной - 4,0.
Сравнение результатов входного и выходного тестирования по определению уровня развития регулятивных универсальных учебных действий показало, что начальный уровень был примерно одинаковым, а конечный - стал различаться. В экспериментальной группе не осталось обучающихся с низким уровнем развития регулятивных универсальных учебных действий, а высокий уровень возрос на почти на 30% (рисунок 5).
Таким образом, результаты опытно-поисковой работы позволяют заключить, что применение предложенной методики обучения программированию обеспечивает повышение уровня развития регулятивных универсальных учебных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреевой. - М .: Аспект Пресс, 2013 .-- 368 с.
2. Асмолов А.Г. Воспитание универсальной образовательной деятельности в начальной школе «От действия к мышлению»: Система задач / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская. -М. : Образование, 2013 .-- 159 с.
3. Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ: Учебная программа / Л.Л. Босова. Студенческое издательство - М. Бином. 2014 - стр. 158-161.
4. Веракса, Н.Е. Модель позиционного обучения для студентов / Н.Е. Веракса.- М .: Вопросы психологии. - 2015. - № 3. С. 57-59.
5. Водянский, А.А. Общие образовательные стандарты: стратегия и тактика инноваций / А.А. Vodyansky. -М. : Народное образование. - 2015 .-- с.124-131.
6. Воробьева О.Я. Коммуникационные технологии в школе / О.Я. Воробьев. - М .: Учитель, 2017 .-- 144 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.С. Выготский.- М .: Человечество. Ред. Центр ВЛАДОС. 2016 - стр. 49-52.
8. Губарева, Е.И. Воспитание универсальных образовательных мер среди учащихся начальной школы / Е.И. Губарева. -М. Просвещение. 2013 - стр. 223-225.
9. Дудник, О.В. Воспитание коммуникативной компетентности в свете новых требований к учебному процессу / О.В. Анжелика -
10. Емельянова, В.В. Воспитание информационных компетенций в информатическом образовании / В.В. Емельянова. -М. Просвещение. 2014 год - 96 с.
11. Жиркова, В.С. Методы и приемы формирования коммуникативной универсальной образовательной деятельности в информатике образования / В.С. Жиркова. - М .: Молодой ученый. - 2014. - № 6 - с. 88-91.
12. Загвоздкин В.О. Стандарты второго поколения / В.О. Загвоздкин. - М .: Государственное образование. - 2013. - № 7. - С. 9 - 20.
13. Зайцев, В.В. Формирование ключевых компетенций у студентов средствами информатики / В.В. Зайцев.- Сельская школа. - 2018.с.66-70.
14. Квашенникова, Л.В. Условия и средства обучения HUD по информатике в начальной школе / Л.В. Kvashennikova. - М .: Образование - 2014 - с. 23-27.
15. Ковылева, Р.Е. Роль деятельностного подхода в организации студенческой групповой работы »/ Р.Е. Kovyleva. -М. : Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2018.-№3. - с 7-11.
16. Колегова, И.В. Электронный справочник "Научно-исследовательская деятельность студентов" [Электронный ресурс] / И.В. Колегова // Интернет-адрес: http://nsportal.ru
17. Кудрявцева, Н.Г. Подход системной активности как механизм реализации нового поколения ГЭФ / Н.Г. Кудрявцева .- Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 78-79.
18. М .: Тренировка с 2013 года - 88 с.
19. Михеева Ю.В. Преподавание с позиции образования универсального образования / Ю.В. Михеева // Статья, 2013 .-- с. 4-6.
20. Осипова, Н.В. Показатели образования для всеобщего обучения студентов / Н.В. Осипова. - Администрация начальной школы. - 2010. - № 10.
21. Пахомова Н.Ю. «Метод образовательного проекта в образовательном учреждении». Пособие для преподавателей и студентов учебных заведений / Н.Ю. Пахомова. - М .: Аркти, 2012. -с. 36-39.
22. Песняев, Н.А. Образовательный диалог - средство воспитания студентов уд / у.А. Pesnyaeva. -М. : Управление начальной школы. - 2014. - № 7.
23. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у студентов / С.Ю. Прохоров. -М. : Управление начальной школы. - 2013. - № 8.
24. Рубцов В.В. Дизайн школьной среды / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2012.
25. Савенков А.И. Содержание и организация научно-исследовательской подготовки студентов / А.И. Савенков // - М .: «Сентябрь», 2015. - С. 204.
26. Саркисова И.И. Методы учебного оборудования для развития УУД / И. И. Саркисова-М .: Справочник заместителя директора школы. - 2012.- № 3.
27. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.А. В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2018
28. Ступницкая, М.А. Проектная деятельность в школе / М.А. Ступницкая, В. А. Родионова - школьный психолог. - 2014. - № 46.- С. 14-16.
29. Трофилова, Т.Г. Метод проектов глазами студентов / Т. Г. Трофилова.- Информатика и образование. - 2013 г. - с. 46-47.
30. Хомякова Д.А. «Методология формирования мета-умений учащихся начальной школы в решении задач информатики / Д. А. Хомякова». Вестник лаборатории математического и научного образования и информатики: материалы международной научно-практической конф., - М .: Wissenschaftlicher Buchverlag, 2012. - с. 344-347.
31. Якимов Н.А. Дизайн и исследования учащихся начальной школы / Н. А. Якимов - Научно-исследовательская работа учащихся. - 2016. № 1 - с 48-51.