Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В сознании многих православных христиан присутствует мысль о вечных муках и погибели грешников. Она воспринимается как традиционная, но традиция более многообразна и существуют альтернативные подходы.
Именно на них мы и сосредоточим внимание в этой курсовой, и в первую очередь — на учении об апокатастасисе.
Тема апокатастасиса изучена недостаточно (хотя сотериология играет важную роль в христианском богословии), а в популярном сознании преобладают стереотипы (например, будто апокатастасис — лишь маргинальное учение Оригена). Между тем, это учение с его надеждой на всеобщее спасение то и дело обнаруживается в интуициях ряда святоотеческих авторов.
Термин «апокатастасис» в понимании «восстановление» применялся св. отцами в понимании возвращения в состояние благодати. Так, св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский писали о том, что Христос восстанавливает верующих в Него .
Св. Иустин Философ: «Христос пришел для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди».
Св. Ириней Лионский: «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, - тем более Жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу») .
Целью данной работы является рассмотрение учения об апокатастасисе и его осуждения православной церковью.
Задачи:
1) Характеристика сущности и основных авторов концепции апокатасасиса;
2) Описание основных акцентов в осуждении православной церковью учения об апокатастасисе.
Глава I. Теоретические вопросы сущности апокатастасиса
1.1 Апокатастасис как учение
Св. Феофил Антиохийский учил о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека.
Отдельные элементы апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые определил Климент Александрийский. Например, он говорил о конечности мучений в аду, способности покаяния диавола и всех совершивших грех, считал, что мучения в аду могут быть способом очищения для падших ангелов и людей.
Ориген, ученик Климента, более тщательно расширяет границы представления о всеобщем апокатастасисе (и падших ангелов, и всех совершивших грехи, фактически независимо от их воли), говоря о предположении о предсуществовании душ, и, поэтому, о временном явлении мук грешников мучений в аду.
Мнение о том, что муки в аду заканчиваются и не продолжаются вечно, высказывал не только и Ориген. Помимо него эти же мысли высказывали Дидим Слепец, святой Григорий Нисский, Евагрий Понтийский, Феодор Мопсуестийский и Диодор Тарсийский.
Апокатастасис в учении Григория Нисского
В своих сочинениях Григорий Нисский развивал учение о фундаментальном разделении (διαίρεσις) всего существующего на классы. В более ранних произведениях — «Об устроении человека», «О душе и воскресении» — Григорий излагает учение о порядке сущего в соответствии с восходящей лестницей жизненных сил, в связи с чем он говорит о разделении, согласно которому сущее (существующее) (τὰ ὄντα) делится на умное (τὸ νοητόν) и телесное (τὸ σωματικόν); деление умного Григорий оставляет для другого случая и ведет речь в этих трактатах только о делении телесного .
Он указывает, что телесное (σωματικόν) сущее делится на причастное жизни и лишенное жизни; живущее телесное сущее (ζωτικόν σῶμα) делится на имеющее чувство одушевленное и лишенное чувствования; имеющее чувство делится на разумное (λογικόν) и неразумное. Согласно Григорию, это разделение природного сущего неслучайно, но соответствует порядку творения, описанному в книге Бытия.
Затем в трактате «Против Евномия» Григорий проводит различение также и в рамках умной сферы и говорит о разделении существующего на три природы: во‑первых, умную нетварную природу (природа Божества); во‑вторых, умную тварную природу (ангелы и человеческие души), причаствующую к первой в соответствии с благостью произволения индивидов этой природы; и в‑третьих, чувствующую (τὸ αἰσθητόν) тварную природу.
Следует различать две стратегии выстраивания иерархии у Григория. Согласно одной из них, основанной на принципе родовидовых разделений, на вершине иерархии разделений — или в ее основании (в зависимости от направления взгляда) — лежит сущее, обнимающее в том числе умное нетварное и тварное; согласно же другой стратегии, реализуемой Григорием параллельно с первой в трактате «Против Евномия», на вершине иерархии находится нетварное умное сущее, высшая природа (Божественная природа, общая для ипостасей Троицы) , которая дает бытие сотворенному сущему и к которой умное тварное сущее устремлено как к источнику блага, и причаствуяет к ней по мере благости произволения.
Евагрий Понтийский
Исследования самого последнего времени, посвященные жизни и творчеству одного из первых теоретиков монашеской и, шире, христианской подвижнической жизни, Евагрия Понтийского (или аввы Евагрия) существенно дополняют классические исследования прошлого и содержат новые гипотезы о жизни и богословско-философских истоках и содержании учения Евагрия. Особенно здесь следует отметить новый комментированный перевод на английских важнейшего текста Евагрия «Гностическихглав», осуществленный Иларием Рамелли с наиболее полного сирийского оригинала .
Но прежде, чем говорить о новых гипотезах Рамелли, необходимо напомнить о бесспорных фактах относительно связей Евагрия с Палестиной.
Главным, хоть и не единственным, источник этих данных является «Лавсаик» Палладия, еп. Иерапольского, автор которого сам был ближайшим учеником Евагрия, и именно благодаря Палладию были, вероятно, спасены многие сочинения Евагрия, перевезенные им в Палестину во время гонений на оригенизм. Множество строк в своем сочинении, посвященном самым замечательным подвижникам Египта и Палестины Палладий посвятил Евагрию, которого называет «блаженным» и своим учителем, человеком, жившим жизнью апостольской. Оба, и Евагрий, и Палладий были тесно связаны с монашеским кружком, собранным вокруг подвизавшихся на Елеонской горе в Иерусалимезнатной римлянки Мелании Старшей и Руфина Аквилейского. Следует признать, что в немалой степени самому существованию Евагрия-монаха мы обязаны Мелании, к которой около 382 г. прибыл диакон Евагрий. Согласно Палладию, последний бежал из Константинополя, где его постигло страстное искушение — любовь к замужней знатной даме. Евагрий к тому времени прошел уже ученичество и у Василия Великого в Кесарии Каппадокийской, и у Григорий Богослова в Константинополе. Он был весьма образован и утонченно, очевидно, еще не стяжал бесстрастия.
Согласно такому изложению, хотя и говорится, что богословское становление Евагрия проходило под влиянием Каппадокийцев, но Григорий Нисский среди них не упоминается, как мы увидим ниже, Рамелли, прочтя по-новому некоторые тексты, выскажет гипотезу о том, что куда большим учителем Евагрия были не старшие Каппадокийцы, а младший — Григорий Нисский. Но вернемся к моменту прибытия Евагрия в Иерсусалим, куда, согласно Палладию, основывающегося, видимо, на рассказе самого Евагрия, его привлекло мистическое видение .
Итак, в Иерусалим Евагрий прибыл, ища избавления от своей страсти у Гроба Господня. Однако, Палладий совершенно не упоминает о посещении Евагрием святых мест в Иерусалиме. Весь краткий рассказ о пребывании там Евагрия сводится к обстоятельствам принятия им монашеского пострига под влиянием Мелании — личная встреча в великой подвижницей и впечатление, которое, видимо, она на него произвела, вкупе с внешними обстоятельствами — воспитывающим наказанием Божиим в виде болезни, сделали свое дело: «Евагрий приплыл в Иерусалим. И там удостоился быть у блаженной Мелании Римляныни. Когда же снова диавол ожесточил его сердце, как сердце фараона, так как был он молод и цветущ возрастом, то был он в некой неуверенности и колебался, никому ничего не говоря, и вновь переменил одежду, и грызло его ораторское тщеславие. Но препятствующий всякой нашей погибели Бог навел на него лихорадку, и от неев сильной болезни за шесть месяцев иссохла его плоть, через которую он претыкался. Когда же врачи затруднялись и не находили способа лечения, говорит ему блаженная Мелания: «Не нравится мне, сыне, твоя долгая болезнь. Скажи мне, что у тебя в помыслах. Ибо не без Божией воли эта твоя болезнь». Тогда поведал ей все это дело. И говорит она ему «Дай мне слово перед Богом, что имеешь целью уединенную жизнь. И я, хотя и грешницей обретаюсь, помолюсь, чтобы дал тебе продление жизни».
И он согласился. И спустя несколько дней поправился. И когда встал, она сама переменила его одежды, и он отправился в путешествие в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Апокатастасис (еретическое учение о всеобщем спасении)// https://verapravoslavnaya.ru/?Apokatastasis (дата обращения 02.11.2019)
2) Апокатастасис - ложное учение о всеобщем спасении// https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/apokatastasis-lozhnoe-uchenie-o-vseobshchem-spasenii.html (дата обращения 02.11.2019)
3) Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию/Пер. с англ. В.А. Самойлова. – 2-е изд. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 256 с.;
4) Башкиров В. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена// https://azbyka.ru/apokatastasis-v-svyashhennom-pisanii (дата обращения 02.11.2019)
5) Беневич Г. И. О некоторых философско-богословских аспектах учения оригенистов IV–V вв. и полемики с ними // Acta eruditorum. 2015. № 19. С. 54–60.// http://primuzee.ru/shop/Knigi/Materialy-XXIV-naychnoi-konferencii-Yniversym-Platonovskoi-mysli (дата обращения 02.11.2019)
6) Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб.: Изд-во РХГА, 2013.
7) Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Опыт парадоксальной этики. - М.: АСТ, 2003. С. 25–424// http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka/ (дата обращения 02.11.2019)
8) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 1328 с.
9) Бирюков Д.С. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисскийи Дионисий Ареопагит // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2014. — № 3. — С. 302-324
10) Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 220.
11) Булгаков С. Апокалипсис: Опыт догматического истолкования. - М.: Православное братство трезвости «Отрада и утешение», 1991. 351 с.// http://www.odinblago.ru/bulgakov_apokalipsis (дата обращения 02.11.2019)
12) Гомперц Т. Греческие мыслители. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.
13) Евагрий Понтийский. Большое послание к Мелании / пер. Ю. Аржанова // Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. СПб., 2009. С. 475–497.
14) Епифанович С.Л. Лекции по патрологии (Церковная письменность I – III веков). – СПб.: Воскресение, 2010. – 608 с.;
15) Иеросанфион, или Новый рай. Собрание монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V–XV вв. М.: ИнформБюро, 2010. С. 91.
16) Лега В.П. Плотин, патристика и современность. Апологетические очерки. – М.: Издательство ПСТГУ, 2002. – 124 с.
17) Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999,с. 246.
18) Ориген. О началах. – Новосибирск: Наука, 1994. – 384 с.
19) Савельев А. Апокатастасис - ересь или не ересь?//https://www.pravda.ru/faith/1119929-apokatastasys/ (дата обращения 02.11.2019)
20) Св. Григорий Нисский. О Душе и Воскресении, разговор с сестрою Макриною// https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_dushe_voskresenii/ (дата обращения 02.11.2019)
21) Серегин А. В. Апокатастасис и традиционная эсхатология у Оригена// http://www.danuvius.orthodoxy.ru/apocatas.htm (дата обращения 02.11.2019)
22) Платон. Диалоги/ перев. с древнегреч., премеч. Л. Сумм. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
23) Страхов П. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. – Киев: Метанойя, 2002. – 188 с.
24) Фокин А. Учение Оригена о Логосе и логосах (тексты и комментарии) // Богословский сборник. — 2001. — Т. VIII. — С. 197-226.
25) Фокин А. Апокатастасис в сирийской христианской традиции: Евагрий и Исаак// https://mospat.ru/church-and-time/1516 (дата обращения 02.11.2019)
26) Христианство и религии мира. – М.: ПроПресс, 2006. – 224 с.;
27) Чернышев В.М. Религиоведение. – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 336 с.
28) Шуфрин А.М. Гнозис, богоявление, обожение: Климент Александрийский и его источники / пер. с англ. В.Р. Рокитянского. — М. : Библиотека богослова,2013. — (Византийская философия ; 10)