Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема
становления профессионала на протяжении истории развития
психологического знания занимала отдельное место среди многообразия
изучаемых феноменов. Вначале ХХ в., когда процесс исторического развития
напрямую подошел к изменению понимания профессионализма в обществе,
изучение развития профессионализма личности как психологического
феномена приобрело новое звучание.
Профессиональное становление представителей конкретной
специальности происходит не в изолированной социальной среде. Поэтому на
процесс и результат данного становления оказывают непосредственное влияние
конкретные условия и факторы. Одной из задач психолого-акмеологического
сопровождения профессионального становления является учет и
прогнозирование оптимальных акмеологических условий и факторов.
Традиционная акмеологическая наука рассматривает закономерности,
условия и факторы, обеспечивающие высший уровень достижений зрелых
людей в какой-либо профессиональной деятельности (педагогической,
инженерной, медицинской и т.п.). Однако A.A. Деркач, Л.Э. Орбан и другие
ученые отмечают, что развитие профессиональных умений и навыков,
приобретение социально-нравственного опыта, являющихся неотъемлемыми
4
показателями мастерства и профессионализма, закладываются в период
становления специалиста в профессиональном учебном заведении.
Степень научной разработанности проблемы. Особую фундаментальноприкладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она
получила признание и успешно развивается. Одним из первых идею изучения
человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В. М.
Бехтерев. Он создал школу, которая занималась решением этой проблемы. В
последующем С. Л. Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как
совокупность всех внутренних условий. Они расценивались им как иерархия
низших и высших специфических свойств, избирательно и активно
взаимодействующих с внешними условиями.
В концепциях профессионального становления личности В. А. Бодрова,
Е. М. Борисовой, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. В. Митиной,
Ю. В Поваренкова признается разнонаправленность изменений личности в
процессе длительного выполнения профессиональной деятельности.
Объектом исследования является особенности развития
профессионализма личности.
Предметом исследования является акмеологический подход в личности.
Цель курсовой работы – рассмотреть объективные и субъективные
факторы достижения вершин профессионализма.
Задачи:
- определить профессионализм личности ;
-проанализировать акмеологические факторы и условия
профессионального становления личности;
- рассмотреть «Акме» как вершину личного и профессионального
развития личности;
- выявить категории акмеологии как основы изучения и развития
профессионализма.
5
Методологические основы исследования составляют труды
отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории
и методологии в сфере психологии.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. Психологические особенности развития профессионализма
личности
1.1.Профессионализм личности
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта
труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и
личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма,
адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные
ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста[5, c 79].
Акмеология за основу учений о личности взяла концепции Ананьева.
Акмеология решает задачу совершенствования личности но не ради развития, а
для того чтобы личность сумела раскрыть свой потенциал в любых сложных
условиях. Но личность ответственна за свое развитие и
самосовершенствование, поэтому личность должна сама определяться и
вырабатывать степень своей зрелости. Внутренние детерминанты играют
важную роль, хотя в совершенствовании личности высвобождаются
внутренние потенциальные возможности человека.
Профессионализмом является профессиональное мастерство, степень
овладения человеком профессиональными навыками. Следовательно, высокий
6
профессионализм – это глубокое овладение профессией, высокое мастерство,
высококачественное, высокопрофессиональное исполнение.
Человеку высокий профессионализм позволяет достигать значительных
качественных, количественных результатов трудовой, предпринимательской
деятельности при меньших затратах физических, умственных сил благодаря
использованию рациональных приемов выполнения поставленных заданий.
Профессионализм специалиста проявляется не только в его практическом
мастерстве, но и в его творческой активности, систематическом повышении
квалификации, способности продуктивно удовлетворять изменчивые,
возрастающие требования общества. Сегодня высокий профессионализм – это
одно из важнейших качеств любого специалиста и в идеале им должны
обладать все [4, c 67].
Профессиональное становление - это динамичный процесс
«формообразования» личности соответствующей деятельности,
обеспечивающий обучение, руководство, профессиональную компетентность и
профессиональные важные качества развития профессионально значимых
психофизиологических свойств, поиск оптимальных методов качественного и
творческого выполнения соответствующей профессиональной деятельности в
соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.
Основным фактором этого процесса на различных этапах становления
выступает социально-профессиональная направленность, сформированная под
влиянием общего комплекса, имеющегося в развитии соответствующей
профессиональной деятельности и профессиональной деятельности человека.
Профессиональное становление является частью онтогенеза человека,
охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до
завершения профессиональной жизни. Профессиональное становление -
развитие личности в процессе выбора профессии, профессиональной
подготовки и профессионального образования, а также осуществление
7
эффективной профессиональной деятельности в процессе подготовки
возникают разного рода противоречия:
1) между человеком и окружающими его людьми, условий
жизнедеятельности;
2) внутриличностные.
Основным противоречием, доминирующим в развитии личности,
является противоречие между возникшими свойствами, качествами личности и
объективными требованиями профессиональной деятельности. В этом смысле,
не вся профессиональная деятельность развивает личность. Есть такие виды
профессиональной деятельности, которые обогащают личность, и наоборот,
уничтожают его. Многое зависит от самого человека, от его взаимоотношений с
профессиональной деятельностью.
Образование, общие знания и общие способности, и специальные
способности, социально-важное и важное профессиональное качество
составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала
зависит от: биологической организации человека; социальных ситуаций;
характера профессиональной деятельности, идентификатора деятельности;
потребностей саморазвития и самоактуализации; требований к человеку
профессии; профессиональной группы[8, c 288].
На каждой возрастной стадии зрелости профессиональное и личностное
становление имеет свои особенности, свое содержание и свою динамику.
Разные авторы предлагают свои стадии развития профессионального
мастерства.
Например, Ткачева С.Е. и Андреев И.В. предлагают такие фазы
профессионального развития в зависимости от фаз зрелости личности[3]:
Фаза 1 – от 20 – 30 лет
Фаза 2 – от 30 – 40 лет
Фаза 3 – от 40 – 55 лет
Фаза 4 – от 55 до 60 лет
8
В зависимости от фаз зрелости фазы профессионального развития делятся
следующим образом:
1) Фаза адепта,2) Фаза адаптации,3) Фаза интернала,4) Фаза мастерства.
Л. М. Митина очерчивает две модели тренировочной деятельности. В
моделях адаптивного самосознания человека преобладает тенденция подчинять
профессиональную занятость внешнему делу в виде исполнения предписаний,
алгоритмов решения профессиональных обязанностей, правил[16, c 102].
Модель профессионального развития, возможность для человека выйти
из такой практики, чтобы превратиться в объект практической деятельности и
преобразования, чтобы преодолеть пределы своих профессиональных в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные
психологические труды - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 224с.
2. Акмеология: учебник / под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2012. –
681с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших
учебных заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 с.
4. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в
развитии личности // Психология формирования и развития личности. М., 2011.
С. 67–87.
5. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или
выдающимися? М., 2013. 210 с.
6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека:
характеристика и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 168 с.
9
7. Бучек А. А., Ермоленко А. В. Акмеологические инварианты
профессионализма: к постановке проблемы // Вестник Кемеровского
государственного университета. 2016. № 2. С. 73 – 76.
8. Воюшина Е. А. К вопросу о подходах к определению понятия
«акме» // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 288-291
9. Гамезо М. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М.
Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Изд. Дом
«Ноосфера», 2009.- 143с.
10. Делия, В. П. Инновационное образование гуманитарного вуза:
теоретические и методологические основы / В. П. Делия. – М.: ООО «ПКЦ
Альтекс». – 2007. – С.6-21.
11. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в
особых и экстремальных условиях. – М.: Изд-во РАГС, 2018. – 178 с.
12. Дмитриева М.А. Психологический анализ системы «человек –
профессиональная среда» // Вестник Ленинградского университета. Серия 6.
Психология. 2017. Вып. 1. С. 82–90.
13. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования:
западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2015. № 6. С. 51–58.
14. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М.:
Культура и спорт. ЮНИТИ, 2008. 350 с.
15. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и
мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 2010. – 119 с.
16. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.
М.: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2012. 400 с.
17. Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И.
Изд: СПб.: Питер, 2012.- 43с.
18. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального
развития личности / под ред. Э. Ф. Зеера. М., 2015. 252 с. 1
10
19. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию / В. А. Ясвин. – М., 2017.