Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития общества обусловливает необходимость перехода школы к новой системе образования, где на первый план выходят интересы личности обучающегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. Системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью дополнительного эстетического образования и воспитания.
Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному искусству. Лепка - один из видов декоративно-прикладного искусства, которое органично сочетает в себе такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и во внеклассной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.
В переводе с латинского «композиция» означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.
Композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.
Цель данного исследования: изучение основ композиции в декоративно-прикладном искусстве при работе с глиной с детьми 6-7 классов в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные понятия и особенности построения композиции в декоративно-прикладном искусстве;
Выявить характеристики лепки из глины в системе дополнительного образования;
Проанализировать программу кружка декоративно-прикладного искусства, направленная на изучение основ композиции.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Основные понятия и особенности построения композиции в декоративно-прикладном искусстве
На современном этапе развития общества очень важно обеспечить историческую преемственную связь предыдущего поколения с будущим, сохранять и развивать национальную культуру, передать национальную историю, этническое самосознание на протяжении веков. Одним из путей решения этого вопроса является ознакомление современной молодежи с русскими народными промыслами, обучение их созданию различных изделий декоративно-прикладного искусства с использованием национальных мотивов.
Однако не все четко понимают терминологию основных понятий, из-за чего здесь возникает некая сложность в построении декоративной композиции.
Для решения этой проблемы необходимо разобраться с определениями и понятиями, связанными с композицией.
Композиция – организующий компонент художественной формы, который придает произведению цельность и единство, соподчиняет его элементы с друг другом и всему замыслу художника. Это слово происходит от латинского «compositio», что в переводе означает сочетание отдельных частей, сложение предметов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармоничное целое. Например, дерево состоит из отдельных частей, а вместе эти части образуют форму, т.е. нечто целое .
Термин композиция в изобразительном искусстве начал употребляться в эпохе Возрождения, т.е. в XV- XVIII вв. Композиция относится ко всем видам искусства, к живописи, графике, скульптуре, так же декоративно-прикладному искусству и др.
Заключение
Отличительная черт любого вида искусства является условность. В декоративно-прикладном искусстве условность находит свою особую форму. Причем, этот вид искусства как бы содержит смежных искусств: в чеканке - условность скульптурного рельефа, в мозаичных панно - условность графического изображения. В каждом виде искусства художественный образ решается своими специфическими средствами. Это легко представить себе, если сравнить подход к решению композиции в графике и декоративном искусстве. Так, при изображении, например, цветка в числе задач графики мы вправе назвать такие, как точная передача объемной формы самого цветка, тоновых отношений, окружающего пространства.
Декоративно-прикладное искусство древний вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которое, как правило, находится вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.
Средства композиции в декоративно-прикладном искусстве определяются комплексом визуально-эстетических связей двух родов закономерностей. К первому относятся пропорционирование и удобства исполнения. Второй порядок средств выражает внутренние закономерности приемов построения изображения и формы. Декоративные изделия имеют четыре типа композиции: центральные, симметричные, переходные, свободные. В общей системе закономерностей композиции главное место принадлежит архитектонике (или просто тектонике). В декоративно-прикладном искусстве различают три вида композиции: плоскостную, объемную и глубинно-пространственную. Каждый из этих видов имеет общие черты или признаки при доминанте того или иного в конкретном случае. В средства композиции входит: пропорциональность, масштаб и масштабность, контраст, ритм, цвет.
Изучение декоративно-прикладного искусства, в частности керамики, способствует развитию художественного мышления, навыков изобразительной деятельности и формированию творческих способностей. На занятиях по керамике раскрываются такие понятия, как композиция, образ, стиль, гармония цвета, выразительность лепки. В настоящее время в системе образования провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В школах с небольшим количеством учащихся дети разного возраста посещают факультативы, кружки, секции и т.п. одновременно, и преподавателю необходимо разрабатывать задания для занятий коллективного творчества.
Необходимо отметить безграничные пластические, конструктивно-пространственные и цветовые возможностями художественной керамики. Она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие учащихся. Личное художественное и педагогическое творчество учителя является непременным условием успешности и качественности педагогического процесса в целом.
Используя возможности композиции в декоративном искусстве, рисунка, цвета, можно передать свое отношение к изображаемым событиям. Изучать декоративно-прикладное искусство в наши дни необходимо. Оно способствует формированию в сознании человека понятия прекрасного в искусстве, воспитанию художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единстве его чувств, интеллекта, воли, действия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Алексахин, Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство Агар, 1998.
Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., Просвещение, 2000. – 144 с.
Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов / В.С. Горичева/ – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с.
Горохов Е.В. Композиция в керамике. – Минск.: Вышэйшая школа, 2009.
Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2015. – 88 с.
Даглдиян Калуст. Декоративная композиция. – М.: Феникс. 2010.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 699 с.
Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М.: Владос, 2006.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос. 2005.
Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Краснодар: КубГУ, 2013
Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар: КубГУ, 2015
Методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Неменский, Б.М. Мудрость красоты. – М., 1989. – 192 с.
Основы педагогики: Учебное пособие. /Под общ.ред. А.И.Жука – Мн.: Аверсэв, 2003.
Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве.– М.: АСТ. 1998.
Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009.
Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., Просвещение, 1990. – 135 с.