Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это высшая ценность для любого человека. Изучение вопросов формирования
здорового образа жизни в наше время приобретает особую актуальность. Результаты
изучения Министерства образования Российской Федерации за 1996 год говорят о том,
что 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. Около 60 - 70% учащихся к
выпускному классу имеют нарушения зрения, 30% - хронические заболевания, 60% -
нарушенную осанку.
По данным Минздрава Российской Федерации из шести подростков, которые прошли
медицинский осмотр, в 94,5% выявлены заболевания. При этом треть заболеваний
ограничивают выбор профессии.
Изучив эти данные, становится понятно, что проблемы детского здоровья нуждаются в
новых подходах. И очень большая ответственность за формирование положительного
отношения к своему здоровью в этом случае ложится на школу. И большую помощь в
этом вопросе может оказать работа педагога-психолога и валеологической службы
школы.
В вопросах оздоровления детей и подростков рука об руку должны идти медики, педагоги,
психологи, валеологии, социальные педагоги и другие специалисты.
Основной задачей должно стать воспитание у подростков потребности быть здоровым,
беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, который является признанным
авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным
вопросом здоровья является здоровый образ жизни. Он занимает 50-55% удельного веса
всех факторов, которые влияют на здоровье людей. Это подтверждается данными
отечественных и зарубежных специалистов.
Целью работы является изучение особенностей работы педагога-психолога с подростками
по формированию здорового образа жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни как аспект человеческой жизни.
3
Предмет исследования - методы и формы работы педагога-психолога по формированию
здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
2) Изучить особенности подросткового возраста;
3) Рассмотреть методы и формы работы педагога-психолога по формированию
здорового образа жизни.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической
литературы
Важно понимать, что только меры, принятые в комплексе и направленные на
формирование здорового образа жизни подростков, произведут положительное
воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный,
генетический потенциал подростков.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С ПОДРОСТКАМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Понятие о здоровом образе жизни
Обязанностью каждого человека является охрана собственного здоровья.
Достаточно часто можно увидеть ситуации, когда человек уже к 20-30 годам доводит себя
до катастрофического состояния, полагаясь полностью только на медицину и забывая о
здоровом образе жизни и увлекаясь вредными привычками.
Важно приучать детей с раннего возраста вести активный образ жизни, закаливаться,
заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
В 1940 году Всемирной организацией здравоохранения было сформулировано понятие
«здоровье». По этой формулировке, «здоровье - это состояние полного физического,
психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или
физических дефектов». Этот подход к здоровью, который сводится не только к
отсутствию болезней, получил название позитивной концепции здоровья.
Сейчас под здоровьем понимается «естественное состояние организма, которое
характеризуется отсутствием каких-либо болезненных изменений, полным физическим
(телесным) и психическим (духовным), моральным и социальным благополучием,
уровнем физического развития, соответствующим возрасту, совершенным механизмом
саморегуляции и высокой степенью адаптации к производственным, социальным,
экологическим условиям».
В 1974 году министром здравоохранения Канады М. Лалондом была сформулирована
концепция «поля здоровья», которая стала наиболее ярким примером позитивного
определения здоровья.
В этой концепции представлены четыре ведущих направления здоровья, к которым
относятся биологическая природа человека, окружающая его среда, индивидуальное
поведение и организация медицинской помощи. Всё это вместе и образует «поле
здоровья».
Поскольку к понятию «здоровье» имеется много разных подходов, то выделяют
различные его составляющие. В настоящее время принято выделять несколько
компонентов (видов) здоровья (В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, 1998; С.В. Попов, 1998).
1) Соматическое здоровье – это состояние органов и систем органов человеческого
организма в настоящее время. В основе соматического здоровья лежит биологическая
программа индивидуального развития человека.
2) Физическое здоровье – это уровень развития и функциональных возможностей
органов и систем организма. Здесь в основе лежит морфологические и функциональные
4
резервы клеток, тканей, органов и систем органов, которые обеспечивают приспособление
организма к воздействию различных факторов.
3) Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. В основу
психического здоровья положено состояние общего душевного комфорта, которое
обеспечивает адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается
потребностями биологического и социального характера и возможностями их
удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей
составляет основу нормального психического здоровья человека.
В числе признаков психически здорового человека называют свободу, независимость,
активность личности в различных социальных ситуациях, критичность.
В современных исследованиях выделяют 6 критериев позитивного психического
здоровья. Также есть и здоровье моральное. Под ним подразумевается устойчивость к
различным проступкам, позитивные мысли, чистота помыслов и поступков.
4) Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно -
информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента
здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами
добра, любви и красоты. Он в значительной мере определяется духовностью человека, его
знаниями и воспитанием.
Эмоциональный аспект здоровья. Под этим аспектом подразумевается понимание своих
чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим
людям помогает выражать свои чувства в форме, которые понятны для других. Здесь
важно уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а
какие нет.
Социальный аспект здоровья. Данный аспект подразумевает осознание себя в качестве
личности мужского или женского пола, которая взаимодействует с окружающими
людьми. Социальное здоровье - это деятельное отношение к миру, мера трудоспособности
и социальной активности. Оно предполагает наличие благоприятных условий жизни
человека, его труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д.
Личностный аспект здоровья. Под этим аспектом подразумевается понимание того, как
развивается «Я» человека, чего он стремится достичь и что понимает под успехом.
Каждый человек сам определяет для себя то, что приносит чувство наибольшего
удовлетворения. Для одних способом самореализации служит карьера, другие
самореализуются в семье, третьи - в работе на благо ближнего.
В целом важен каждый из аспектов здоровья. Они взаимосвязаны между собой и влияют
друг на друга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1982.- 176с.
2. Байкова В.Г., Брюн А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути
преодоления. Москва: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
3. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И., Школьная гигиена: Учебное пособие
для студентов биологических специальностей педагогических институтов.- М.:
Просвещение, 1983.- 160с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Академия,
2014. – С.23.
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Москва, «Ось-89»,
2002.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для
студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.:
Академия, 2004. – С.75.
5
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5.- М.: Педагогика, 1983.-
382с.
8. Горанская С.В. Выбираю жизнь. Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002.
9. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у
учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск
3.- Владивосток: Дальнаука, 1996.- с. 148-153.
10. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни // Международная научная
конференция Здоровый образ жизни (Ленинград, 12-14 декабря 1990.): Тезисы доклада.
Часть 1.- Новгород, 1990.- 26 с.
11. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки.- М.: Медицина, 1984.- 32с.
12. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании// Под
ред. В.В. Аршиновой. – М., Творческий центр «Сфера», 2004.
13. Климова В.И. Человек и его здоровье.- М.: Знание, 1985.- 192с.
14. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.:
ДЕАМ, 1998.- 232с.
15. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников:
Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 139 с.
16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Академия, 2011. – С.81.
17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под. ред.
Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608с. Международная педагогическая
академия, 1995.- 360с.
18. Секач М.Ф. Психология здоровья. Москва: Академический проект, 2003.