Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рынок транспортных услуг является вторичным по отношению к рынку товаров. Он влияет на развитие экономики в целом и отдельные ее сектора, способствует установлению экономических связей между регионами и странами. Данный рынок активно развивается и требует к себе повышенного внимания. Особенно это касается авиатранспортных услуг. С учетом вышесказанного актуальность выбранной темы является очевидной.
Состояние транспортного сектора является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность российской национальной экономики. Транспортная отрасль прямо или опосредованно влияет на множество важнейших факторов для экономического развития, от конкурентоспособности экспорта, напрямую зависящей от эффективности цепочек поставок предприятий, до развития инновационных технологий.
В частности, транспортные компании могут быть источниками платежеспособного спроса на технологии цифровой экономики, такие как блокчейн, анализ «больших данных», интернет вещей, искусственный интеллект и другие. Перед транспортной отраслью стоит множество проблем, в их числе недостаточная развитость инфраструктуры, недостаток частных инвестиций, низкий уровень зрелости компаний – участников рынка, что отрицательно влияет на их эффективность и конкурентоспособность, дисбалансы в развитии транспортной системы.
Их решение потребует не только значительных ресурсов, но и комплексного подхода к регулированию сектора, позволяющего создать условия для притока частных инвестиций и стабильного сбалансированного развития. Важно отметить, что многие проблемы сектора являются производными от общего состояния экономики. В частности, высокая доля транспортной составляющей в ВВП объясняется не только недостаточной эффективностью транспортной отрасли, но и структурой производимых товаров, в которой преобладают сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью. Они создают существенную нагрузку на транспортную инфраструктуру, но при этом крайне чувствительны к изменению цен.
Цель исследования – изучить и проанализировать основы функционирования и перспективы развития перевозчика (авиакомпании) АО «Авиакомпания «Россия» на рынке авиатранспортных услуг.
Задачи исследования:
1) изучить основы функционирования и перспективы развития перевозчика (авиакомпании) на рынке авиатранспортных услуг;
2) совершить анализ функционирования и перспективы развития перевозчика (авиакомпании) АО «Авиакомпания «Россия» на рынке авиатранспортных услуг.
Объект исследования – АО «Авиакомпания «Россия».
Предмет исследования – основы функционирования и перспективы развития перевозчика (авиакомпании) на рынке авиатранспортных услуг.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Основы функционирования и перспективы развития перевозчика (авиакомпании) на рынке авиатранспортных услуг
1.1 Анализ спроса на перевозки всеми видами транспорта в РФ
Выделяют следующие виды рынка транспортных услуг: информационная, стимулирующая, посредническая, регулирующая, ценообразующая, координирующая, санирующая, социальная. Значение реализации указанных функций отражено в табл.1.
Таблица 1 - Функциональное значение рынка транспортных услуг
Функция Значение
Информационная Дает информацию о необходимом количестве и качестве транспортных услуг для потребителей и производителей
Стимулирующая Стимулирует внедрение в транспортный процесс достижений научно- технического прогресса, снижение затрат на перевозочный процесс, а также расширение ассортимента предлагаемых услуг как основных, так и дополнительных и сопутствующих
Посредническая Выступает посредником между производителями и производителями
Регулирующая Приводит в равновесие спрос и предложение
Ценообразующая Цена на транспортные услуги складывается на основе спроса и предложения с учетом конъюнктуры
Координирующая Побуждает транспортные компании создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать большую прибыль
Санирующая Очищает транспортную отрасль от экономически слабых, нежизненно способных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм и услуг
Социальная Дифференцирует доходы участников рынка
Объем российского рынка транспортных услуг, за исключением пассажирских перевозок и курьерских поручений, по итогам 2017-го года составил 940 млрд. рублей. Передает ТАСС со ссылкой на результаты исследования «Российский рынок транспортных услуг: самозанятые исполнители и малый бизнес», проведенного совместно экспертами Avito и Data Insight.
«По итогам 2017-го года объем российского рынка транспортных услуг составил 940 млрд. рублей — это 17% выручки малого бизнеса в сфере услуг. В натуральном выражении годовой объем рынка оценивается в 370 млн. заказов при средней стоимости 2 000 рублей за заказ», — отмечают эксперты.
Согласно основным выводам исследования, в транспортной сфере в России занято около 1,2 млн. человек или 13% от всех занятых в малом бизнесе в сфере услуг. При этом, согласно основным выводам исследования, преобладают самозанятые (один человек без регистрации юридического лица или ИП) — 35% и предприниматели (один человек с регистрацией юридического лица или ИП) — 30%.
Самая массовая транспортная услуга — грузоперевозки. Ими занимается 72% всех рабочих в этом сегменте. Среди компаний, занимающихся грузоперевозками, более 40% одновременно предоставляют посреднические и экспедиторские услуги. В стоимостном выражении объем грузоперевозок составляет 600 млрд. рублей, это порядка 280 млн. заказов. При этом 48% транспортников имеют достаточно заказов или больше, чем могут выполнить, 52% отмечают сокращение объема заказов по сравнению с прошлым годом .
Наблюдаемые тенденции в постепенном оживлении экономики России, увеличение доли контейнерных перевозок, трансформация международных потоков России «АННИ XXI века: теория и практика» 220 с Европейского направления на Азиатское, все это благоприятно влияет на рост автомобильных грузоперевозок в международном сообщении для Российской Федерации . На российском рынке международных автомобильных грузовых перевозок происходят изменения, в значительной мере связанные с общими тенденциями во внешней торговле России с зарубежными странами, с которыми осуществляется автомобильное сообщение. Эти тенденции в текущем году можно оценить как положительные .
Согласно имеющейся таможенной статистике, прирост объемов внешнеторгового оборота нашей страны за семь месяцев 2018 г. со странами ЕС составил 22,7 %, в том числе по импорту – 12,1 % и экспорту – 28,1 %. При этом известно, что преобладающая доля (в частности, импорта) обеспечивается услугами автомобильного транспорта [4]. Следует отметить, что по абсолютному большинству ведущих западноевропейских стран, включая Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Италию и ряд других, рост двусторонних объемов перевозок в текущем 2018 году отмечается 10 – 20 %. Снижение объемов наблюдается по двум самым грузоемким направлениям на нашем рынке перевозок: по Финляндии – на 5,4 % и по Польше – 6,7 %. Только по этим направлениям, а также по Украине суммарная потеря объемов рынка (в сравнении с прошлым годом) составила около 0,6 млн т грузов[11]. Если рассматривать другие сектора нашего рынка, то необходимо особо выделить сохраняющуюся тенденцию значительного роста грузоперевозок на китайском направлении (+18 %). В первую очередь это касается экспортных отгрузок из России, доля которых увеличилась до 63,5 %. Объемы двусторонних автоперевозок с Китаем практически сравнялись с уровнем грузопотоков, имеющихся с Германией. Можно от
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дорохин С.В., Небесная А.Ю. Анализ рынка международных автомобильных грузоперевозок в Российской Федерации / Альтернативные транспортные технологии // 2018. т. 5. № 1 (8). с. 20-24.
2. Поклонова Е.В. Перевозка грузов в РФ: статистический анализ / Е.В. Поклонова, М.А, Залуцкий //Достижения вузовской науки: сб. мат-в ХIII межд. науч.-практ. конф., 31 декабря 2014г./ Под общ. ред. С.С. Чернова.- Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С.145-150.
3. Пономарева Н.Н. Транссиб как ведущий евро-азиатский международный транспортный коридор на территории России [Текст] / Н.Н. Пономарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4 (20). - С. 57- 65.
4. Рыбин Д.А.Особенности международных контейнерных перевозок [Текст] / Д.А. Рыбин // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 850-852.
5. Турбан Г. Международные грузоперевозки и свобода транзита Европейский союз - Евразийский экономический союз – Китай [Текст] / Г. Турбан // Oikonomos: JournalofSocialMarketEconomy. - 2016. - № 3 (6). - С. 73-88.
6. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник / Терешина Н.П. - М.:УМЦ ЖДТ, 2013. - 536 с.
7. Blyde J. Logistic infrastructure and the international location of fragmented production [Текст] / J. Blyde, D. Molina // Journal of International Economics. - 2015. - 95(2). – C. 319-332.
8. Jarašūnienė A., Batarlienė N., & Vaičiūtė K. (2016). Application and Management of Information Technologies in Multimodal Transportation. Procedia Engineering, 134, 309-315.
9. Авиакомпания Россия (Rossiya). - https://fly-inform.ru/airlines/aviakompaniya-rossiya.html
10. Объем российского рынка транспортных услуг достиг 940 млрд. рублей. - https://trans.ru/news/obem-rossijskogo-rynka-transportnyh-uslug-dostig-940-mlrd.-rublej
11. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг. // Студенческая библиотека онлайн. - http://studbooks.net/2128225/ekonomika/problemy_perspektivy_razvitiya_rynka_transportnyh_uslug.
12. Россия в цифрах. 2017: [Электронный ресурс] // Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2017 – 511 с. –http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport.
13. Рынок транспортных услуг: // Студопедия, 2014. - https://studopedia.su/9_67816_rinok-transportnih-uslug.html
14. Что происходит на российском рынке пассажирских авиаперевозок. - https://vc.ru/transport/63337-chto-proishodit-na-rossiyskom-rynke-passazhirskih-aviaperevozok